«Noize MC развязал ядерную войну». «Скандальный Noize MC исполнит “героиновый” гимн». «Концерты Noize MC требуют отменить по всей России». Если судить по громким заголовкам таблоидов всех мастей, музыкальным врагом общества № 1 сейчас является выпускник РГГУ Иван Алексеев — он же NoizeMC, чей остроумный речитатив под громкий гитарный фузз нравится сотням тысяч российских школьников и студентов.
Денис Бояринов встретился с недавно отметившим 30-летие NoizeMC, узнал, как отменяют его концерты в провинции, и послушал новую песню на английском языке.
— Как давно ты стал сочинять и петь на английском? Все началось с дуэта с Astronautalis?
— До него должен был выйти совместный трек с Фредом Дерстом (фронтмен Limp Bizkit. — Ред.). Я попал в ситуацию, когда мне надо было максимально постараться и сделать трек на английском. Я сделал — сочинил куплет и припев, но Фред не спешил писать свой куплет. Так и не написал, хотя мы с ним созванивались и Фред сказал, что ему песня понравилась. А я стал писать еще.
— Легко сочинять рэп на английском?
— Все легче и легче. Песни на удивление быстро пишутся. Английских песен у меня уже порядка пяти — на мини-альбом. Пока пишешь песни — хорошо изучаешь язык. Узнаешь новые выражения.
— Откуда?
— Из текстов зарубежных рэперов на сайте RapGenius — смотрю там актуальные метафоры, но чаще стараюсь пользоваться литературным вариантом английского языка — книжки, статьи. Википедию прикольно читать на английском.
Я еще в институте начал переводить Эминема и писать по-английски, интересно было достичь того уровня, когда начинаешь чувствовать язык. Мне очень нравилась группа Non Phixion — у них такая мрачная, антиутопическая социалка в текстах, научно-фантастические сюжеты и героическо-отрешенная подача. Ну и жужжащие гитары иногда проскакивают, что мне, конечно, тоже импонирует. Рэп на английском — это огромное незатоптанное поле: другие метафоры, неиспользованные аллегории, какие-то штуки, которые возможны только в английском. Это как будто ты до этого играл только в Lego и вот получил другой набор конструктора.
Запишу пока англоязычный EP. Вот Обама прислал новый айфон, список тем и немного денег.
— Говорят, что на русском сложнее написать песню.
— Есть такое. В английском очень много слов рифмуется. Гораздо больше рифм, и проще создавать double rhyme. Большинство англоязычных текстов обламывает. Я тут прочитал разбор песни Кендрика Ламара и был в лютом ужасе. Чуваки, ну как так? У вас почти все слова рифмуются, почему вы рифмуете «вода» и «тебя» — в таком вот стиле? Меня такой посыл обламывает.
Мне нравятся рэперы, которые могут построить концептуальный текст. Где не просто набор слов — то-се, туда-сюда. Такого рэпа слишком много. Мне нравится Yelawolf — кстати, он протеже Эминема, это такой современный Эверласт. У него есть несколько интересных коротких релизов, но самый крутой — первая большая работа — еще не вышел.
— А музыкально какой рэп тебе нравится?
— Я очень люблю гитарную альтернативу с речитативом — самую разнообразную. Я начинал с увлечения Nirvana — я тогда учился играть на гитаре и выучил несколько их альбомов почти полностью. Потом был период Prodigy, потом уже хип-хоп — и в хип-хопе долгое время меня интересовала гитара только в классическом виде, только в виде сэмплов. А потом пошла волна альтернативы конца 1990-х и начала 2000-х — вся эта мазафака с уклоном в рэп, и она очень сильно зацепила. Это было время, когда мы все жили в общаге и хотели играть такую музыку, которая была саундтреком нашей жизни. Мы в итоге несем это дальше.
— О чем твои англоязычные песни? Язык не меняет темы?
— Язык меняет воплощение. По тематике они продолжают линию альбома «Hard Reboot» — человек на грани серьезных перемен. Есть несколько антиутопических мотивов.
— В «Hard Reboot» попала едкая сатира «Come $ome All, или Тоталитарный трэпъ» — песня в духе «Mercedes S666».
— Так ловко получилось, что я написал эту песню просто так. А выпустили мы ее, когда КПРФ потребовала запретить в России выступления определенных артистов якобы из-за их позиции по Украине — в том числе и мои. У меня газета «Комсомольская правда» попросила комментарий, а я вместо комментария отправил им эту песню. У меня так часто случается — я что-то пишу для себя, а через некоторое время это становится внезапно актуальным. Например, песня «За закрытой дверью» про подписание контракта с Universal была сочинена в общаге — до того, как я подписал контракт с Universal. А потом это все действительно произошло.
