Ёсики: «Я хочу что-то более инновационное, чем голограмма»

Основатель самой известной японской рок-группы X Japan о том, как он пишет музыку в голове, работает с «пятым битлом» Джорджем Мартином, и о жизни японца в США

текст: Влад Коренев
Detailed_picture© X Japan

21 мая в «Крокус Сити Холле» впервые в России выступит Ёсики Хаяси — основатель самой влиятельной японской рок-группы X Japan. 48-летний музыкант не только запустил «японских Kiss», заложивших основы жанра visual kei, и выступал на празднике в честь десятой годовщины коронации императора Японии Акихито, также он записывает псевдоклассические альбомы — с инструментальными пьесами, сыгранными на рояле. Ёсики представит в Москве свою последнюю сольную пластинку «Yoshiki Classical», которую — как обычно — записал с сэром Джорджем Мартином, знаменитым продюсером The Beatles.

— Вы 30 лет играли хеви-метал...

— Я до сих пор в роке — записываю и выступаю. Я только что анонсировал шоу X Japan в Нью-Йорке — оно пройдет в октябре в Madison Square Garden. Я также делаю и танцевальную музыку. Я не замкнут в одном жанре. Мне важна мелодия. Как она сделана — не имеет значения. Классика, джаз, рок, электроника... Но я в первую очередь рок-музыкант.


— Поэтому вы так редко выпускаете сольные альбомы?

— Мои классические вещи появлялись случайно. Меня иногда просили сделать песню в таком стиле. Скажем, для годовщины какого-то события в императорской семье. Или для World Expo в 2005-м. А тут я сочинил композицию для церемонии «Золотого глобуса». Один мой друг сказал: почему бы тебе не издать ее? И я сделал сингл. Потом меня спросили: а почему бы тебе не собрать все треки, которые у тебя есть? Так что я сделал компиляцию за последние 10 лет. И получился альбом «Yoshiki Classical». Не то чтобы я старался сделать альбом, он сам получился.

Самое тяжелое — закончить песню.

— При этом вы часто переигрываете на рояле хиты X Japan. Вы хотите в них что-то добавить или посмотреть на них со стороны?

— Мне важна мелодия. Красивая мелодия, которая может задеть сердца людей. Так что я могу аранжировать старые песни под симфонии или просто переиграть на пианино. Но стараюсь сохранить основу.

— Когда выйдет новый альбом X Japan?

(Смеется.) Я стараюсь, правда стараюсь, чтобы он вышел. У меня нет проблем с сочинением, я не мучаюсь отсутствием вдохновения. У меня есть сотни, тысячи песен. Проблема возникает, когда я начинаю их записывать. Я перфекционист. Я много чего пишу, по несколько треков в неделю. Самое тяжелое — закончить песню. И с классикой такая ситуация, и с роком. У меня поэтому много невыпущенных записей. После моей смерти выйдет огромное количество неизданного материала. Куча альбомов.


— На фестивале SXSW у вас была дуэль на роялях с собственной голограммой. Не думали и себя заменить на концертах голограммой?

— Я планирую кое-что совсем безумное. Есть интересные идеи, не связанные с голограммами. В конце концов, в 2008-м, когда X Japan давали шоу в Tokyo Dome (мы тогда возродились), я использовал голограмму нашего гитариста Хидэ, который ушел в мир иной. Потом было это выступление на SXSW. Теперь я хочу что-то более инновационное.


— Как вы сочиняете музыку?

— Я все сочиняю в голове — пользуюсь только ручкой и бумагой. Иногда сажусь за рояль или берусь за гитару. Но в своей голове вы можете себе позволить все — добавить любой инструмент, в любом диапазоне, с любым тембром.

— Используете какие-то приложения?

(Смеется.) У меня все это есть, конечно. Но компьютер всегда появляется после придумывания музыки. Когда я сочиняю что-то в стиле рок, я могу навскидку набить барабаны. Или записать мелодию.

— Вы сотрудничали с «пятым битлом» Джорджем Мартином — продюсером старой школы. Он работает по старинке?

— Было большой честью сотрудничать с ним. Не сказал бы, что он работает по старинке. Он очень инновационный. Во время нашей совместной работы он старался придумать что-то новое, постоянно предлагал идеи. Он любит эксперименты. Поэтому, наверное, The Beatles записывали альбомы, которые можно и сейчас слушать.

Я до сих пор очень даже японец.

— Где вы сейчас живете?

— Я живу в США. Хотя и путешествую много. И много времени провожу в Азии, в Японии. Не очень понимаю, где я живу, по сути.

— Вы стали чувствовать себя американцем?

— Я в Токио каждый месяц езжу. Я до сих пор очень даже японец.

— Что значит быть японцем в США?

— Я там нахожусь, потому что у меня своя студия. Но я нечасто ее покидаю. Я, когда выхожу, мало замечаю, что происходит вокруг. Можно сказать — просто так получилось, что я живу в США.

— Вы стали больше интересоваться культурой своей страны?

— Да, это правда. Я в Японии об этом особо не думал. А обосновавшись в США, начал. Я больше стал себя чувствовать японцем. И особенно полюбил японскую еду.

— Родная культура на вас влияет?

— Конечно, я же вырос в Японии. Правда, слушал поначалу классику — я играю на пианино с 4 лет. С 10 начал слушать рок. Но и национальная музыка внедрялась в мой мозг. Иногда, когда я придумываю песню, у меня в голове все смешивается. Влияние ощущается всегда.

— Азиатский поп-рынок явно продвинулся за последние годы.

— Потому что раньше не было интернета... И это относится не только к Азии. У музыкантов из любой страны мира теперь есть шансы стать популярными. Я думаю, это дело времени. Шансы есть и у Европы. И у России. Теперь нет границ.

— У вас до сих пор есть свой лейбл — зачем он вам?

— Да, сейчас лейбл не особо нужен, если ты связан с фанатами и знаешь, как продвигать свою музыку. Раньше нельзя было общаться с фанатами. А теперь ты получаешь от них сообщения через социальные сети напрямую. Я очень этому рад.

— Но теперь каждый слушатель может выразить мнение. И серой массы в зале больше нет. Как это на вас влияет?

— Да, это интересный вопрос. Иногда я, к примеру, спрашиваю перед концертом, какие песни мне исполнять. С другой стороны, у артиста должны быть собственные идеи. Это свойство артиста — он делает то, что хочет. Если он будет слушаться фанов, их мнения, то не сможет сам творить. Но иногда надо их слушать. И получать удовольствие.

— Что вы думаете о московских фанатах — вы уже с ними встречались?

— Да, мне понравилось в России. Русские фаны приезжали в аэропорт меня встречать. И на Фейсбуке я получал от них сообщения. Они, возможно, самые мои милые фанаты в мире.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20249434
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 202411043
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202417147
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202423433
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202427430
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202432769
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202432025