СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 2024136721 мая в «Крокус Сити Холле» впервые в России выступит Ёсики Хаяси — основатель самой влиятельной японской рок-группы X Japan. 48-летний музыкант не только запустил «японских Kiss», заложивших основы жанра visual kei, и выступал на празднике в честь десятой годовщины коронации императора Японии Акихито, также он записывает псевдоклассические альбомы — с инструментальными пьесами, сыгранными на рояле. Ёсики представит в Москве свою последнюю сольную пластинку «Yoshiki Classical», которую — как обычно — записал с сэром Джорджем Мартином, знаменитым продюсером The Beatles.
— Вы 30 лет играли хеви-метал...
— Я до сих пор в роке — записываю и выступаю. Я только что анонсировал шоу X Japan в Нью-Йорке — оно пройдет в октябре в Madison Square Garden. Я также делаю и танцевальную музыку. Я не замкнут в одном жанре. Мне важна мелодия. Как она сделана — не имеет значения. Классика, джаз, рок, электроника... Но я в первую очередь рок-музыкант.
— Поэтому вы так редко выпускаете сольные альбомы?
— Мои классические вещи появлялись случайно. Меня иногда просили сделать песню в таком стиле. Скажем, для годовщины какого-то события в императорской семье. Или для World Expo в 2005-м. А тут я сочинил композицию для церемонии «Золотого глобуса». Один мой друг сказал: почему бы тебе не издать ее? И я сделал сингл. Потом меня спросили: а почему бы тебе не собрать все треки, которые у тебя есть? Так что я сделал компиляцию за последние 10 лет. И получился альбом «Yoshiki Classical». Не то чтобы я старался сделать альбом, он сам получился.
Самое тяжелое — закончить песню.
— При этом вы часто переигрываете на рояле хиты X Japan. Вы хотите в них что-то добавить или посмотреть на них со стороны?
— Мне важна мелодия. Красивая мелодия, которая может задеть сердца людей. Так что я могу аранжировать старые песни под симфонии или просто переиграть на пианино. Но стараюсь сохранить основу.
— Когда выйдет новый альбом X Japan?
— (Смеется.) Я стараюсь, правда стараюсь, чтобы он вышел. У меня нет проблем с сочинением, я не мучаюсь отсутствием вдохновения. У меня есть сотни, тысячи песен. Проблема возникает, когда я начинаю их записывать. Я перфекционист. Я много чего пишу, по несколько треков в неделю. Самое тяжелое — закончить песню. И с классикой такая ситуация, и с роком. У меня поэтому много невыпущенных записей. После моей смерти выйдет огромное количество неизданного материала. Куча альбомов.
— На фестивале SXSW у вас была дуэль на роялях с собственной голограммой. Не думали и себя заменить на концертах голограммой?
— Я планирую кое-что совсем безумное. Есть интересные идеи, не связанные с голограммами. В конце концов, в 2008-м, когда X Japan давали шоу в Tokyo Dome (мы тогда возродились), я использовал голограмму нашего гитариста Хидэ, который ушел в мир иной. Потом было это выступление на SXSW. Теперь я хочу что-то более инновационное.
— Как вы сочиняете музыку?
— Я все сочиняю в голове — пользуюсь только ручкой и бумагой. Иногда сажусь за рояль или берусь за гитару. Но в своей голове вы можете себе позволить все — добавить любой инструмент, в любом диапазоне, с любым тембром.
— Используете какие-то приложения?
— (Смеется.) У меня все это есть, конечно. Но компьютер всегда появляется после придумывания музыки. Когда я сочиняю что-то в стиле рок, я могу навскидку набить барабаны. Или записать мелодию.
— Вы сотрудничали с «пятым битлом» Джорджем Мартином — продюсером старой школы. Он работает по старинке?
— Было большой честью сотрудничать с ним. Не сказал бы, что он работает по старинке. Он очень инновационный. Во время нашей совместной работы он старался придумать что-то новое, постоянно предлагал идеи. Он любит эксперименты. Поэтому, наверное, The Beatles записывали альбомы, которые можно и сейчас слушать.
Я до сих пор очень даже японец.
— Где вы сейчас живете?
— Я живу в США. Хотя и путешествую много. И много времени провожу в Азии, в Японии. Не очень понимаю, где я живу, по сути.
— Вы стали чувствовать себя американцем?
— Я в Токио каждый месяц езжу. Я до сих пор очень даже японец.
— Что значит быть японцем в США?
— Я там нахожусь, потому что у меня своя студия. Но я нечасто ее покидаю. Я, когда выхожу, мало замечаю, что происходит вокруг. Можно сказать — просто так получилось, что я живу в США.
— Вы стали больше интересоваться культурой своей страны?
— Да, это правда. Я в Японии об этом особо не думал. А обосновавшись в США, начал. Я больше стал себя чувствовать японцем. И особенно полюбил японскую еду.
— Родная культура на вас влияет?
— Конечно, я же вырос в Японии. Правда, слушал поначалу классику — я играю на пианино с 4 лет. С 10 начал слушать рок. Но и национальная музыка внедрялась в мой мозг. Иногда, когда я придумываю песню, у меня в голове все смешивается. Влияние ощущается всегда.
— Азиатский поп-рынок явно продвинулся за последние годы.
— Потому что раньше не было интернета... И это относится не только к Азии. У музыкантов из любой страны мира теперь есть шансы стать популярными. Я думаю, это дело времени. Шансы есть и у Европы. И у России. Теперь нет границ.
— У вас до сих пор есть свой лейбл — зачем он вам?
— Да, сейчас лейбл не особо нужен, если ты связан с фанатами и знаешь, как продвигать свою музыку. Раньше нельзя было общаться с фанатами. А теперь ты получаешь от них сообщения через социальные сети напрямую. Я очень этому рад.
— Но теперь каждый слушатель может выразить мнение. И серой массы в зале больше нет. Как это на вас влияет?
— Да, это интересный вопрос. Иногда я, к примеру, спрашиваю перед концертом, какие песни мне исполнять. С другой стороны, у артиста должны быть собственные идеи. Это свойство артиста — он делает то, что хочет. Если он будет слушаться фанов, их мнения, то не сможет сам творить. Но иногда надо их слушать. И получать удовольствие.
— Что вы думаете о московских фанатах — вы уже с ними встречались?
— Да, мне понравилось в России. Русские фаны приезжали в аэропорт меня встречать. И на Фейсбуке я получал от них сообщения. Они, возможно, самые мои милые фанаты в мире.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241367Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249472Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416116Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202416859Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419547Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420418Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425458Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425665Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427000