«Гриша Любит Грушу». «Стресс»

Московский квартет неостросоциальной песни представляет новый альбом — про Москву, йогу, айфоны, «Ашан» и «Икею»

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture 

Московская группа «Гриша Любит Грушу» мало того что сочиняет песни на русском языке, но еще и старается нашпиговать их маркерами эпохи и пошутить про общество потребления. Это трудная задача, для большинства российских инди-музыкантов — непосильная и даже отчего-то считающаяся стыдной. Но лидера «ГЛГ» Женю Белую, работающую менеджером по маркетингу, и ее парней это не останавливает. 2 ноября группа презентует второй альбом «Стресс» концертом в клубе Powerhouse, а перед этим они рассказали COLTA.RU, что их отличает от Семена Слепакова, как они оказались на «Нашем радио» и почему их не зовут на корпоративы.


— Кто играет в группе «Гриша Любит Грушу»? Где работают и чем зарабатывают на айфоны участники группы?

— Я — Женя Белая, пою, пишу песни, работаю менеджером по маркетингу. Митя Репин играет на басу, в миру дизайнер интерфейсов и работает в «Афише», он также создатель логотипа «ГЛГ» и всех наших графических материалов. Женя Обухов, барабанщик, вечерами играет и преподает барабаны, а днем служит в офисе. Паша Ухер — профессиональный гитарист. Кроме «ГЛГ» играет еще в нескольких проектах, но на айфон ему пока не хватает. А у всех остальных имеется.

— Зачем вообще в 2014 году петь про «Ашан», айфоны и пробки в Москве? Вам не кажется, что эта повестка дня из нулевых, а сейчас кризис на дворе и какой-то другой запрос у публики — хотя «Ашан» и айфоны никуда не делись?

— В плане нулевых ты прав. Весь альбом — как раз посткризисный, после 2009-го. Но тут вопрос длины «производственного цикла» песни — от идеи до релиза. Мы тратим на это много времени — и дело не только в записи, а в том, чтобы заметить, оценить, продумать, оформить, пожить с этим какое-то время. Все вокруг вроде меняется очень быстро — но некоторые явления въедаются и становятся настолько привычными, что их перестают замечать. Про это как раз писать интереснее всего. Если пытаться «угнаться» — от мысли до записи должно проходить не более трех месяцев. А мы напишем сейчас песню про кризис, а когда выпустим — вокруг уже будет сплошное яппи-благоденствие, люди поедут в «Икею», и придется следующего кризиса ждать. Обнадеживает то, что недолго. И еще обнадеживает, что есть песни, которым 30—40 лет, они все содержат маркеры конкретного времени — и все равно они актуальны, люди восхищаются и поют, даже не всегда понимая, о чем речь: видимо, дело не в конкретных словах, а в ощущении, которое эта песня несет.

Нас на корпоры не берут — потому что, говорят, народ обидится. Социалочка.

— Вы вообще себя к какой социальной прослойке относите — не офисный планктон, понятно, а кто: молодые профессионалы, креаклы, богема, средний класс?

— А мы, скорее, по идейной вертикали объединяемся, нежели по горизонтали. И у каждого своя прослойка. «Богема», конечно, сексуально звучит — но это было бы правдой, если бы мы все музыкой зарабатывали средства к существованию. Гитарист Паша у нас точно богема, Митя — хипстер и креакл Геракл, Женя — бунтарь и неформал, а я — все-таки клерк.

— Что группу «ГЛГ» отличает от проекта Grisha Urgant и Семена Слепакова?

— Давайте добавим уж и Стрыкало, для тройной комплектности. Наверное, мы похожи — типа веселенькие. Но у нас девочка поет.

Если серьезно, разница в том, что мы пытаемся делать музыку, а не развлечение. Не авторскую юмористическую песню формата КВН или «Юмор FM», обернутую в попсовую фонограмму. Эти ребята больше играют в шансонье или уличных певцов, наверное. Мы — сложные, они — простые. Их просто продать на корпоратив, потому что все будут ржать и плясать. А нас на корпоры не берут — потому что, говорят, народ обидится. Социалочка.

