Starship Z. «Kosmostan»

Тюркский космизм и музыка небесных татар на совместном альбоме певицы Зули Камаловой и электронщика Германа Попова. Премьера на COLTA.RU

текст: Александр Великанов
Detailed_picture 

Заслуженная артистка Татарстана Зуля Камалова записала дивный альбом пентатонического электропопа вместе с голландским продюсером Германом Поповым, он же OMFO (Our Man from Odessa), песни с самого известного альбома которого «Trans Balkan Express» звучат в фильме «Борат» Саши Барона Коэна. «Kosmostan» основан на легенде о принцессе Марса Татаэли, придуманной Камаловой. В записи принял участие виртуозный баянист — Айдар Гайнуллин, лауреат 18 международных конкурсов, выступавший с Ростроповичем, Нетребко, Мацуевым и Башметом, а также организовавший в Берлине свой фестиваль Pantonale.


Зуля Камалова

Мне давно нравилось творчество OMFO, и я просто решила ему написать. Спросила его, не желает ли он сделать со мной пару песен; он ответил, что желает, поскольку любит татарскую музыку. Познакомил нас общий австралийский друг Мозес Итен, у которого тоже имеется свой космический проект. Сначала было две песни, потом еще четыре, и спустя почти 2,5 года получился альбом.

Дочь королевы Марса Аэлиты придумала я. У Германа всегда был и есть большой интерес к космосу и даже в свое время вышла виниловая пластинка под названием «Аэлита», но я об этом даже не знала. Меня привлекла конструктивистская эстетика одноименного фильма Протазанова 1924 года. Так родилась легенда о Татаэли, дочери Аэлиты и красноармейца Ильгизара Зиннатуллина.

На «Kosmostan» есть вполне намеренные элементы и ретро-поп-музыки, и многих других стилей, но мы считаем, что в результате алхимического союза эпических и модальных татарских элементов и космического электронного пафоса рождается элегантный и романтический музыкальный поток абсолютно нового качества. Его исток берет начало в самой глубине евразийского ландшафта. Пентатоническая парадигма здесь сдвинута так необычно, что создается сказочная система «параллельных миров» со своим набором утопических идеалов.


Легенда о Татаэли
1. Тюркский космизм

Бог Неба — Тенгри, верховное божество всех тюркских народов, живет на горе Хан-Тенгри (Тянь-Шань). Оттуда с высоты 7439 метров снежной осенью 2014 года стремительно взлетела и отправилась в космос божественная сфера, звездолет Татаэли, дочери Тенгри.

Татаэли покинула Землю в поисках своей матери, далекой звезды, для которой люди еще не придумали имени. Путь длиною в вечность не пугал Татаэли: она пела созвездиям и галактикам, неся в бесконечность Мон, древнюю энергию песни.

Радиотелескоп Космического центра Танэга́сима на протяжении 51 минуты принимал музыку из космоса. «Это было невероятно: похожая на японскую пентатоника и всепоглощающий женский голос, поющий на неизвестном языке», — писал руководитель Японского агентства аэрокосмических исследований Микото Симадзу. Позже пользователи популярного блог-сервиса Reddit узнали в опубликованной записи татарский язык, относящийся к поволжско-кыпчакской подгруппе кыпчакской группы тюркских языков. Запись быстро распространяется в сети, и уже через неделю на YouTube появляется клип, видео пользуется успехом, а в комментариях разгорается дискуссия, кто же играет Татаэли.

А в нескольких миллионах световых лет от нашей планеты через метеоритные дожди летит божественная сфера Татаэли, дочери бога Неба, великого Тенгри, распространяя в бесконечность радиосигналы татарского «Мон».

2. Дочь Аэлиты

Как доказала экспедиция инженера Лося, на Марсе живут люди, и правит ими злой диктатор Тускуб. Его дочь Аэлита не разделяет тоталитарных взглядов отца. Во время второй экспедиции землян на Марс Аэлита влюбляется в единственного выжившего, красноармейца Ильгизара Шагиахметовича Зиннатуллина, по национальности татарина, сварщика по профессии и марксиста по убеждению. Любовь была недолгой, коварный Тускуб, опасаясь проникновения марксистской идеи в ряды порабощенных марсиан, убивает Ильгизара Шагиахметовича при помощи его же оружия, серпа и молота из стеклопластика.

Убитая горем Аэлита сходит с ума и изолируется от общества в марсианской психиатрической больнице имени Велимира Владимировича Хлебникова, там же через 14 месяцев на свет появляется Татаэли. Опасаясь гнева Тускуба, Аэлита передает дочь своей верной служанке Ихе. Иха растит Татаэли и в день совершеннолетия рассказывает ей о Земле и ее татарских корнях. Похитив звездолет «Интерпланетонеф-2», Татаэли отправляется в космическую даль. На высоте 9000 километров над уровнем Марсианского моря она начинает петь на татарском языке, которого никогда прежде не слышала. Она поет о любви, о звездах и бесконечности.

Купить «Kosmostan» на iTunes


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241990
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249785
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416430
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420648
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425920
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427253