24 октября 2014Современная музыка
476

Flёur: «Мы научились обходиться без жертвоприношений»

Одесский ансамбль эзотерической песни о новом альбоме «Штормовое предупреждение», бомжах в студии и собственной секте

текст: Радиф Кашапов
Detailed_picture 

Одесская группа Flёur, возглавляемая Ольгой Пулатовой и Еленой Войнаровской, выпустила новый, восьмой по счету, альбом «Штормовое предупреждение». Проект, работающий в оригинальном жанре эзотерической песни, собрал на его запись и издание на сайте «Круги» 511 476 рублей, что на 70% больше заявленной суммы. Это неудивительно, потому что у Flёur еще в начале прошлого десятилетия сформировалась крепкая фан-база, радостно вторящая как ранним хитам типа «Формалина» или «На мягких лапах», так и совсем свежим песням. 25 и 26 октября Flёur презентуют «Штормовое предупреждение» в Москве, в Киноконцертном зале ЦДХ, и дальше едут по городам России.

— Последние десять лет у вас альбомы выходят каждые два года. Откуда такая стабильность?

Первые пять лет наши альбомы выходили ежегодно. Потом резко увеличилось количество концертов, как следствие — стало меньше возможностей репетировать и работать в студии. Вообще подготовка и запись альбома отнимают столько сил и времени, что два года для нас, наверное, оптимальный интервал.

— Вы чувствуете на уровне быта, окружения, что Одесса меняется?

— Надо сказать, после того как мы поездили много по другим городам — поняли, в каком уютном, красивом городе мы живем. Иногда такое впечатление, что в Одессе никогда ничего не меняется — и в этом есть своя прелесть. На самом деле, конечно, меняется. Больше всего радует, что меняется молодежь — ее интересуют теперь гораздо более серьезные и глубокие темы. Появляются какие-то принципы, убеждения, понимание того, что ты — не просто отдельный индивид, а неотъемлемая часть общества, что ты можешь принести какую-то пользу другим. От этого меняются ориентиры, люди разбивают свою скорлупу и выходят на свет, понимая, что мир гораздо больше, чем им раньше представлялось, и что в их силах сделать его лучше.

— Пришлось ли вам что-то преодолевать в процессе записи, изобретать себя заново?

— Пожалуй, «изобретать» — не совсем верное слово. Правильнее было бы сказать — «реинкарнировать». Конечно, в процессе записи возникают различные сложности и барьеры. Но мы воспринимаем это как своего рода школу: просто учишься чему-то новому, а если старое уже отжило — прощаешься с ним, умираешь с ним и воскресаешь в чем-то новом, более жизненном, более мощном, более ярком.


— Как появилась песня «Рамки»? И как появились песни «Большая ложь» и «Уходили парни на войну» Елены Войнаровской — я понимаю, что это уже сольное творчество, но тем не менее?

— Все более-менее известные музыканты сталкивались с людьми, которые предлагают им свои стихи и песни. Все относятся к этому иронически. А зря. Вот мы, например, вполне лояльны к привлеченным звуками музыки бабушкам и бомжам, которые иногда заходят в наш подвал во время репетиций. Ведь в их странном, искаженном сознании могут роиться прекрасные в своей безумности идеи. Но к песне «Рамки» это не имеет никакого отношения, она появилась так же, как и другие песни.

«Большая ложь» и «Уходили парни на войну» — из разряда таких песен, которые не могли не появиться. Это как переполненный резервуар: он либо должен излиться, либо его разнесет на части. Мы тяжело переживали все события, происходившие в нашей стране на протяжении последнего года, хотелось хоть как-то повлиять на ситуацию, присоединив свой голос к тем, кто хочет остановить эту войну, остановить безумие, кто больше не может выносить эту фальсифицированную, извращенную реальность.


— Что означало название «Сумрачные цветы» и почему вы переименовали альбом в «Штормовое предупреждение»?

— «Сумрачные цветы» — образ, взятый из песни «Черта». Изначально название нас устраивало, достаточно емко выражало содержание материала в целом. Но в процессе работы над альбомом, уже ближе к ее завершению, наше видение трансформировалось. «Сумрачные цветы» показалось нам немного абстрактным, не до конца верным названием, и мы вернулись к поиску более точной формулировки. «Штормовое предупреждение» намного ближе к сути и настроению альбома.

