Йозеф ван Виссем: «Это музыка отшельников»

Композитор и лютнист, получивший награду Каннского кинофестиваля за фильм «Выживут только любовники», о магическом кино «Partir to Live» и десяти любимых саундтреках

текст: Александр Великанов
Detailed_picture© Jozef Van Wissem

27 июня в Парке искусств «Музеон» заработает летняя программа кинопоказов с живой музыкой. Ее откроет показ экспериментального чилийского фильма «Partir to Live», саундтрек к которому исполнят режиссер фильма, участник психоделической группы Föllakzoid Доминго Гарсия-Уидобро и авангардный композитор и лютнист Йозеф ван Виссем, в 2013 году получивший приз Каннского кинофестиваля за звуковую дорожку к фильму Джима Джармуша «Выживут только любовники». Нидерландский музыкант, живущий в Бруклине, обладатель единственной в мире черной лютни, рассказал COLTA.RU о магическом фильме «Partir to Live», 10 любимых саундтреках всех времен и народов и объяснил, откуда в нем любовь к мрачной и печальной музыке.

О фильме «Partir to Live»

С Доминго Гарсия-Уидобро нас познакомили люди из Sacred Bones Records, лейбла, который меня издает. Сначала мы стали тусоваться вместе в Нью-Йорке, потом Доминго предложил озвучить его фильм. С Джимом Джармушем мы тоже сначала стали общаться и дружить, а потом делать вместе музыку. Для меня это естественно — делать музыку с друзьями. Как в юности — как будто запираешься в комнате вместе с парнями (или девушками — пол тут не имеет значения), берете инструменты, начинаете музицировать и отправляетесь в неизведанное. Я и не представляю, как можно писать музыку по-другому.

В фильме «Partir to Live» нет диалогов и вообще сюжета как такового, поэтому у меня было много свободы — руки полностью развязаны. В «Выживут только любовники», например, я писал некоторые куски под определенную задачу, поставленную Джимом. Часть музыки там — это чистая функция. Поэтому меня забавляют некоторые поклонники этого саундтрека, которые подходят ко мне на концертах, называют его гениальным от первого до последнего звука и не хотят слышать никаких возражений. Даже от меня.

Это музыка отшельников — мужчина наедине со своей гитарой и своими чувствами.

«Partir to Live» — совсем другое дело. Это что-то типа магического кино, в нем нет нарратива, а сюжет определяет сама музыка. Для этого фильма я сочинил музыку о путешествиях и состоянии транса, в которое можно впасть в том числе и во время путешествий. Я много об этом знаю: я постоянно путешествую — даю концерты по всему миру, пропагандируя лютню. Я люблю гастролировать — это у меня в крови.

Звуковая дорожка «Partir to Live» писалась специально чтобы исполнять ее живьем. Концертная версия саундтрека отличается от предзаписанной. Каждый раз она разная и зависит от архитектуры и акустики места, где показывается фильм. Иногда я больше играю на лютне, иногда больше использую электронные эффекты — фидбек, тремоло, реверберацию и хорус. Еще я использую field recordings — объявления из аэропортов и вокзалов, которые я записывал во время своих путешествий. Мне нравится их саунд — мне кажется, он очень хорошо сочетается с лютней. Возможно, я успею что-нибудь записать в московском аэропорту.

Я думаю, что в Москве я сделаю упор на электронику, а также привезу свой 12-струнный электрический Gretsch. А на лютне сыграю отдельный концерт — до показа.


10 любимых саундтреков Йозефа ван Виссема
1.
«Евангелие от Матфея»

Режиссер Пьер Паоло Пазолини

Я начал играть на гитаре в 11 лет, и одной из моих первых пластинок был первый альбом Рая Кудера. Он заканчивался блюзом Слепого Вилли Джонсона «Dark Was the Night», который произвел на меня огромное впечатление. С него все началось — и в этой музыке, написанной Вилли Джонсоном в 20-х годах, можно обнаружить корни всего, что я потом сделал. Пазолини использовал эту вещь в своем «Евангелии от Матфея» — я большой поклонник Пазолини и этого фильма. Саундтрек к нему, несмотря на свою эклектичность, находится на первом месте в списке моих любимых саундтреков.


