23 апреля 2015Современная музыка
873

Noize MC: «Сколько нужно полицейских, чтобы предотвратить концерт Noize MC?»

У «самого опасного рэпера РФ» отменяют концерты, поэтому он пишет англоязычный мини-альбом

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Сергей Мисенко

«Noize MC развязал ядерную войну». «Скандальный Noize MC исполнит “героиновый” гимн». «Концерты Noize MC требуют отменить по всей России». Если судить по громким заголовкам таблоидов всех мастей, музыкальным врагом общества № 1 сейчас является выпускник РГГУ Иван Алексеев — он же Noize MC, чей остроумный речитатив под громкий гитарный фузз нравится сотням тысяч российских школьников и студентов.

Денис Бояринов встретился с недавно отметившим 30-летие Noize MC, узнал, как отменяют его концерты в провинции, и послушал новую песню на английском языке.

— Как давно ты стал сочинять и петь на английском? Все началось с дуэта с Astronautalis?

— До него должен был выйти совместный трек с Фредом Дерстом (фронтмен Limp Bizkit. — Ред.). Я попал в ситуацию, когда мне надо было максимально постараться и сделать трек на английском. Я сделал — сочинил куплет и припев, но Фред не спешил писать свой куплет. Так и не написал, хотя мы с ним созванивались и Фред сказал, что ему песня понравилась. А я стал писать еще.


— Легко сочинять рэп на английском?

— Все легче и легче. Песни на удивление быстро пишутся. Английских песен у меня уже порядка пяти — на мини-альбом. Пока пишешь песни — хорошо изучаешь язык. Узнаешь новые выражения.

— Откуда?

— Из текстов зарубежных рэперов на сайте RapGenius — смотрю там актуальные метафоры, но чаще стараюсь пользоваться литературным вариантом английского языка — книжки, статьи. Википедию прикольно читать на английском.

Я еще в институте начал переводить Эминема и писать по-английски, интересно было достичь того уровня, когда начинаешь чувствовать язык. Мне очень нравилась группа Non Phixion — у них такая мрачная, антиутопическая социалка в текстах, научно-фантастические сюжеты и героическо-отрешенная подача. Ну и жужжащие гитары иногда проскакивают, что мне, конечно, тоже импонирует. Рэп на английском — это огромное незатоптанное поле: другие метафоры, неиспользованные аллегории, какие-то штуки, которые возможны только в английском. Это как будто ты до этого играл только в Lego и вот получил другой набор конструктора.

Запишу пока англоязычный EP. Вот Обама прислал новый айфон, список тем и немного денег.

— Говорят, что на русском сложнее написать песню.

— Есть такое. В английском очень много слов рифмуется. Гораздо больше рифм, и проще создавать double rhyme. Большинство англоязычных текстов обламывает. Я тут прочитал разбор песни Кендрика Ламара и был в лютом ужасе. Чуваки, ну как так? У вас почти все слова рифмуются, почему вы рифмуете «вода» и «тебя» — в таком вот стиле? Меня такой посыл обламывает.

Мне нравятся рэперы, которые могут построить концептуальный текст. Где не просто набор слов — то-се, туда-сюда. Такого рэпа слишком много. Мне нравится Yelawolf — кстати, он протеже Эминема, это такой современный Эверласт. У него есть несколько интересных коротких релизов, но самый крутой — первая большая работа — еще не вышел.

— А музыкально какой рэп тебе нравится?

— Я очень люблю гитарную альтернативу с речитативом — самую разнообразную. Я начинал с увлечения Nirvana — я тогда учился играть на гитаре и выучил несколько их альбомов почти полностью. Потом был период Prodigy, потом уже хип-хоп — и в хип-хопе долгое время меня интересовала гитара только в классическом виде, только в виде сэмплов. А потом пошла волна альтернативы конца 1990-х и начала 2000-х — вся эта мазафака с уклоном в рэп, и она очень сильно зацепила. Это было время, когда мы все жили в общаге и хотели играть такую музыку, которая была саундтреком нашей жизни. Мы в итоге несем это дальше.