— Что вы обычно делаете перед большим туром? Какие дела вам сейчас надо закончить?

— Много репетируем. Поскольку у нас сейчас двое новых музыкантов — работаем вместе с ними, готовим их к туру. Волнуемся. Предвкушаем радость от новых встреч. Настроение как перед Новым годом — предпраздничное и немного обеспокоенное :). Что нужно закончить — дошить новые платья, починить неисправную аппаратуру, пройти плановые обследования, дать наставления детям, пристроить домашних животных… м-м-м… привести свой внутренний мир к порядку и гармонии и перестать беспокоиться о том, что что-то может пойти не так :).


— У вас очень стабильный костяк музыкантов, вы в целом пытаетесь выстроить семейные или командные отношения? Почему чаще всего уходят виолончелист и бас-гитарист?

— То, как мы слышим наши песни, требует достаточно неординарного и разнообразного набора инструментов. Поэтому у нас присутствуют и элемент стабильности состава, и оборотная сторона — регулярная смена музыкантов. Присутствуют и семейные проявления, и командные методы сосуществования :). За долгие годы в группе играло и записывалось множество талантливых музыкантов, многие из которых — лидеры собственных проектов или просто яркие инструменталисты и удивительно хорошие люди. Мы научились ценить наши отношения, но и не превращать их в рабочую рутину.

Что касается виолончели и бас-гитары, то все дело в том, что у этих инструментов толстые струны и от интенсивной игры у музыкантов стираются пальцы. Поскольку у нас в песнях много нот и играть нужно интенсивно, приблизительно раз в два года происходит полный износ старых музыкантов и замена их на новых. Новые появляются так же, как и у других групп, — через знакомых музыкантов или благодаря объявлениям в интернете. А еще виолончелисты, желающие играть не в филармонии с оркестром, а в современной почти что рок-группе, в нашем городе не так часто встречаются. Алексей Полтавченко уже ездил с нами в турне в 2012 году, он отлично владеет своим инструментом и вообще очень позитивный человек. Олег Митрофанов тоже сотрудничает с нами не первый год — он принимал участие в записи двух последних альбомов в качестве соло-гитариста, придумывает красивые партии и хорошо разбирается в электронике.

Хотелось хоть как-то повлиять на ситуацию, присоединив свой голос к тем, кто хочет остановить эту войну.

— Вы пробовали собирать деньги на «Кругах» и на «Планете»? Почувствовали ли какую-то разницу между этими краудфандинговыми платформами?

— С Flёur мы пока запускали крауд-проекты только на «Кругах», делали это трижды. Хотя в дальнейшем будет полезно опробовать и другие варианты. А вот у сольных проектов наших музыкантов были кампании и на «Планете», и вообще без использования специальных платформ. Объединяет их все то, что они завершились успехом. Поэтому сомнений при подготовке новых проектов у нас не будет: мы знаем, что можем рассчитывать на поддержку наших слушателей.

— Средств было собрано на 70% больше, чем было заявлено. Как они будут использованы?

— Мы ставим целью краудфандинга собрать сумму, минимально достаточную для появления альбома на физических носителях — CD, виниле. Частично эта сумма также покрывает наши затраты на производство мерчандайза для участников акций, частично — затраты на студийную работу. «Перевыполнив» план, мы получаем возможность издать альбом большим тиражом, произвести больше продукции, рассчитаться полностью со студией, оплатить работу приглашенных музыкантов, какие-то процессы производства делать с меньшей оглядкой на стоимость, более ориентируясь на качество. Так что лишние 70% — неплохое подспорье: возможно, никому даже не придется продавать почку, чтобы расплатиться с долгами.

— Почувствовали ли вы себя по-настоящему культовой группой?

— В последнее время мы научились обходиться без жертвоприношений, ведь нам уже прилично лет и нужно повзрослеть, в конце концов :). Вообще говоря, у слова «культовый» сейчас слишком много разных значений. Если употреблять его без оттенка пафоса и статусности, то в каком-то хорошем смысле — да, почувствовали. Поклонники Flёur — это секта :) опять же: в хорошем смысле этого слова. Это необычные люди с тонким восприятием, которые ищут в нашей музыке спасение, выход в иные измерения или еще что-то подобное. Но мы здесь — только скромные служители или проводники :).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244864
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246428
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413020
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419511
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423589
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428896
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429549