Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244945В XXI веке воюют не так, как в ХХ и XIX, — в этом жители России и Украины убедились за последние месяцы на собственном опыте. Новому времени — новые технологии, которые солдатам и офицерам прошлых веков показались бы дикостью и варварством. Например, в 2014 году широко распространен такой метод: брать людей в заложники. Причем тех людей, которые не держат оружие в руках и не участвуют в военных маневрах. Мирных. Музыкантов. Особенно — женщин.
Нападают на них тоже люди, с виду абсолютно мирные, — неприметные журналисты таблоидов, сетевых и бумажных. Они вооружены всего лишь фотокамерой и диктофоном, а иногда и вовсе действуют налегке, обходясь ноутбуком или смартфоном. Такие даже не глядят на свою жертву в прицел видоискателя, не выслеживают ее, а просто перепечатывают новости, подавая их под нужным углом. С виду безобидные гражданские, а на деле — безымянные прапорщики информационной войны, все выше и выше поднимающие ее позорное знамя.
Как они работали раньше и как работают сейчас? Можно понять на примере самых профессиональных — папарацци из холдинга Арама Габрелянова News Media. Еще в феврале этого года, когда Янукович уже бежал из Киева, они спокойно делали свою рутинную работу — к примеру, следили за каждым шагом популярной и на Украине, и в России певицы Ани Лорак, заехавшей в Москву. Публиковали ее детальный маршрут по московским ресторанам и клубам, сопровожденный фотографиями на телевик, и едва только заикались о том, что певицу не пугает политическая обстановка на Украине и она продолжит тур по стране. Рейтинг у публикации был невысок.
В мае журналисты Габрелянова сюжеты с участием Ани Лорак стали подогревать неопределенностью положения артистки. Родившуюся на Украине певицу, которая начала строить свою карьеру с России и имеет много поклонников в обеих странах, стали принуждать сделать выбор. Естественно, «в нашу пользу». Сначала писали, что некие киевские СМИ «обвиняют» певицу в пиаре на крови, пролившейся на Майдане, а некие украинские пользователи соцсетей «припоминают» ей участие в «Золотом граммофоне». Потом поставили Лорак на вид интервью, в котором она не приняла Крым как часть России, и тут же попрекнули ее тем, что она не отменяет там концерты. «В то время как у себя на родине такие звезды выступают с критикой действий России в отношении Украины, в Москве они спокойно участвуют в корпоративах, а также получают музыкальные премии и появляются на светских тусовках» — в стилистике доноса строчил новостную заметку безымянный служака холдинга News Media. Тем временем сюжет вокруг Лорак стал разогреваться, провоцируя интернет-пользователей на комментарии вроде «Пусть теперь перед турками задом крутит, патриотка!!! Как же они достали, паразиты, сами в России бабло рубят, но не преминут при случае кинуть камень в ее огород!!!»
С виду — неприметные журналисты, безобидные гражданские, а на деле — безымянные прапорщики информационной войны, все выше и выше поднимающие ее позорное знамя.
Важно понимать, что про Россию Ани Лорак не говорила ни слова. Она, как и многие другие действующие лица российского шоу-бизнеса, который порой так тесно слит с украинским, что не различишь, последний год твердит одно: «Я вне политики. Я всегда буду петь там, где меня хотят слышать мои зрители!». Но это скучно перепечатывать просто так, а таблоидам нужен рейтинг — громкий вынос и горячая тема. Читатели тоже не вникают в текст и смысл, но мгновенно считывают интонацию доноса и опознают выставленные маркеры «свой-чужой». Прием нечестный, но безотказный. И еще полгода назад повсеместно обожаемая певица превращается в символическую пешку информационной войны, в заложницу ситуации, которая должна совершить придуманный неизвестно кем выбор — с нами или против нас.
Сюжет вокруг Лорак, активно подогреваемый желтой прессой обеих стран, не мог не взорваться. 3 августа перед концертом певицы в одесском клубе «Ибица» представители «патриотически настроенной общественности» устроили пикет, который закончился столкновением с полицией. Толкаясь локтями, российские таблоиды распространили весть о «кровавом побоище», которое устроили «около двух сотен людей в масках, вооруженных дубинками», представители националистических сил Украины, и с которым едва справились одесские полицейские. Умножившись многократным эхом, до немалой части российской публики этот инцидент доходит в гипертрофированном изложении, доведенном до густо-желтого «Экспресс-газетой»: «В Одессе же хрупкую девушку Ани Лорак чуть не сожгли на сцене лишь за то, что она выступает и в России. А милиционеров, которые защитили певицу от нацистов, уволили».
