18 сентября 2013Современная музыка
126

Персона COLTA. Серж Танкян: «Придется поменяться и власти, и олигархам»

Лидер System of a Down о царистских замашках президентов постсоветских стран, бойкоте Олимпиады в Сочи и своей любви к джазу

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© Serj Tankian

В первый день своей новой жизни COLTA.RU решила предоставить слово тем, кто восхищает нас, озадачивает, волнует — и вызывает устойчивый интерес. Семь интервью людей, с которыми нам давно хотелось поговорить: от Роберта Уилсона, Цай Мин Ляня и Марты Рослер — до Леонида Парфенова.

Пока группа System of a Down пребывает в затяжном творческом отпуске, ее лидер Серж Танкян записывает альбомы в самых разных жанрах: в Москву и Санкт-Петербург он приедет с материалом двух своих симфонических опусов — «Elect the Dead» и «Orca». COLTA.RU расспросила музыканта, политического активиста и основателя правозащитной организации о работе с оркестром и состоянии дел в современной России.

— Вы, кажется, освоились в работе с оркестром. «Orca» — уже второй ваш симфонический альбом. Вы аранжировали всю музыку сами или с чьей-то помощью?

— Первой оркестровой работой была «Elect the Dead» — для этой пластинки я сам прописал немало струнных и духовых партий, но в основном ее аранжировал Джон Псатос, замечательный композитор и мой большой друг из Новой Зеландии. В «Orca» все партии инструментов сочинил уже я сам, но так как я не знаком с нотной грамотой, помощь аранжировщика все равно пригодилась.

«Orca» в переводе значит «косатка», названия треков тоже отсылают к морской тематике — почему вы вдруг этой стихией заинтересовались?

— Я наблюдал косаток в разных состояниях: вообще-то они ведут себя спокойно, но могут быть очень жестокими. Это навело меня на мысль о дуализме человеческой природы, которая очень схожа: так дельфин-убийца стал у меня своеобразной метафорой. Можно сказать, что разные части этой симфонии иллюстрируют различные состояния косатки (и человека). Но что бы я ни рассказывал, сначала появилась музыка — история о косатке может быть лишь одной из многих историй, которые она может рассказать.

— Вы еще недавно джазовую пластинку записали. Хотя по тому, что вы раньше делали, не скажешь, что вы джаз любите.

— Напротив. Я слушаю много классического джаза: Майлз Дэвис, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк, Орнетт Коулмэн, Нина Симон. Мне симпатичен acid jazz, например. На этом альбоме подобралась отличная компания: Тигран Хамасаян на клавишных, Валерий Толстов на духовых, Том Дюпри на трубе — все это замечательные музыканты.

— Вам удается среди этой бурной звукозаписывающей деятельности находить время для Axis of Justice, правозащитной организации, которую вы основали с гитаристом Томом Морелло?

— Да, мы до сих пор выкладываем и комментируем интересующие нас новости на сайте организации, ведем радиошоу уже шесть лет, делаем подкасты. Часто собираем деньги на благотворительность — важно, чтобы были для этого серьезный повод и необходимое время.

© Serj Tankian

— Кстати, о комментариях: когда участниц Pussy Riot посадили, вы написали, что их следует немедленно выпустить. С таким же обращением к власти выступило множество музыкантов со всего мира — но результатов никаких так и нет. Что нужно делать дальше? Отменять концерты в России?

— Я не думаю, что это хорошая идея. Это путь к изоляции любителей музыки и русских музыкантов. Но борьбу за свободу высказывания нужно продолжать — не важно, музыкант ты или нет. Простых решений тут нет, но постоянная и упорная работа обязательно приведет к каким-то позитивным результатам. Правительство не может судить художественное высказывание — это дело публики. Пресекая возможность самовыражения, власти не дают людям выразить свое отношение к музыканту или художнику — причем оно ведь далеко не всегда может быть положительным. Возьмем скандал вокруг Bloodhound Gang, когда басист подтерся российским флагом на концерте в Одессе. В данном случае именно публика должна была заставить промоутеров отменить концерт в Анапе, бойкотировать фестиваль Kubana, если бы возникла такая необходимость. А когда этим занимается государство, оно отучает общество действовать и думать самостоятельно. Еще один характерный пример — изъятие картин с Путиным и Медведевым из Музея власти в Петербурге. Это показывает, что часть вашего правительства совершенно неспособна воспринимать критику. Путин называет себя националистом — что ж, возможно, так оно и есть. Но если ты не доверяешь своему народу, как ты можешь его любить и уважать — независимо от того, боишься ты вмешательства американцев во внутренние дела страны или нет? На самом деле здоровая нация воспринимает себя как большую семью с общим наследием, убеждениями, интересами — и доверие здесь, конечно, не на последнем месте. Но царистские замашки политических лидеров, самостоятельно решающих, что лучше для общества, сейчас характерны, кажется, для большинства постсоветских стран, включая Армению.

