3 сентября 2014Современная музыка
275

Желтая война

Как русско-украинских поп-звезд берут в заложники

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Colta.ru

В XXI веке воюют не так, как в ХХ и XIX, — в этом жители России и Украины убедились за последние месяцы на собственном опыте. Новому времени — новые технологии, которые солдатам и офицерам прошлых веков показались бы дикостью и варварством. Например, в 2014 году широко распространен такой метод: брать людей в заложники. Причем тех людей, которые не держат оружие в руках и не участвуют в военных маневрах. Мирных. Музыкантов. Особенно — женщин.

Нападают на них тоже люди, с виду абсолютно мирные, — неприметные журналисты таблоидов, сетевых и бумажных. Они вооружены всего лишь фотокамерой и диктофоном, а иногда и вовсе действуют налегке, обходясь ноутбуком или смартфоном. Такие даже не глядят на свою жертву в прицел видоискателя, не выслеживают ее, а просто перепечатывают новости, подавая их под нужным углом. С виду безобидные гражданские, а на деле — безымянные прапорщики информационной войны, все выше и выше поднимающие ее позорное знамя.

Как они работали раньше и как работают сейчас? Можно понять на примере самых профессиональных — папарацци из холдинга Арама Габрелянова News Media. Еще в феврале этого года, когда Янукович уже бежал из Киева, они спокойно делали свою рутинную работу — к примеру, следили за каждым шагом популярной и на Украине, и в России певицы Ани Лорак, заехавшей в Москву. Публиковали ее детальный маршрут по московским ресторанам и клубам, сопровожденный фотографиями на телевик, и едва только заикались о том, что певицу не пугает политическая обстановка на Украине и она продолжит тур по стране. Рейтинг у публикации был невысок.

В мае журналисты Габрелянова сюжеты с участием Ани Лорак стали подогревать неопределенностью положения артистки. Родившуюся на Украине певицу, которая начала строить свою карьеру с России и имеет много поклонников в обеих странах, стали принуждать сделать выбор. Естественно, «в нашу пользу». Сначала писали, что некие киевские СМИ «обвиняют» певицу в пиаре на крови, пролившейся на Майдане, а некие украинские пользователи соцсетей «припоминают» ей участие в «Золотом граммофоне». Потом поставили Лорак на вид интервью, в котором она не приняла Крым как часть России, и тут же попрекнули ее тем, что она не отменяет там концерты. «В то время как у себя на родине такие звезды выступают с критикой действий России в отношении Украины, в Москве они спокойно участвуют в корпоративах, а также получают музыкальные премии и появляются на светских тусовках» — в стилистике доноса строчил новостную заметку безымянный служака холдинга News Media. Тем временем сюжет вокруг Лорак стал разогреваться, провоцируя интернет-пользователей на комментарии вроде «Пусть теперь перед турками задом крутит, патриотка!!! Как же они достали, паразиты, сами в России бабло рубят, но не преминут при случае кинуть камень в ее огород!!!»

С виду — неприметные журналисты, безобидные гражданские, а на деле — безымянные прапорщики информационной войны, все выше и выше поднимающие ее позорное знамя.

Важно понимать, что про Россию Ани Лорак не говорила ни слова. Она, как и многие другие действующие лица российского шоу-бизнеса, который порой так тесно слит с украинским, что не различишь, последний год твердит одно: «Я вне политики. Я всегда буду петь там, где меня хотят слышать мои зрители!». Но это скучно перепечатывать просто так, а таблоидам нужен рейтинг — громкий вынос и горячая тема. Читатели тоже не вникают в текст и смысл, но мгновенно считывают интонацию доноса и опознают выставленные маркеры «свой-чужой». Прием нечестный, но безотказный. И еще полгода назад повсеместно обожаемая певица превращается в символическую пешку информационной войны, в заложницу ситуации, которая должна совершить придуманный неизвестно кем выбор — с нами или против нас.

Сюжет вокруг Лорак, активно подогреваемый желтой прессой обеих стран, не мог не взорваться. 3 августа перед концертом певицы в одесском клубе «Ибица» представители «патриотически настроенной общественности» устроили пикет, который закончился столкновением с полицией. Толкаясь локтями, российские таблоиды распространили весть о «кровавом побоище», которое устроили «около двух сотен людей в масках, вооруженных дубинками», представители националистических сил Украины, и с которым едва справились одесские полицейские. Умножившись многократным эхом, до немалой части российской публики этот инцидент доходит в гипертрофированном изложении, доведенном до густо-желтого «Экспресс-газетой»: «В Одессе же хрупкую девушку Ани Лорак чуть не сожгли на сцене лишь за то, что она выступает и в России. А милиционеров, которые защитили певицу от нацистов, уволили».

