18 марта 2015Современная музыка
393

Роман Суслов: «Я теперь живу в пустой деревне»

Лидер классиков русского авант-рока о лучшем времени за 30 лет «Вежливого отказа» и об экологическом подходе к творчеству

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© «Вежливый Отказ»

20 марта в клубе Yotaspace московская авант-роковая группа «Вежливый отказ» отпразднует 30-летие большим специальным концертом, на котором будут исполнены их классические песни. К этой же дате лейбл «Геометрия» готовит торжественное переиздание ретроспективного сборника «Вежливый отказ 1985—1995», где отражен самый бурный период группы. Перед юбилейными мероприятиями фронтмен «Вежливого отказа» Роман Суслов рассказал COLTA.RU о своем экологическом подходе к жизни и творчеству, а также предоставил видеозапись новой версии одной из тех самых классических песен:

«Вежливый отказ» — «Эй!»


— «Вежливый отказ» этим концертом отмечает 30-летие. С какого момента для вас начинается история группы?

— Я лично этим мало интересовался. Вроде бы считается, что первым было выступление «Отказа» на рок-фестивале в ДК института Курчатова. Там было много участников — и «Звуки Му», и «Центр», и «Николай Коперник», весь костяк тогда формировавшейся рок-лаборатории. Это было яркое событие в московской музыкальной жизни.

— Это было в 1985-м — ровно 30 лет назад?

— По-моему, да. Но я могу ошибаться. Другая дата — когда мы выступали на Новый год в кафе «Метелица». В несколько ином составе — без нашего первоначального клавишника. Я точно не знаю.

— «Вежливый отказ» участвовал в нелегальных рок-концертах середины 1980-х?

— Я в них участвовал со своими предыдущими составами. А с «Вежливым отказом» мы играли на полулегальных танцах в кофейне Физтеха. Репертуар был маленький — минут на 35, а играть надо было значительно дольше. Наша задача была как можно дольше продержаться (смеется).

— В грядущем концерте обещаны песни, которые вы давно не играли, — что это за песни и почему вы их решили сейчас сыграть?

— Мы решили вспомнить некоторые вещи, которые нас часто просят сыграть из зала, а мы не можем. Просто — физически (смеется). В том числе с «Косы на камень» и из «И-и раз!». А потом, меня часто просят и мне очень приятно приглашать на выступления нашего бывшего пианиста Максима Трефана. Его участие подразумевает исполнение вещей, которых мы с нынешним составом не играем. А с ним кое-что попоем.

Наша задача была как можно дольше продержаться.

— Почему вы их не играете без Трефана?

— Во-первых, некоторые вещи забываются — они просто уходят из репертуара, и ты их не реанимируешь. Во-вторых, многие из партий клавиш, которые играл Максим и которые нам потом приходилось восстанавливать, непросты. Хотя Павел Карманов, как и Максим, — абсолютный слухач и может повторить что угодно. Когда «Отказ» уезжал в Штаты на гастроли, Павел совершил титаническое усилие — на слух снял партии Максима из старых песен и переделал. Ведь Макс если и писал ноты, то делал это так, что никому прочесть их было невозможно — на одной строчке умещалось по 25 тактов.

— Основную часть программы юбилейного концерта будут составлять «Военные песни»?

— Как раз меньшую. Я решил не грузить опостылевшей темой.

— Насколько я знаю, вы собирались программу «Военных песен» записывать в студии — для последующего издания?

— Нет. Мы сделали пробную запись для лучшего акустического ощущения того, что мы делаем. Это такая проработка. Мы писали подготовительные ролики для концерта и сделали несколько фонограмм для нового репертуара — исключительно в рабочем порядке. Для себя. Издавать мы их не будем.

— Издание альбомов вам сейчас совсем неинтересно?

— Я сторонник того, что вещи должны устояться — стать самостоятельными объектами, совершенно независимыми от формы исполнения и качества. Они должны перейти в самостоятельный жизненный этап. Сейчас пока это не так. Пока «Военные песни» — это все же наброски, за исключением некоторых — например, пресловутой «Мы победим». Материал исполняется, улучшается — ищутся дополнительные ходы. Когда песни играются легче и полностью сформирована их концепция — их можно записывать.

© «Вежливый Отказ»

— «Вежливый отказ» сейчас существует в режиме группы для удовольствия.