— Как вы относитесь к призыву писателя Стивена Фрая бойкотировать Олимпиаду в Сочи? Подобные шаги — действенная мера для того, чтобы привлечь внимание к проблемам ЛГБТ-сообщества в России?

— Чего добились США и СССР, когда бойкотировали Олимпиады в восьмидесятых? Мне не кажется, что это выход. Закон о гомосексуальной пропаганде (что бы ни значил этот термин) — это ящик Пандоры, в котором скрыто множество возможностей для ущемления прав людей, принадлежащих к ЛГБТ-сообществу. Мне кажется, что спортсмены-геи, которым, несмотря на заверения ваших властей, в Сочи будет некомфортно, должны открыто заявить о своей позиции — и, возможно, пропустить эту Олимпиаду. Это их право — и важно его использовать. Несмотря на то что этот закон в России широко поддерживается обществом, он должен быть отменен под давлением активистов. Частично корни этой проблемы — в образовании и воспитании. У вас, как и в Америке, люди не привыкли жить бок о бок с геями — отсюда и страх. А утверждение, что закон направлен только на тех, кто пропагандирует гомосексуализм среди детей, неверно фактически.

Публика должна была заставить промоутеров отменить концерт Bloodhound Gang в Анапе.

— Где та черта, после которой вы говорите: нет, в эту страну я играть не поеду? Скажем, в Турции System of a Down долго не выступали из-за того, что власти не признавали геноцид армян...

— Я не еду в те страны, где не могу выйти на сцену и сказать ровно то, что я думаю. Что касается Турции — после событий на площади Таксим, после того, как слово «геноцид» все же было произнесено, может быть, мы изменим свое решение. Хотя администрация Эрдогана посадила многих журналистов, которые освещали протесты, — у него, наверное, «комплекс султана» или что-то вроде этого. Со свободой самовыражения там, как и у вас, проблемы: драконовская «301-я поправка» позволяет посадить каждого, кто оскорбляет «турецкость» — что бы это ни значило с точки зрения суда. Кстати, в России я никогда не чувствовал, что не могу озвучить свои мысли на сцене или в прессе без неприятных последствий. Может быть, потому, что у меня нет вашего гражданства.

— Как вы относитесь к протестной активности в нашей стране? Как, по вашему мнению, должна на нее реагировать путинская администрация?

— Я поддерживаю любое движение в сторону более эгалитарного, прозрачного и демократического общества — хоть в России, хоть в США, хоть в любой другой стране мира. Стремление посадить за решетку по сомнительным обвинениям или создать другие сложности для Навального, Каспарова — это всего лишь демонстрация страха со стороны властей. К сожалению, это непростой процесс: демократизация общества не обойдется без акций гражданского неповиновения и забастовок, которые негативно повлияют на экономику. Но в конечном счете придется поменяться и власти, и олигархам, которые не смогут принимать решения без поддержки простых людей. Одновременно с этим мне не нравится, когда одни страны провоцируют политические изменения в других в угоду собственным национальным интересам — подобных вещей очень опасаются как в России, так и в Америке. Но это никак не оправдывает стремления подавить свободу слова и демократические процессы. Когда мы в прошлый раз были в Москве, Медведев сказал по телевизору, что главной проблемой в России является коррупция: очевидно, что это до сих пор так, причем не только у вас, но и во всем мире.


Мнение Танкяна о других политических проблемах (в частности, о возможном американском вмешательстве в военный конфликт в Сирии) можно узнать на его странице в Facebook.

Серж Танкян выступает 27 сентября в «Крокус Сити Холле», а 28 сентября — в БКЗ «Октябрьский» (Санкт-Петербург).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245354
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246953
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413440
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419858
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423924
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429226
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429910