30 сентября 2014Современная музыка
335

Война, семья и «Труд»

«Как сохранить себя во всем этом абсурде?» — спрашивает московская рок-группа «Труд», которая не поет ерунды. И отвечает

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© «Труд»

За два с половиной года, которые прошли с того момента, как у рок-группы «Труд» случился премьерный концерт в Москве, изменилось многое и не изменилось ничего. С одной стороны, группа проехалась с концертами по России и миру — выступали в Калининграде и Ижевске, в Таллине и в Париже, на питерском фестивале Stereoleto и на барселонском Primavera. В Москве команда, новый мини-альбом которой «Афиша-Волна» посчитала важнейшей записью сезона, играет регулярно и успешно — в будние дни собирает 200—300 человек. С другой стороны, «Труд» — группу примелькавшуюся, с хорошей репутацией — многие воспринимают ошибочно, как будто они только что появились на горизонте, или шаблонно, делая вывод только по обложкам их мини-альбомов и по визуальной ретро-эстетике их блога. В песни не вслушиваются — хотя они бодрые, короткие, понятные и сообщают позицию «Труда» прямым текстом, без метафор.

В группе «Труд» легко усмотреть концептуальность, нарочитость, придуманность, сделанность, у этой команды уж очень четко артикулированный стиль, складывающийся из плотно подогнанных деталей. К простому и эффектному названию группы — простые и эффектные песни, поданные в жестком звуке. К «азбучным» обложкам мини-альбомов — азбучные же тексты: ясные и чистые, написанные как будто бы для детей или от лица ребенка, брошенного в безумный мир взрослых. К ассоциациям со временами, когда русский рок был восхитительным андеграундом, а не стадионниками к юбилейным датам и заезженной пластинкой «Нашего радио», — взрывные концерты «Труда», где вокалист Георгий Кушнаренко у микрофона тянет подбородок вверх, как Виктор Цой, а барабанщик Ильдар Иксанов неистово молотит по установке — стоя, как Густав Гурьянов. Но это не концепт и не поза. «Все получилось естественно», — говорит немногословный Кушнаренко, и ему веришь.

От телевизора пахнет кровью, моим согражданам нужен враг.

«Труд» не запел даже, а заговорил на русском языке три года назад, когда для московской инди-рок-группы это было чем-то вроде вызова окружающей среде двадцати-с-чем-то-летних, жаждущих моды, музыки и танцев. Тогда было принято петь на неродном английском, как это делала, например, группа Manicure, в которой познакомились Жора Кушнаренко и Ильдар Иксанов. Кушнаренко играл в Manicure на басу c 2008-го. «Это была хорошая возможность подтянуть свои навыки. У нас были частые репетиции и выступления. Когда возникли свои идеи, которые стало тяжело реализовывать в Manicure, стало понятно, что надо уходить», — говорит Кушнаренко о том, как появился «Труд». Ильдар Иксанов ушел вместе с ним.

Главная идея «Труда» — это сделать что-то свое, найти и выразить свое «Я», об этом они сообщают на каждом мини-альбоме. Естественно, Кушнаренко начал писать свои песни: «Они сначала не получались, а потом получились». Естественно, на русском языке, а на каком же еще? Естественность определила многие составляющие стилистики «Труда», которые сейчас выглядят хорошо продуманными шагами и специально принятыми мерами. Например, интровертная позиция в общении со СМИ — участники группы стараются избегать интервью и фотосессий: «Меня больше всего раздражала в группе Manicure необходимость постоянно фотографироваться и давать интервью, поэтому я решил, что не буду этим заниматься в своей группе. Это неправильно. И без того много информационного шума», — объясняет фронтмен «Труда». Такая же загадочная сдержанность, которую Георгий Кушнаренко проецирует со сцены во время концертов: «Я решил не кривляться перед публикой, смысла в этом нет. И так ситуация, в которой на тебя смотрит очень много людей, глупая и неловкая». Разумеется, и все совпадения с «Кино» случайны: «После Manicure мы хотели попробовать какой-то иной подход, чтобы начать играть по-другому. Мы пробовали разные варианты, одним из которых и была игра на барабанах стоя. Ильдар — барабанщик-самоучка. В Manicure он играл сидя».

Воспитать детей в России хорошими людьми — это самое верное решение.