2.
«Париж, Техас»

Режиссер Вим Вендерс

 «Dark Was the Night» в исполнении Рая Кудера появится в фильме Вима Вендерса «Париж, Техас». Она станет лейтмотивом этого фильма, который я очень люблю. Звуковая дорожка к нему, полностью сыгранная Раем Кудером, — образец того, каким должен быть саундтрек к фильму.


3.
«Мертвец»

Режиссер Джим Джармуш

Немного странно, что «Dark Was the Night» проявится и в третьем фильме, саундтрек к которому находится в моем персональном списке лучших саундтреков. Это «Мертвец» Джима Джармуша. Вим Вендерс оказал очень большое влияние на Джима. Джармуш подсмотрел у Вендерса вот эту атмосферу роуд-муви, которая создается слайд-гитарой. Джим — не только выдающийся режиссер, но и музыкант. Мне кажется, что он даже в первую очередь музыкант. Я знаю, что многие его сценарии инспирированы музыкой.

Эти три фильма — «Евангелие от Матфея», «Париж, Техас» и «Мертвец» — олицетворяют мою завороженность мрачной музыкой, которая может одновременно вызвать в человеке приступы тоски и счастья. Ну вот как кантри-блюз или индастриал. Сочиняя и выступая сам, я стремлюсь достичь того же эффекта, который упрощенно можно описать как «чувствовать себя хорошо через то, чтобы чувствовать себя плохо». Удивительный эффект: ты играешь людям нечто мрачное и грустное, при этом у них повышается настроение. Это музыка отшельников — мужчина наедине со своей гитарой и своими чувствами. Такую музыку я полюбил в детстве и люблю по сей день.

4.
«Дьяволы»

Режиссер Кен Расселл

На 4-е место я поставил саундтрек к «Дьяволам» Кена Расселла, в котором принял участие Дэвид Мунро. Мунро — великолепнейший музыкант — покончил жизнь самоубийством во время одного из приступов депрессии; я думаю, за этим стояли фрейдистские мотивы — он был гомосексуалистом и никак не смог с этим справиться, живя в агрессивно-гомофобной среде Великобритании 1970-х. Очень грустная история, как и музыка, которая мне нравится.


5.
«Носферату»

Режиссер Вернер Херцог

Саундтрек к «Носферату» Вернера Херцога, сочиненный краут-рок-группой Popol Vuh, великолепен. Я вообще предпочитаю саундтреки, написанные группами, которые потом гастролируют с ними и исполняют вживую, тем, у которых один автор — композитор. Мне кажется, композиторы будто бы живут в башне из слоновой кости. Сдали работу — и из сердца вон. Другое дело группа, которая путешествует по свету, — она представляет свою музыку напрямую аудитории, видит и чувствует ее реакцию.

6.
«Туринская лошадь»

Режиссер Бела Тарр

Изумительное кино и музыка к нему, которую написал Михай Виг — постоянный соавтор Белы Тарра. По-моему, он сочинил музыку ко всем фильмам Тарра. Тандем Тарр и Виг — один из примеров идеального совпадения режиссера и композитора. Этот фильм произвел впечатление и на моего друга и соавтора Доминго, который сделал видеоклип к треку Föllakzoid «Pulsar» с бегущей лошадью явно под влиянием этого кино.


7.
«Суспирия»

Режиссер Дарио Ардженто

Отмечать эту работу является чем-то вроде клише. Любопытно, что без фильма для меня музыка Goblin звучит как Pink Floyd, которых я небольшой поклонник. Однако вместе с фильмом она здорово работает. Кстати, я выступал на одном фестивале вместе с Goblin. Там мы и познакомились.


8.
«Spring Breakers»

Режиссер Хармони Корин

А теперь кое-что совсем иное — молодежная музыка Skrillex к фильму Хармони Корина. Мне просто нравится этот саундтрек.


9 и 10.
«In the Shadow of the Sun» и «Blue»

Режиссер Дерек Джармен

Саундтрек к «In the Shadow of the Sun» написали Throbbing Gristle, а к «Blue», последнему фильму Джармена, — Coil. Обе работы гениальные, великолепная музыка.




Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242156
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249920
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416537
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420745
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426040
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427361