Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241990Заслуженная артистка Татарстана Зуля Камалова записала дивный альбом пентатонического электропопа вместе с голландским продюсером Германом Поповым, он же OMFO (Our Man from Odessa), песни с самого известного альбома которого «Trans Balkan Express» звучат в фильме «Борат» Саши Барона Коэна. «Kosmostan» основан на легенде о принцессе Марса Татаэли, придуманной Камаловой. В записи принял участие виртуозный баянист — Айдар Гайнуллин, лауреат 18 международных конкурсов, выступавший с Ростроповичем, Нетребко, Мацуевым и Башметом, а также организовавший в Берлине свой фестиваль Pantonale.
Мне давно нравилось творчество OMFO, и я просто решила ему написать. Спросила его, не желает ли он сделать со мной пару песен; он ответил, что желает, поскольку любит татарскую музыку. Познакомил нас общий австралийский друг Мозес Итен, у которого тоже имеется свой космический проект. Сначала было две песни, потом еще четыре, и спустя почти 2,5 года получился альбом.
Дочь королевы Марса Аэлиты придумала я. У Германа всегда был и есть большой интерес к космосу и даже в свое время вышла виниловая пластинка под названием «Аэлита», но я об этом даже не знала. Меня привлекла конструктивистская эстетика одноименного фильма Протазанова 1924 года. Так родилась легенда о Татаэли, дочери Аэлиты и красноармейца Ильгизара Зиннатуллина.
На «Kosmostan» есть вполне намеренные элементы и ретро-поп-музыки, и многих других стилей, но мы считаем, что в результате алхимического союза эпических и модальных татарских элементов и космического электронного пафоса рождается элегантный и романтический музыкальный поток абсолютно нового качества. Его исток берет начало в самой глубине евразийского ландшафта. Пентатоническая парадигма здесь сдвинута так необычно, что создается сказочная система «параллельных миров» со своим набором утопических идеалов.
Бог Неба — Тенгри, верховное божество всех тюркских народов, живет на горе Хан-Тенгри (Тянь-Шань). Оттуда с высоты 7439 метров снежной осенью 2014 года стремительно взлетела и отправилась в космос божественная сфера, звездолет Татаэли, дочери Тенгри.
Татаэли покинула Землю в поисках своей матери, далекой звезды, для которой люди еще не придумали имени. Путь длиною в вечность не пугал Татаэли: она пела созвездиям и галактикам, неся в бесконечность Мон, древнюю энергию песни.
Радиотелескоп Космического центра Танэга́сима на протяжении 51 минуты принимал музыку из космоса. «Это было невероятно: похожая на японскую пентатоника и всепоглощающий женский голос, поющий на неизвестном языке», — писал руководитель Японского агентства аэрокосмических исследований Микото Симадзу. Позже пользователи популярного блог-сервиса Reddit узнали в опубликованной записи татарский язык, относящийся к поволжско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. Запись быстро распространяется в сети, и уже через неделю на YouTube появляется клип, видео пользуется успехом, а в комментариях разгорается дискуссия, кто же играет Татаэли.
А в нескольких миллионах световых лет от нашей планеты через метеоритные дожди летит божественная сфера Татаэли, дочери бога Неба, великого Тенгри, распространяя в бесконечность радиосигналы татарского «Мон».
Как доказала экспедиция инженера Лося, на Марсе живут люди, и правит ими злой диктатор Тускуб. Его дочь Аэлита не разделяет тоталитарных взглядов отца. Во время второй экспедиции землян на Марс Аэлита влюбляется в единственного выжившего, красноармейца Ильгизара Шагиахметовича Зиннатуллина, по национальности татарина, сварщика по профессии и марксиста по убеждению. Любовь была недолгой, коварный Тускуб, опасаясь проникновения марксистской идеи в ряды порабощенных марсиан, убивает Ильгизара Шагиахметовича при помощи его же оружия, серпа и молота из стеклопластика.
Убитая горем Аэлита сходит с ума и изолируется от общества в марсианской психиатрической больнице имени Велимира Владимировича Хлебникова, там же через 14 месяцев на свет появляется Татаэли. Опасаясь гнева Тускуба, Аэлита передает дочь своей верной служанке Ихе. Иха растит Татаэли и в день совершеннолетия рассказывает ей о Земле и ее татарских корнях. Похитив звездолет «Интерпланетонеф-2», Татаэли отправляется в космическую даль. На высоте 9000 километров над уровнем Марсианского моря она начинает петь на татарском языке, которого никогда прежде не слышала. Она поет о любви, о звездах и бесконечности.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241990Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249785Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416430Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417101Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419817Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420648Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425740Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425920Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427253