— О чем твои англоязычные песни? Язык не меняет темы?

— Язык меняет воплощение. По тематике они продолжают линию альбома «Hard Reboot» — человек на грани серьезных перемен. Есть несколько антиутопических мотивов.


— В «Hard Reboot» попала едкая сатира «Come $ome All, или Тоталитарный трэпъ» — песня в духе «Mercedes S666».

— Так ловко получилось, что я написал эту песню просто так. А выпустили мы ее, когда КПРФ потребовала запретить в России выступления определенных артистов якобы из-за их позиции по Украине — в том числе и мои. У меня газета «Комсомольская правда» попросила комментарий, а я вместо комментария отправил им эту песню. У меня так часто случается — я что-то пишу для себя, а через некоторое время это становится внезапно актуальным. Например, песня «За закрытой дверью» про подписание контракта с Universal была сочинена в общаге — до того, как я подписал контракт с Universal. А потом это все действительно произошло.

— Что у тебя сейчас происходит с гастролями по России? Идут отмены?

— Периодически случаются. По инициативе разных групп населения. Везде реагируют разные социальные страты и структуры. Где-то это ФСКН, где-то ФСБ, где-то ОБЭП, где-то негодующие гражданские активисты, где-то полиция. Широкий набор. Такое впечатление, что в каждом регионе мне хотят показать свою особенную инстанцию. «Вот, Иван, познакомься, есть еще такие люди, они приходят и е**т мозги» (смеется).

Мы отыграли песен пять, и тут на сцену вылезает «космонавт» с автоматом.

В Красноярске был самый показательный случай. Я был просто в шоке — сколько нужно собрать людей в погонах, чтобы предотвратить выступление страшного и ужасного Noize MC? Нас еще у вагона встретили 7 полицейских, которые стали пристально проверять наши документы. Это была транспортная полиция — якобы проблема была в том, что у нашего директора был неправильно оформлен билет. Потом мы приехали в клуб, где должны были выступать, и выяснилось, что туда уже тоже приезжала полиция и концерт нам проводить запретили. Причем сказали: мы знаем, что в Омске у вас получилось выступить в другом месте — у нас так не прокатит. Когда мы перенесли концерт на другую площадку, то полиция приехала и туда, предотвратила саундчек и вынесла предупреждение, что если будет концерт, то приедет наряд и всех заберет. Этот клуб был расположен в многоэтажном здании, где была гостиница и несколько развлекательных заведений, — на каждом его этаже стояло по двое полицейских. Полицейские с пристрастием допрашивали девушку на ресепшене, барменов, хостесс и далее по списку. Бедные мужики, которых погнали работать в выходной. Не знаю, сколько полицейских нужно, чтобы вкрутить лампочку, а вот чтобы остановить выступление Noize MC — нужно очень много. Желательно, чтобы с автоматами и с собакой.

Вот еще в Самаре было забавно: мы отыграли песен пять, и тут на сцену вылезает «космонавт» с автоматом, второй полицейский — в штатском — выходит на сцену, показывает корочку, быстро (видимо, по опыту накрытия рейвов) бежит к диджею и кричит: «Вырубай музыку». А тот ему отвечает: «А у меня ничего не играет, у меня только скрэтчи». В это время я начинаю играть рифф из «Кури бамбук», ребята подхватывают, и зал поет: «Я мусор, персонаж очень важный» (смеется).


— Ну что же, настоящий панк-рок у тебя происходит на концертах. Почти как у группы Sex Pistols.

— Да, осталось только подраться с ковбоями. Если серьезно — можно, конечно, бодриться, но все-таки это наскучивает.

— Кроме того, ты, отец двух детей, с каждой отменой концерта терпишь удар по семейному бюджету.

— У нас с осени прошлого года 60% концертов не состоялось.

