23 октября 2014Современная музыка
518

Ник Рок-н-Ролл: «Все научились играть, но у них нет ключей от современности»

Символ сибирского панка о противоречиях с Егором Летовым, возрождении фестиваля «Сирин» и молодых группах

текст: Александр В. Волков
Detailed_picture© Алина Иноземцева

У Ника Рок-н-Ролла горячая пора — мы встречаемся с легендой вскоре после его традиционного дня рождения в «Б2», релиза на виниле альбома с проектом AzZzA «Чернильные песни для белых камней», выхода документального фильма «Неподдельный рок» и перед отъездом в Сибирь — на концерты в честь 20-летия группы «Трите души». Мы сидим на закрытой веранде осеннего кафе со стреноженными цепями стульями — говорим про масс-медиумов и фестивали-мутанты, Pussy Riot и покойниц, мерещащихся Николаю Францевичу в окнах дома напротив.

Ник — не только символ сибирского панка, стоящий в одном ряду с Егором Летовым, Янкой Дягилевой и Романом Неумоевым («Инструкция по выживанию»). Ник — большой артист, пышущий странным оптимизмом человека, хлебнувшего с самого дна. В планах Рок-н-Ролла — возрождение центра «Белый кот» и знаменитого тюменского фестиваля женского вокала «Сирин», на котором когда-то становились откровением для московской прессы группы «Дочь Монро и Кеннеди», «Рада и Терновник», «Чичерина», «Ночные снайперы», «Дети Picasso» и «Лайда», певицы Наталья Медведева, Инна Желанная, Ольга Арефьева, Юлия Теуникова и Юлия Тузова.

— Доводилось не раз слышать, что андеграунд умер. Что ты об этом думаешь?

— А я тоже хочу задать вопрос — а был ли у нас в стране андеграунд?? Что у нас называется андеграундом?

— Э-э-э…

— Минуточку, минуточку!! Был ли Ленинградский рок-клуб в 80-е андеграундом? Нет! Просто появились артисты, которые формировали свою зрительскую массу и стремились быть профессионалами. В 90-е годы появились другие артисты, в деятельности которых принимали участие самиздатовские журналы, в частности, «КонтрКультУр'а». Что касается того самого «андеграунда», о котором мы часто говорим, подразумеваем мы Юлю Теуникову или Свету Чапурину, то я считаю, что сейчас все шлюзы открыты и пришло время состояться этим артистам!

— Но в нулевых вообще не было почти никого…

— На мой взгляд, произошло следующее — рок стал официальным, но не было культуртрегеров. Журнал «КонтрКультУр'а» сделал хоть один фестиваль?

Я поэт средней руки. Скорее — автор, мелодекламативный текстовик.

— Его больше интересовали причины событий, а не сами события — философия, а не история. Но что же такое, по-твоему, андеграунд?

— Это, допустим, Velvet Underground — то, что не является массовой культурой. Причем VU и Патти Смит очень сильно помогала эпоха, 60—70-е годы в Штатах — это не XXI век в России. В нашем же случае все зависит от позиционирования артистов.

— То есть ты считаешь, что с ними просто недоработали, а публика не виновата?

— Да, это недоработка устроителей концертов, издателей. Сужу по своей практике — я бываю на различных региональных радиостанциях, там не знают лучших исполнителей.

«Неподдельный рок». Серия 1-я


— Есть ли новые мысли по ситуации, в которой ты когда-то резко высказался, — про Летова и Янку?

— Я скажу вот что на это счет. Егор Летов был очень авторитарным человеком. Любой человек, который берет в руки гитару, а также любой человек, который достигает такого масс-медийного статуса, становится не то чтобы медиумом, но масс-медиумом.

— Масс-медиумом?

— Масс-медиумом, да! Такие люди так или иначе подспудно хотят власти, а рок как явление продолжает очень сильно влиять на массы людей; что бы там ни говорили, что «рок умер», я так не считаю. Так вот, Летов Игорь, царство ему небесное, подразумевал, что его мнение относительно каких-то вещей непререкаемо. Он никого рядом собой вообще не видел. Он меня назвал «настоящий панк», когда я там развеселился, рассмеялся. «А что это такое, — спросил я, — панк?» «Как, — был ответ, — ты можешь себе вены резать!» А вены я себе на сцене не резал!

— Про это есть известная легенда.

— Ну, я махнул себе как-то по пузу, конечно, но если бы я резал себе всегда вены и пузо, у меня были бы не концерты, вернее, не перформансы, а сплошная «скорая помощь»!

— Вернемся к Янке.

— Она, как девушка, восприняла все буквально. В Тюмени, кажется, я ей сказал: «Слушай, Яна, не сегодня завтра тебе предложат записать песни». Именно так оно потом и вышло. А она сказала: «Что ты! Этого не произойдет никогда, я не продаюсь!» Вот эта неформальная талантливая публика буквально восприняла эти слова — «живи быстро, живи честно». А что такое честно? Что такое «умри молодым»? И что мы на сегодняшний день имеем?

Янка, как девушка, восприняла все буквально.

Зная Егора Летова как человека, я не умаляю его талант, я говорю, что были две социально-музыкальные формации, которые сформировали две полярно противоположные генерации, — это «Аквариум» и «Гражданская оборона». Егор сформировал генерацию революционно настроенных людей, для которых самым страшным словом было «продаться»! А что такое продаться? Это когда тебя Артемий Троицкий похвалил, что само по себе неплохо — если музыкальный критик тебя заметил. Я, вернее, мой творческий герой — Коля Рок-н-Ролл — над этим всегда смеялся. Но до тех пор, пока не умерла Яна. В ее смерти виноват авторитаризм того коллектива, в котором она воспитывалась. Но мы с Егором тогда извинились друг перед другом. Я сказал ему, что, может быть, даже и погорячился…

— С кем ты сейчас работаешь?