— Расскажите про звучание группы — какое оно и почему именно такое?

— Начнем с того, что на первом альбоме звучания как такового не было — была некая музыкальная оболочка для историй. По ходу дела стало ясно, что так быть не может — нестандартный контент со стандартным саундом давали слишком сильный диссонанс. Важно и другое: по сути уже готовая песня является недоприготовленной едой, которая в итоге может получиться хорошо, а может и невкусно. Тут одной аранжировкой не отделаешься: не все готовы и умеют слушать музыку — зачастую воспринимается именно атмосфера, особенно когда музыка звучит фоном, она должна прочитаться и зацепить, в противном случае получается музыка для лифтов, задача которой — оставаться незамеченной. В итоге сведение второго альбома затянулось на четыре месяца ночных экспериментов со звучанием, важно было выделить почерк группы, но при этом не сделать совсем дичь. В рамках альбома все получилось, в дальнейшем же, думаю, будем двигаться в сторону минимализма и электронного звучания — сейчас кажется, что одна нота звучит и считывается лучше шестнадцати.


— У вас было четыре ротации на «Нашем радио» — как вы туда попали и что вам эти ротации принесли? Снова на радио песни понесете?

— Мы звучали в программе Андрея Бухарина «Родная речь» — мне очень нравилось то, что он делал сначала на «Максимуме», потом на «Нашем». Разыскивал и ставил в эфир неизвестных русскоязычных музыкантов. Я, конечно, сразу отправила ему первый альбом, и песня с него прозвучала и в его программе, и в «Чартовой дюжине». Хочется верить, что четыре ротации принесли нам какое-то количество новых преданных фанатов. Много кто писал лично мне и добавлялся в группу «ВКонтакте, но точно посчитать нельзя. Конечно, понесем. Хотя на том же «Нашем» мне уже давно сказали, что ценят нас «как часть актуального контркультурного андеграунда», но в эфир точно не поставят.

— Расскажите веселую историю, как «Гриша Любит Грушу» выступала на корпоративе.

— «ГЛГ» и правда пару раз играла на корпоративе, и в этом не было ничего веселого — удивились только, что люди знают слова «Шаурмы» и «Ягуара» и подпевают. А вот в самом деле весело было, когда этим летом нас позвали выступать на настоящий фестиваль для друидов. В заповеднике, где нельзя жечь костры и употреблять алкоголь. Мы туда ехали целый день — сначала на внедорожнике, а потом на катере. Было романтично и драйвово — конечно, спели и про «Мартини», и про «Ягуар», и потусили потом на славу, и в самый разгар нарвались на двух накачанных светловолосых молодцев — членов местного общества трезвости. Были уличены в употреблении и пропаганде алкоголя, повинились, прослушали разъяснительную беседу и получили на руки памятки о том, как алкоголь разрушает мозг и сердце.

— Напоследок — любимые вопросы: в чем главная проблема инди-музыкантов в России? И кто из коллег вам близок и симпатичен?

— Проблема инди-музыкантов в том, что если они действительно играют инди, это оборачивается для них проблемой. Мы (инди-музыканты) не трендсеттеры, а фолловеры. Поэтому сделать что-то самобытное нам крайне сложно. А еще сложнее, сделав это самобытное, найти слушателя, который поймет и оценит. Ибо под «инди», вопреки словарному определению, все однозначно понимают хипстерскую музыку «западного образца» (см. песню группы «Общежитие» «Инди-Хуинди»). Нас никто никогда не называл «инди» именно потому, что мы в этот формат не вписываемся. Возьмите условный мохито, одинаковый во всех заведениях, и он будет востребованнее авторского коктейля, так как всем знаком и понятен. Нам нравятся все, кто вопреки всему делает по-своему, причем совсем в разных форматах. Алина Орлова (хоть и давно это было), «Кобыла и Трупоглазые Жабы», «Несмеяна», «Палево», «Общежитие». А так — все, кто пытается в России делать независимую музыку, молодцы и подвижники.

«Стресс» на iTunes


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241920
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249750
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416404
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420620
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425890
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427225