На видеосъемке событий ГУВД Одессы, отчитавшегося о том, что охрану концерта осуществляли 400 вооруженных полицейских, не видно ни пожара, ни побоища — видно непонятно кем спровоцированное столкновение с разгоряченной толпой, рассеченную бровь одного полицейского, который зачем-то снял шлем, и жесткий отпор представителей правопорядка.
После инцидента информационное агентство «Вікна-Одеса» сообщило о пяти травмированных людях со стороны пикетчиков. Советник губернатора Одесской области Зоя Казанжи через свой Facebook пообещала разобраться в том, кто виноват, что пролилась кровь. В этой крови виноват и безымянный сотрудник медиаимперии Габрелянова, который, сняв сливки на рейтинге интервью с Лорак, данного после состоявшегося концерта, продолжает развивать тему и публикует новость с заголовком «На Украине осквернили именную звезду Ани Лорак» — случай обыкновенного хулиганства подается с таким пафосом, будто надругались над Могилой Неизвестного Солдата у стен Кремля.
В заложниках у габреляновского Super.ru не только Ани Лорак. Там позволяют себе пощипывать неприкосновенных грандов — огромный урожай перепостов и комментариев собрала семейная фотография Софии Ротару, опрометчиво выложенная ее сыном Русланом Евдокименко. На фото, сделанном в День независимости Украины, Ротару держит национальный флаг — заголовок, талантливо придуманный профессиональными редакторами, громогласен: «София Ротару встала под украинский флаг с лозунгом “Слава Украине!”». Евдокименко пришлось публично оправдываться.
С особенным успехом безымянные прапорщики информационной войны сейчас провоцируют ненависть к Анастасии Приходько — выпускнице российской «Фабрики звезд», представлявшей Россию на «Евровидении-2009». Певица (кстати, поющая на русском) выступала в туре по Юго-Востоку Украины в поддержку действий Национальной гвардии и активно демонстрировала свою патриотическую позицию постами в Twitter и фото в Instagram. Используя выражения вроде «оставила очередной плевок в адрес нашей страны», анонимные сотрудники News Media доносили эти статусы и фото до своих читателей — прилежно и аккуратно, как будто подшивали к обвинительному делу. Брали пространные комментарии у Иосифа Кобзона и Иосифа Пригожина. Разыскали даже ростовскую бабушку Приходько, выбив из старой женщины душераздирающие признания: «Больше всех она любила дедушку, этот дедушка сейчас стоит по стойке “смирно” в гробу, он бы никогда не одобрил такие вещи, которые сейчас делает Настя». Ничего не скажешь — у Габрелянова работают папарацци экстра-класса.
Представители таблоидов, конкурирующих с News Media, работают менее тонко — тупо бомбят читателя провокационными заголовками. Например, не сразу разобравшись, что сайт Ани Лорак взломали хакеры и что она теперь снова «наша, как Крым», «Собеседник.ру» пишет: «Ани Лорак обматерила Путина и открестилась от политики». Бывают и совсем анекдотичные примеры — уже упоминавшаяся «Экспресс-газета» опубликовала материал под заголовком «Савичева идет на войну» с фотографиями Юли Савичевой из крымского тира, где помимо прочих глупостей сообщается, что ее не зовут на украинские корпоративы из-за песни «Юлия», якобы посвященной Тимошенко. Пиар оказался медвежьим и вызвал гневную реакцию продюсера певицы Максима Фадеева, который написал в Twitter: «Все, что в этой статье написано, от первой буквы и до последней — ложь. Никогда ни один мой артист, ни я не давали, не даем и не будем давать интервью “ЭГ”. И главное, что я хотел бы сказать: наша компания занимается музыкой. Наш принцип: мы — вне политики. Но мы — патриоты своей страны. Патриотизм — это любовь к Родине, а не ненависть к другим странам и народам. Мы не комментируем политику. Мы занимаемся музыкой».
Но журналистам таблоидов, которые эксплуатируют русско-украинских звезд, отправляя их на войну и перебрасывая из одного воображаемого лагеря противника в другой, не до музыки. Думается, ими движет даже не псевдопатриотизм (прав Фадеев: патриотизм — это когда любишь свою страну, а не ненавидишь другие), а прагматичное стремление увеличить рейтинг своего издания. Безымянные прапорщики информационной войны должны осознавать, что вместе с тем они занимаются эскалацией ненависти. Они так же несут ответственность за боевые действия, идущие на Юго-Востоке Украины, как политики и военачальники обеих стран. Они наравне участвуют в необъявленной войне, из которой нет шансов выйти победителем, только преступником перед своей совестью.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244945Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246496Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413083Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419567Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420232Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422880Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423640Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428816Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428943Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429597