19 января 2015Современная музыка
187

«Пионеры звука»

Куратор Андрей Смирнов проводит экскурсию по выставке, посвященной забытым сюжетам из истории российской и мировой электроники

4 из 7
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureАлександр Иванов и Дмитрий Шостакович у «Эмиритона»
    «Эмиритон», «Экводин» и их конкуренты

    Пока шла выставка, мне удалось приобрести в коллекцию последний «Эмиритон» — отечественный синтезатор Александра Иванова, построенный в середине 1930-х, принадлежавший семье композитора Владлена Чистякова, который написал музыку более чем к 60 советским кинофильмам. «Эмиритон» — образцовый представитель ранних электронных инструментов, создававшихся в Советском Союзе. Все они были микротоновые — на них играли с помощью грифа, своеобразного «тачпада», который позволяет играть не по ступеням звукоряда, а в абсолютно свободной интонации. На «Эмиритоне», например, можно было играть даже кулаком. Идеи, реализованные в электронных инструментах 1930-х годов, сильно перекликаются с тем, что прямо сегодня происходит в технологии компьютерной музыки и особенно — в области создания новых музыкальных контроллеров.

    Один из мощнейших синтезаторов 1950-х «Экводин» был похоронен в болоте советской экономики 1960-х, как и все уникальные советские инженерные разработки в области электронной музыки.

    Единственный сохранившийся «Экводин» — инструмент Андрея Володина — хранится в Музее Глинки; мы не смогли включить его в выставку из-за того, что в помещении «Винзавода» отсутствует кондиционер и невозможно регулировать температуру воздуха. «Экводин» — один из первых известных мне пресетных синтезаторов, в котором было запрограммировано порядка 660 звуков: то есть он мог сымитировать все инструменты симфонического оркестра. Это один из мощнейших синтезаторов 1950-х, получивший золотую медаль на международной выставке в Брюсселе «Экспо-58» — той самой, где Эдгар Варез и Янис Ксенакис во французском павильоне, построенном Ле Корбюзье, исполняли раннюю электронную музыку. Но это не помогло судьбе инструмента. Так же как и все уникальные советские инженерные разработки в области электронной музыки, «Экводин» был похоронен в болоте советской экономики 1960-х. Замечательный аппарат так и не был запущен в производство, несмотря на то что вся технология была отработана, существовали уже промышленные образцы, была продумана даже рекламная кампания — в начале 1960-х уже печатались рекламные буклеты, которые представлены в экспозиции. Я сам в конце 1970-х работал в акустической лаборатории, где моим шефом был Володин, и участвовал в его попытках добыть электронные компоненты для разработки нового синтезатора в условиях нещадного дефицита товаров и абсолютной инертности властей и общества.

    «Экводин» и «Эмиритон» интересно сравнить с «зарубежными конкурентами» — траутониумом Фридриха Траутвайна, тем самым, который был заложен в основу синтезатора Макса Бранда и на котором писалась звуковая дорожка к «Птицам» Хичкока, и волнами Мартено — из-за этого инструмента была судебная тяжба между Львом Терменом и Морисом Мартено, полагавшим, что это он изобрел первый электронный музыкальный инструмент (не обращая внимания на то, что терменвокс был запатентован в СССР еще в начале 1920-х). На выставке можно послушать фонограммы тех лет и убедиться, что между этими инструментами много общего.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241373
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249472
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416117
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420418
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425665
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427000