— Явно не для противоположного чувства.

— Вы репетируете, только когда хочется?

— В рамках подготовки к мероприятиям репетиции носят обязательный характер — надо явиться, отыграть что-то. Правда, к таким репетициям мы относимся более щадяще — они меньшей протяженности. Мы себя не задалбливаем технической подготовкой, чтобы к концерту осталось живое чувство, а не рутинная усталость. Ну и плюс — разыгранные пальцы и распетый голос.

— Если анализировать 30-летний путь «Вежливого отказа», как вам кажется, какие периоды были наиболее удачными для группы?

— По задору и по оптимистичному настроению, которые были в группе, — это конец 1980-х и самое начало 1990-х, когда было много гастролей и выступлений. Альбомы выходили один за одним. Все было бурно. Потом я очень неумело сидел на двух стульях — занимался большим и расхлябанным хозяйством, и группа была практически брошена. Это привело к тому, что мы совсем замолчали. После 2006 года пошла новая волна, и появился альбом «Гуси-лебеди» — на мой взгляд, самый удачный из всего того, что было. Несмотря на бурность 1990-х. Сейчас — затишье. Я пишу мало, а думаю много, и, видимо, это мешает. Раньше казалось, что все, что я ни делаю, — все замечательно. Сейчас мои критерии стали выше. Не хочется загрязнять воздух и делать что-то, что, в моем понимании, недостойно произнесения.

Альбом «Гуси-лебеди» — на мой взгляд, самый удачный из всего того, что было.

— У вас экологический подход к жизни и творчеству.

— Да, просто столько дряни вокруг.

— Несколько лет назад, отвечая на вопрос, не думали ли вы уехать из России, вы ответили, что в России вас все устраивает, покуда у вас есть возможность не вступать в отношения с государством. Для вас ничего не изменилось?

— Ничего. Так и живу в деревне. По-прежнему стараюсь максимально не вступать. Только решаю какие-то бытовые вещи по приезде в Москву.

— Как изменение экономической ситуации в России повлияло на жизнь в деревне?

— Я теперь живу в пустой деревне. Там нет никого, кроме меня. Экономическая ситуация сложилась так, что невозможно стало ни жить, ни работать. Те, у кого получилось обзавестись большим хозяйством, продолжают там находиться и живут фермерством. Но таких единицы. Некоторые живут малым фермерством: это крепкий крестьянский двор плюс какая-то побочная работа — например, егерем. Много частных охотохозяйств — они и платят. Те, кто вышел из ежедневных запоев, зашились и поехали работать в Москву. Но людей мало: на большое село в 70—80 дворов — человек 10, то есть 6—7% населения. Маленькие села, где исчезли скотоводческие фермы и полеводческие бригады, превратились в пустыни. Возрожденных дачниками мест практически нет. Я знаю одну деревню, которая погибла полностью — там живет один человек из Москвы, наездами. У него даже электричества нет — он полностью отделен от государства.

Иногда подсматриваю новости, чтобы не было совсем уж неожиданностей.

— А вы живете наездами?

— Постоянно. С семьей и детьми. У меня небольшое хозяйство — немного лошадей. Сезонный туристический бизнес — приглашаем людей ездить верхом. Электричество, вода. Я сам много чего построил. У меня вполне цивилизованное место, хоть и вдалеке от трассы и от других населенных пунктов: ближайшая деревня — в трех-четырех километрах, а районный центр — в двадцати.

— Вас то, что людей вокруг стало меньше, только радует?

— Да. Земля не загаживается. Происходит естественное заполнение полей лесом. Если раньше был обратный процесс — совершенно бездарно и непонятно зачем выкорчевывались леса, то сейчас поля зарастают. Природа берет свое.

— А вы философски за этим наблюдаете?

— Я поддерживаю отсутствие сорняков в своем районе. Гоняю охотников подальше от себя и тем самым поддерживаю поголовье диких зверей. Вроде бы их стало больше — не знаю уж, моими ли усилиями. Птиц стало значительно больше. И зайцев.

— А интернет у вас есть?

— Да — я там иногда подсматриваю новости, чтобы не было совсем уж неожиданностей. Погоду смотрю — мне это важно. Когда сено убирать.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244786
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246337
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412943
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419429
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423527
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428818
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429496