Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245658Илья Черепко-Самохвалов живет двойной музыкальной жизнью. Как вокалист рок-группы «Петля пристрастия» под грязные гитарные риффы он устраивает ломаные пляски, которые оценил бы Йен Кертис, и тем самым провоцирует поклонников на дикий слэм у сцены. Как вокалист «Кассиопеи» он выходит на сцену в самых неожиданных костюмах из запасников детских театров и поет детские песни с недетским подтекстом под сумасбродный саундтрек. Накануне московских концертов обеих групп COLTA.RU списалась с белорусским Джекилом-Хайдом.
— Илья, я являюсь большим поклонником группы «Кассиопея» — и не очень большим, но тоже поклонником «Петли пристрастия», но, к стыду своему, плохо представляю себе историю коллективов. Да и прочитать толком негде. Какая группа была раньше, «Кассиопея» или «Петля пристрастия»? Почему их у тебя две — одной мало, что ли?
— Истории возникновения обеих групп слегка запутанные, и я даже не уверен, что смогу исчерпывающе ответить на этот вопрос, принимая во внимание провалы в памяти, вызванные тогдашним режимом потребления спиртного. Но попытаюсь напрячь извилины: группа «Кассиопея» случайно образовалась в 2001 году в звукоцехе Белорусского государственного молодежного театра, потому что мы с Сашей Либерзоном там работаем — он звукорежиссером, я актером. Он в то время усиленно осваивал казенный компьютер и параллельно записывал всякое свое при помощи музыкальных программ; как-то сделал он одну заготовочку и предложил мне исполнить партию грустного лунатика, который не может попасть домой из-за того, что на Луне карантин. Придумали текст, спели, вроде что-то получилось интересное, решили продолжить — записали еще несколько песен, и только после этого он предложил сколотить отдельный коллектив (первоначально речи об этом не было, я просто помог как мог, думая, что все это для группы «Карате», которая у него на тот момент была) и назвать его «Casioпея» — в честь клавишного инструмента. Я согласился, потому что к тому времени группа «Полипы», которая, собственно, явилась прародительницей «Петли пристрастия», на ладан дышала и существовала чисто номинально. Можно сказать, что «Кассиопея» появилась в перерыве между первой и второй жизнями «ПП», и хотя «ПП» как название и как полноценная банда появилась на три года позже, не уверен, что «Кассиопея» старше. Как-то так.
Не многовато ли двух стилистически и по-человечески разных групп для одного человека? Не знаю. Привык.
— Про «Петлю пристрастия» чаще всего пишут «постпанк» — я, признаться, не очень понимаю, что имеется в виду, потому что у каждого музыкального журналиста какой-то свой постпанк. Мне интересно: какой постпанк у тебя? Как вы определяете (задаете) звучание коллектива?
— Под постпанком я понимаю музыку, которую исполняли группы вроде Abecedarians или там B-Movie, ну и прочее... Я просто такое люблю, поэтому на ментальном уровне музыку «ПП», может быть, можно отнести к данной стилистике, но не без оговорок и натяжек. А что касается музыкальной составляющей... Мне кажется, что для так называемого постпанка мы звучим слишком грязно, громко и агрессивно по подаче. Во всяком случае, так происходит на концертах. Да и у всех в группе любимые исполнители совсем разные, я в своей любви к восьмидесятым практически одинок. Восьмидесятые, пропущенные через девяностые, забродившие в нулевых, — таков наш примерный стиль. Пока что.
— Ты пишешь очень интересные тексты и для «Кассиопеи», и для «Петли пристрастия» (которые, кстати сказать, обламывают некоторых поклонников простого гитарного угара). Как ты определяешь, в какую группу текст отдать: здесь больше про алкоголь — значит, в «ПП», тут больше юмора — значит, в «Кассиопею»?
— Тут все очень просто: тексты для «Кассиопеи» пишутся двумя людьми сразу (это если не считать финских, африканских и детских поэтов, чьи стихи зачастую выступают в качестве трамплина для головокружительного полета мысли) и практически единовременно, это как сочинение писать на заданную тему, только во время урока еще и выпить можно. То есть сидим мы на работе около компа где-то часика два, и — вуаля! — песня готова. Самое сложное — придумать фабулу и первую строчку. Хотелось бы, чтобы с текстами «Петли» дело тоже так обстояло, но не тут-то было: приходится вынашивать долго и мучительно, переставляя по сто раз слова местами, вырывая с мясом целые куски, наслаивая одну фразу на другую, чтобы в конце концов получилось что-то ясное, но с оттенком горячечного бреда (неудивительно, что некоторых обламывает!). Делать все это приходится в одиночку, голова иногда пухнет во время творческих кризисов, и очень хорошо, что подходы к написанию текстов для этих двух групп совсем разные, иначе я бы с ума сошел.
— Как развивается твой роман с алкоголем — в какой он стадии? Какие напитки предпочитаешь в это время года? Когда у тебя в последний раз было жесточайшее похмелье и после чего?
— Сейчас мои отношения с алкоголем на такой стадии, что я очень близок к тому, чтобы заявить: «Все! Собираю свои вещи и ухожу от тебя к траве!!!» — но такое уже не раз бывало, и я всегда возвращался. А напитки я люблю разные, только белорусские водки не люблю теперь — от них сначала становишься буйнопомешанным, а потом аутистом с больным желудком, чего они туда сливают, ума не приложу. Про похмелье давай не будем — слишком личное.
— Кстати, меня заинтриговало ваше выступление в Брянске в заведении под названием «Культурные пьяницы» — что это за место такое? Где вы выступаете обычно в Минске?
— Отличное место. Отличные ребята все устраивают, мы уже раз там были и подружились, теперь они снова хотят, они там все устраивали в прошлый раз себе в убыток, просто из любви к музыке, народу было немного, но угорели отменно. И вообще, всех, кто им нравится, принимают отлично, такие вот «Культурные пьяницы». Ну а в Минске мы чаще всего играем в клубе «Ре:паблик» — там все играют. Самый большой клуб такого формата, единственный в своем роде, тут тебе и Сюзанна Вега, и Fear Factory, и Everlast, не говоря уж о белорусских группах. «Петля пристрастия», кстати, будет 6 октября в нем играть, с группой A Place to Bury Strangers.
— Как обстоит твоя актерская карьера — в каких спектаклях ты играешь? Снимаешься ли в кино (я знаю, ты блестяще сыграл зомби в одном русском фильме), сериалах или рекламе?
— А что, где-то можно посмотреть фильм «Метелица»? К слову, маленький эпизодик с зомби в этом фильме и является моей самой любимой работой в кино. Ничего лучше мне пока никто не предлагал, приходится все время играть то эсэсовцев, то партизан повешенных, то жадных нарколыг, то жертв маньяков и т.д.
Большое, серьезное кино на «Беларусьфильме» не снимают, а если бы и снимали, участь моя, думаю, не изменилась бы. Ничего не поделаешь — карма. В рекламе снимался всего один раз, если мне не изменяет память, участвовал в групповом танце людей, скачущих в восторге от какого-то морепродукта, после решил: больше не буду, не мое. А театр… В театре пока приблизительно то же самое, что в кино, но это нормально — если всем главные роли давать, кто же зайчиков играть будет?
29 сентября «Петля пристрастия» выступает в клубе «ТеатрЪ». 5 октября «Кассиопея» выступает в клубе «Мастерская».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245658Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20247270Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413714Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202420119Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420834Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423430Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202424181Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429431Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429494Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202430142