— Как ты считаешь, почему все это происходит — у тебя же было несколько стычек с правоохранительными органами?

— Эти отмены конкретно происходят из-за выступления во Львове и случая, когда мне протянули украинский флаг. Но вот активисты в Краснодаре зацепились за последовавшую за этим выходку, когда я вышел голый на сцену с группой Anacondaz. Пугать маленьких детей, которые не спят в два часа ночи и слушают матерные песни голых людей.

Я никогда не утверждал, что все полицейские — плохие люди. Просто говнюки всегда заметнее.

— Когда это прекратится и что для этого ты можешь сделать?

— Не знаю. Запишу пока англоязычный EP. Вот Обама прислал новый айфон, список тем и немного денег (смеется).

Что делать? Надо продолжать заниматься творчеством. Я поначалу занимался творчеством в экстремальных условиях. Буду продолжать им заниматься и дальше — даже если условия станут еще более экстремальными.

— Ну а в личном общении полицейские, которым вменяют в обязанность предотвращать концерты Noize MC, какое выказывают к тебе отношение?

— У меня недавно была встреча с хорошим полицейским. Я проезжал на самокате где-то по переходу метро. Нельзя же ездить на самокате в метро, а я как-то подразогнался — и вижу: за мной идет полицейский. Такой улыбчивый мужчина. Спускается с эскалатора, становится передо мной и говорит: «Ваня, это же ты, да?» «Да», — отвечаю. Он: «Как у тебя дела? Видишь ли ты кого-нибудь из русских рэперов? Ну что — ты на нас не обижаешься?» Я говорю: нет, на тебя не обижаюсь, это же от человека зависит (смеется). Я никогда не утверждал, что все полицейские — плохие люди. Просто говнюки всегда заметнее, потому что они активнее.

А вот еще в Южно-Сахалинске был смешной случай — на концерт пришло много полицейских и эфэсбэшников. Среди них были дамы в форме, которые сначала стояли со строгим видом и смотрели, а уже к середине концерта достали мобильные телефоны и стали снимать видео (смеется).

Уилл Смит посмотрел в смартфоне новостную ленту обо мне и читать фристайл со мной не стал.

— Но ты ведь реально нарушаешь закон РФ, потому что у тебя много песен с нецензурной лексикой. Что ты делаешь в ситуации, когда к тебе приходит отряд полицейских на концерт?

— У нас куча песен — возможны разные программы и плейлисты. Если нам надо выступить без мата — мы можем и так. Причем это не баллады о любви и медляки. Например, в песне «Устрой дестрой» нет ненормативной лексики, в песне «Певец и актриса» тоже нет.

— Но в других хитах — есть.

— А у меня все — хиты. Если что-то не хит, то я эту песню просто не дописываю.

— Песню «Танцы» (кавер на «Вопли Видоплясова», во время исполнения которого во Львове Noize MC протянули украинский флаг. — Ред.) всегда исполняешь на концертах?

— Обязательно. Это один из самых душевных номеров на концерте — танцы вместе с публикой, которая вылазит на сцену. На этой песне чаще всего происходит стейдждайвинг, потому что я без гитары и нет опасности долбануть кого-нибудь грифом по башке.


— На Первый канал тебя больше не зовут тоже из-за концерта во Львове или из-за песни «Из окна»?

— Да я никогда там не был особенно любим. Один раз мы выступали в программе «Вечерний Ургант» — и все, по-моему. Как-то в Москву приехал Уилл Смит — мне позвонили с Первого канала и сказали: Смит хочет прочитать с кем-нибудь из русских рэперов фристайл — приезжай. Я приехал. Пока я ехал, Уилл Смит, видимо, посмотрел в смартфоне новостную ленту обо мне и читать фристайл со мной не стал. Я немного расстроился и поехал к себе обратно в Люберцы (смеется).


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245323
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246929
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413417
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419834
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423904
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429203
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429886