Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249718Питерская группа Bye-Bye Violet Tapes собрана постоянным автором COLTA.RU Радифом Кашаповым и музыкантом Егором Рязанцевым. Радиф пишет песни, Егор их доводит до ума и записывает. Группа готовит к выходу два мини-альбома. Первый называется «Диалектика» — на нем ожидаются песни на разных языках и свободные структуры в аранжировках, на втором, «Диалектика наоборот», группа представила свой взгляд на поп-музыку на русском. Песня «Хлеба и конфет», пластилиновый клип Анны Терешкиной на которую нам очень понравился, — со второго мини-альбома.
Когда песня придумывалась, я ничего и не знал о восточной музыке. Потом выяснилось, что мы сыграли какой-то оттоманский макам, а потом еще саксофонные партии удачно получились... К таким песням, видимо, нужно подходить как к случайно сложенным картинам. Скорее всего, она о пресыщении и мыслях об аскезе. А поскольку на EP песня эта самая легкая, на нее было решено сделать клип — желательно без лиц авторов.
Когда Аника мне написала и попросила музыку для фильма взамен на клип, я таких масштабов совершенно не предполагал. Мы ведь вообще сначала с Радифом хотели просто картинки расставить под музыку — думаю, мы оба не представляли, что можно такой ролик сделать своими руками, без необходимости продавать душу сатане; поэтому, когда съемки начались, я с себя сложил всю ответственность и решил просто выполнять все, что говорит режиссер. Это было так удивительно — вроде ничего особенного не делаешь, а мультик прямо на глазах растет. Волшебство, ей-богу! Мы, конечно, помогали чем могли, особенное спасибо нашим супругам и дочерям (сами-то мы ни лепить, ни рисовать), но основную работу всю сделала Аня. Я очень доволен тем, как картинка взаимодействует со звуком — привычные уже слова обретают новый смысл.
Вообще-то я учитель изо, балующийся современным искусством. Началось все с того, что я снимала фильм для омской выставки и мне нужна была музыка, чтобы вставить туда. Самое простое было — выбрать любую музыку, которая нравится, то есть, попросту говоря, стырить. Выбор оказался великоват, и я решила предложить кому-то из знакомых музыкантов написать музыку специально для этого фильма.
Стала перебирать всех и слушать и обнаружила, что две композиции Егора Рязанцева (под ником oilcake tv) просто идеально ложатся на видео. Я попросила у него эти вещи и в качестве обменной услуги предложила сделать клип на любую его музыку. На несколько месяцев это предложение забылось, но однажды Егор сказал: «Мы поняли, на какую песню хотим клип» — и поставил мне «Хлеба и конфет». Я не поняла, о чем эта песня, и никто, кажется, не понимал, а объяснения автора как-то рыхло укладывались в моей голове. Ребята предложили в клипе иллюстрировать каждую строчку, а идея делать это с помощью пластилина сама легла в руки, так как в это время я искала разные способы работы с детьми в школе (то, что дает мне и хлеб, и конфеты).
Лепить в одиночестве было бы скучно, мы стали лепить дома у Егора, Ани и Дуси (9 лет), и процесс превратился в настоящий мозговой штурм, потому что ребята метали идеи, как карасики икру. Много забавных предложений пришлось отмести, а то клип стал бы слишком навороченным. Например, череда монстров, которую герой проходит вначале, была раза в два больше, ни с одним из них не хотелось расставаться, и только на фоне готового клипа видишь, какие это на самом деле мелочи — монстром больше, монстром меньше.
Мозг из любого хаоса пытается выстроить систему.
В общем, мы вместе лепили и снимали при помощи фотоаппарата и штатива, а для фона пригодились пластиковые кухонные доски. Аня слепила богиню Кали, Дуся — главного героя-хипстера, голубя, парашют и компас, Люба Кашапова — баранов, ну а я всеми командовала и чувствовала себя смущенным тираном. Потом все уехали отдыхать, и пришлось заниматься этим в одиночестве, я лениво весь август снимала по пять секунд в день, так что, когда все приехали, команда радостно воссоединилась и придумала финальные 40 секунд.
Самое сложное было снимать моменты, где текст песни кажется бессвязным набором субъективных ассоциаций. Только благодаря клипу мне удалось для себя лично построить некие связи в этой песне, даже не знаю, насколько они совпадают с авторскими.
Я часто объясняю себе музыку в терминах изобразительного искусства, поэтому хочется отнести эту песню к жанру сюрреализма. Однако мозг из любого хаоса пытается выстроить систему, поэтому уже готовый клип оброс новыми сюжетными линиями и отношениями героев. Например, девицу с крыльями, которую мистер Х (хипстер) вначале топит в кастрюле, а затем всюду ищет, я называю Мечта поэта. Тут можно вывести банальный сюжет о том, как просто среди миражей современной жизни положить болт на свою мечту и потом всю жизнь пытаться безуспешно догнать ее, как Иван — Царевну-лягушку. Голубь еще с древних времен был символом Святого Духа, который поддерживает и направляет независимо от положения на шкале грехов. Ну и богиня Кали тут играет роль демиурга, такой Карабас-Барабас, которого куклы все-таки перехитрили. Happy end.
Перед нами не стоял выбор между трагедией и комедией, все само собой стало на свои места, как будто выросло из земли. Есть еще Ленин и Наполеон — тут они оба выступают как некий политический/исторический фон, который заглушается насущными индивидуальными проблемами, и оказываются такими же жертвами обстоятельств, как и главный герой.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20249718Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 202411322Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202417425Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202423692Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202424399Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202426975Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202427697Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202432951Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202433038Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202432143