На видеосъемке событий ГУВД Одессы, отчитавшегося о том, что охрану концерта осуществляли 400 вооруженных полицейских, не видно ни пожара, ни побоища — видно непонятно кем спровоцированное столкновение с разгоряченной толпой, рассеченную бровь одного полицейского, который зачем-то снял шлем, и жесткий отпор представителей правопорядка.


После инцидента информационное агентство «Вікна-Одеса» сообщило о пяти травмированных людях со стороны пикетчиков. Советник губернатора Одесской области Зоя Казанжи через свой Facebook пообещала разобраться в том, кто виноват, что пролилась кровь. В этой крови виноват и безымянный сотрудник медиаимперии Габрелянова, который, сняв сливки на рейтинге интервью с Лорак, данного после состоявшегося концерта, продолжает развивать тему и публикует новость с заголовком «На Украине осквернили именную звезду Ани Лорак» — случай обыкновенного хулиганства подается с таким пафосом, будто надругались над Могилой Неизвестного Солдата у стен Кремля.

В заложниках у габреляновского Super.ru не только Ани Лорак. Там позволяют себе пощипывать неприкосновенных грандов — огромный урожай перепостов и комментариев собрала семейная фотография Софии Ротару, опрометчиво выложенная ее сыном Русланом Евдокименко. На фото, сделанном в День независимости Украины, Ротару держит национальный флаг — заголовок, талантливо придуманный профессиональными редакторами, громогласен: «София Ротару встала под украинский флаг с лозунгом “Слава Украине!”». Евдокименко пришлось публично оправдываться.

С особенным успехом безымянные прапорщики информационной войны сейчас провоцируют ненависть к Анастасии Приходько — выпускнице российской «Фабрики звезд», представлявшей Россию на «Евровидении-2009». Певица (кстати, поющая на русском) выступала в туре по Юго-Востоку Украины в поддержку действий Национальной гвардии и активно демонстрировала свою патриотическую позицию постами в Twitter и фото в Instagram. Используя выражения вроде «оставила очередной плевок в адрес нашей страны», анонимные сотрудники News Media доносили эти статусы и фото до своих читателей — прилежно и аккуратно, как будто подшивали к обвинительному делу. Брали пространные комментарии у Иосифа Кобзона и Иосифа Пригожина. Разыскали даже ростовскую бабушку Приходько, выбив из старой женщины душераздирающие признания: «Больше всех она любила дедушку, этот дедушка сейчас стоит по стойке “смирно” в гробу, он бы никогда не одобрил такие вещи, которые сейчас делает Настя». Ничего не скажешь — у Габрелянова работают папарацци экстра-класса.

Представители таблоидов, конкурирующих с News Media, работают менее тонко — тупо бомбят читателя провокационными заголовками. Например, не сразу разобравшись, что сайт Ани Лорак взломали хакеры и что она теперь снова «наша, как Крым», «Собеседник.ру» пишет: «Ани Лорак обматерила Путина и открестилась от политики». Бывают и совсем анекдотичные примеры — уже упоминавшаяся «Экспресс-газета» опубликовала материал под заголовком «Савичева идет на войну» с фотографиями Юли Савичевой из крымского тира, где помимо прочих глупостей сообщается, что ее не зовут на украинские корпоративы из-за песни «Юлия», якобы посвященной Тимошенко. Пиар оказался медвежьим и вызвал гневную реакцию продюсера певицы Максима Фадеева, который написал в Twitter: «Все, что в этой статье написано, от первой буквы и до последней — ложь. Никогда ни один мой артист, ни я не давали, не даем и не будем давать интервью “ЭГ”. И главное, что я хотел бы сказать: наша компания занимается музыкой. Наш принцип: мы — вне политики. Но мы — патриоты своей страны. Патриотизм — это любовь к Родине, а не ненависть к другим странам и народам. Мы не комментируем политику. Мы занимаемся музыкой».

Но журналистам таблоидов, которые эксплуатируют русско-украинских звезд, отправляя их на войну и перебрасывая из одного воображаемого лагеря противника в другой, не до музыки. Думается, ими движет даже не псевдопатриотизм (прав Фадеев: патриотизм — это когда любишь свою страну, а не ненавидишь другие), а прагматичное стремление увеличить рейтинг своего издания. Безымянные прапорщики информационной войны должны осознавать, что вместе с тем они занимаются эскалацией ненависти. Они так же несут ответственность за боевые действия, идущие на Юго-Востоке Украины, как политики и военачальники обеих стран. Они наравне участвуют в необъявленной войне, из которой нет шансов выйти победителем, только преступником перед своей совестью.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241322
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249444
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416095
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420397
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425642
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426981