— Сейчас я работаю с AzZzA. Гитарист Азат Мухаметов, когда ушел из группы «Чичерина», сыграл один сет с группой «Трите души». Я ему говорю: может, мы что-нибудь вместе сделаем? В 2010 году он мне уже позвонил и сказал — давай попробуем. Началось с вещи «Рыбы глаголят» — у меня был текст, и я не мог его никуда пристроить. А он музыку написал, к которой не было текста, и все это выросло в нашу первую вещь. Потом был гребенщиковский «Рок-н-ролл мертв», а затем уже альбом.

— Группы, с которыми ты выступал, — «Второй эшелон», «Коба», «Лолита», The Vivisectors — играли очень разную музыку.

— До сегодняшнего дня я не вмешивался в музыкальную концепцию. Музыканты задавали планку, а я импровизировал, высказывался. Это сейчас я активно вмешиваюсь — и на репетициях с «Трите души» перед предстоящими юбилейными концертами — на 20 лет мы вновь собрались. До этого я стеснялся.

Ник Рок-н-Ролл и «Трите души» — «Печальный уличный блюз»


— Как ты себя определяешь — как поэта?

— Я поэт средней руки. Скорее — автор, мелодекламативный текстовик.

— Ты вновь собираешься проводить фестиваль женского вокала «Сирин», который ты делал вместе с Сергеем Гурьевым?

— Мы пришли к консенсусу с Вадимом Швецом — учредителем центра «Белый кот» и «Сирина». Все получилось, когда мы делали в Тюмени конкурс молодых исполнителей.

— Столичные журналисты когда-то приезжали к тебе в Тюмень и там узнавали отличных московских и ленинградских музыкантов. Кого, например?

— Назову Чичерину и «Ночных снайперов», хотя это было просто первое выступление перед тюменской публикой. Иногда говорят, что я открыл Чичерину; это, конечно, не так. Это были первые ее концерты на профессиональной площадке, где ее представили тюменскому зрителю и многим московским журналистам. За концерт Натальи Медведевой мне до сих пор говорят «спасибо»…

— Какова концепция будущего фестиваля?

— Это будет по-прежнему фестиваль женского рок-вокала, в этот раз будет международный конкурс, причем я говорю не только об Украине, Грузии, о бывших союзных республиках, но также о бывших странах Варшавского договора. И на сегодняшний день кого я очень хочу видеть на «Сирине» и кто там ни разу не был — это Анжела Манукян и группа «Волга».

Украина всегда была кузницей инди-музыки.

— Когда фестиваль был в прошлый раз?

— Был фестиваль в 2005 году, но это был «Сирин»-мутант, он проходил на ипподроме, и хедлайнером была Земфира. Настоящий «Сирин» был в 2003-м — для него возродились в первоначальном составе «Ночные снайперы». Я позвонил Диане Арбениной, и они приехали за небольшой гонорар — из уважения к фестивалю.

— То, что вокал именно женский, не вызывает гендерных конфликтов?

— Нет, конечно. Тогда этого не было и сейчас не будет. Победит талант, а не всякие новомодные словечки — «гендерный», «фемен» или, не дай бог, «пусси райот».

— В таком случае что ты, как специалист по женскому року, думаешь про Pussy Riot?

— Это типично российская форма перформанса. Я посмотрел, что сделали Femen, — вот это качество! Девушки не надевали на голову какие-то колготки. Это искусство, они петь умеют, беспощадно красивые девчата, я им просто аплодирую! Украина всегда была кузницей инди-музыки, а какая там была рок-музыка, помнишь?

Ник Рок-н-ролл на Открытом дне рождения саксофониста Сергея Летова, 2001 г.Ник Рок-н-ролл на Открытом дне рождения саксофониста Сергея Летова, 2001 г.© Сергей Пономарев/Коммерсантъ

— На фестиваль кого-нибудь позовешь с Украины?

— Конечно, позову! Есть там Катя Судоргина, она и раньше занималась фестивалями и группами, я ей сразу напишу в Facebook, мы с ней в хороших отношениях, и ничто их не омрачит.

— Вспоминаю твои опыты с театром, шоу с участием певицы Али Леонтьевой, которая одно время пела в «Мельнице», — это было очень мощно. Не хочешь сейчас сделать что-то такое — с уклоном в театр?

— Да, был проект «Культурный бункер», и мы ему помогали. Но я настолько сейчас увлечен работами с рок-музыкантами, что это было бы фальшиво, я этим сейчас не живу. Мне интереснее писать альбомы, заниматься организаторской работой.

— Как ты оцениваешь нынешнюю ситуацию в рок-жанре?

— Я сказал Азату: сейчас все научились играть, но у них нет ключей от современности, а у тебя есть! Появилось много рок-выродков, ситуация, царившая на радио, принесла свои гнилые плоды. Это война между живыми и мертвыми!

— Кто интересен тебе из молодых музыкантов? Ждать ли открытий?

— Бесспорно! Сейчас много интересных музыкантов. Eсть в Тюмени группа Samhain, еще очень молодая группа Keep Noise. Но я по старинке (смеется) обязательно обращусь к московской и питерской музыкальной журналистике.

— А эта журналистика разве есть?

— Она пока просто еще не знает, что она есть!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245231
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246839
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413319
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419776
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423848
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429146
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429816