Больше всего Кушнаренко смущают параллели между «Трудом» и классиками русского рока: «Нас невозможно сравнивать. Я до сих пор слушаю “Звуки Му” или “Кино”, открыв рот. Нам до них далеко». А сравнить, конечно, хочется. Во-первых, потому что музыкальным журналистам хочется преемственности — обидно, что музыканты в США и Британии чтут свои корни, а у нас каждое поколение стремится начать с чистого листа. Во-вторых, потому что в песнях «Труда» считываются влияния русского рока и заметен вкус к его лучшим образцам — от признанных «Кино» и «Зоопарка» до совсем не канонических «Звуков Му», «ДК» и «Соломенных енотов». В-третьих, потому что от записей «Труда» идет такая же честная энергетика и здравая осмысленность, как от советских рок-команд времен «Красной волны». В-четвертых, потому что хоть группа Кушнаренко и Иксанова и принадлежат к традиции русского рока, они делают другую музыку, отличие которой от старой школы познается в сравнении с последними нетленками «ДДТ» и «Сплина», самых крупномасштабных ее нынешних представителей. Русский рок вырос и развивался в догмате слова, музыка и стилистика только помогали доносить до слушателя судьбоносный текст. Для «Труда», который выбирает слова попроще, а предложения покороче, главнее другое — ритм и грув, то есть танцы. «Мы будем делать то, что мы захотим. А сейчас мы хотим танцевать» — как пел Виктор Цой, знавший цену груву и минимализму в рок-песнях.

При этом «Труд» не поет ерунды, невнятицы или бессмыслицы, которая особенно раздражает в исполнении молодых команд (ветеранам простительно). На днях у группы вышел пятый мини-альбом — по традиции состоящий из пяти песен и названный по порядковому номеру, то есть просто «5». Он начинается с адреналиновой прямой бочки, а продолжается внезапно, как выстрелом, выкриком Кушнаренко: «Самое гадкое дело на свете — это, конечно, война». Дальше маневр повторяется, за плясовой ритм-секцией и убойным гитарным риффом на залитый огнями танцпол вырываются неуместные строчки: «На все мои вопросы у них готов ответ. На каждого найдется запрет, запрет, запрет» и «От телевизора пахнет кровью, моим согражданам нужен враг». Кругом война — война против системы, война против всех, война против себя. «Труд» и раньше не замыкался в себе и пел о том, что «моя страна в беде — я это точно знаю», теперь же Георгия Кушнаренко можно заподозрить в увлечении публицистикой на злобу дня, ставшей бедой русской рок-музыки в конце 1980-х. На самом деле ничего не изменилось — они не превратились в «Телевизор» и не зовут к политической борьбе, как левацкая группа «Аркадий Коц». Как и два с половиной года назад, «Труд» рассуждает на вечную тему — о том, как сберечь собственный голос. «Я часто думаю о том, как человеку удается или не удается остаться человеком в нечеловеческих условиях, — без тени пафоса разъясняет Кушнаренко. — Повестка дня была только поводом к размышлению. Тяжело оставаться вне окружающего мира». И по песням «Труда», и в разговоре с Кушнаренко видно, что он ищет корень зла не во внешних обстоятельствах, не в политике и геополитике — у него по-другому настроена оптика, он смотрит в себя, в человека, в личность. Больше всего его беспокоит, что в нашей стране распространено насилие взрослых над детьми: «Мне кажется, что это тупик. Дети вырастут такими же, как их родители, — забитыми, озлобленными, зашоренными, решающими проблемы путем насилия». Что можно этому противопоставить? «Завести семью и детей, — негромко говорит Кушнаренко. — Воспитать их в России хорошими людьми — это самое верное решение. Только так что-то можно изменить».

«Труд» не пишет песни ради песен. Это его способ искать ответ на вопрос «Как сохранить себя во всем этом абсурде?», который тревожит Георгия Кушнаренко, как и многих его сверстников, понимающих, что «главными жертвами е**ных войн всегда будем я и ты». И одновременно — их мантра против войны и безумия. «Труд» говорит голосом поколения вчерашних двадцати-с-чем-то-летних — они уже взрослые и серьезные, они готовы нести ответственность за свои семьи и действовать дальше — они хотят не только танцевать.

4 октября «Труд» выступает в московском Youngs Club. Специальные гости: Elektromonteur и Lucidvox. Вход свободный. Начало в 21:00


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241926
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249752
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416404
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420620
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425890
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427225