— Что у тебя сейчас происходит с гастролями по России? Идут отмены?
— Периодически случаются. По инициативе разных групп населения. Везде реагируют разные социальные страты и структуры. Где-то это ФСКН, где-то ФСБ, где-то ОБЭП, где-то негодующие гражданские активисты, где-то полиция. Широкий набор. Такое впечатление, что в каждом регионе мне хотят показать свою особенную инстанцию. «Вот, Иван, познакомься, есть еще такие люди, они приходят и е**т мозги» (смеется).
Мы отыграли песен пять, и тут на сцену вылезает «космонавт» с автоматом.
В Красноярске был самый показательный случай. Я был просто в шоке — сколько нужно собрать людей в погонах, чтобы предотвратить выступление страшного и ужасного Noize MC? Нас еще у вагона встретили 7 полицейских, которые стали пристально проверять наши документы. Это была транспортная полиция — якобы проблема была в том, что у нашего директора был неправильно оформлен билет. Потом мы приехали в клуб, где должны были выступать, и выяснилось, что туда уже тоже приезжала полиция и концерт нам проводить запретили. Причем сказали: мы знаем, что в Омске у вас получилось выступить в другом месте — у нас так не прокатит. Когда мы перенесли концерт на другую площадку, то полиция приехала и туда, предотвратила саундчек и вынесла предупреждение, что если будет концерт, то приедет наряд и всех заберет. Этот клуб был расположен в многоэтажном здании, где была гостиница и несколько развлекательных заведений, — на каждом его этаже стояло по двое полицейских. Полицейские с пристрастием допрашивали девушку на ресепшене, барменов, хостесс и далее по списку. Бедные мужики, которых погнали работать в выходной. Не знаю, сколько полицейских нужно, чтобы вкрутить лампочку, а вот чтобы остановить выступление Noize MC — нужно очень много. Желательно, чтобы с автоматами и с собакой.
Вот еще в Самаре было забавно: мы отыграли песен пять, и тут на сцену вылезает «космонавт» с автоматом, второй полицейский — в штатском — выходит на сцену, показывает корочку, быстро (видимо, по опыту накрытия рейвов) бежит к диджею и кричит: «Вырубай музыку». А тот ему отвечает: «А у меня ничего не играет, у меня только скрэтчи». В это время я начинаю играть рифф из «Кури бамбук», ребята подхватывают, и зал поет: «Я мусор, персонаж очень важный» (смеется).
— Ну что же, настоящий панк-рок у тебя происходит на концертах. Почти как у группы SexPistols.
— Да, осталось только подраться с ковбоями. Если серьезно — можно, конечно, бодриться, но все-таки это наскучивает.
— Кроме того, ты, отец двух детей, с каждой отменой концерта терпишь удар по семейному бюджету.
— У нас с осени прошлого года 60% концертов не состоялось.
— Как ты считаешь, почему все это происходит — у тебя же было несколько стычек с правоохранительными органами?
— Эти отмены конкретно происходят из-за выступления во Львове и случая, когда мне протянули украинский флаг. Но вот активисты в Краснодаре зацепились за последовавшую за этим выходку, когда я вышел голый на сцену с группой Anacondaz. Пугать маленьких детей, которые не спят в два часа ночи и слушают матерные песни голых людей.
Я никогда не утверждал, что все полицейские — плохие люди. Просто говнюки всегда заметнее.
— Когда это прекратится и что для этого ты можешь сделать?
— Не знаю. Запишу пока англоязычный EP. Вот Обама прислал новый айфон, список тем и немного денег (смеется).
Что делать? Надо продолжать заниматься творчеством. Я поначалу занимался творчеством в экстремальных условиях. Буду продолжать им заниматься и дальше — даже если условия станут еще более экстремальными.
— Ну а в личном общении полицейские, которым вменяют в обязанность предотвращать концерты Noize MC, какое выказывают к тебе отношение?
— У меня недавно была встреча с хорошим полицейским. Я проезжал на самокате где-то по переходу метро. Нельзя же ездить на самокате в метро, а я как-то подразогнался — и вижу: за мной идет полицейский. Такой улыбчивый мужчина. Спускается с эскалатора, становится передо мной и говорит: «Ваня, это же ты, да?» «Да», — отвечаю. Он: «Как у тебя дела? Видишь ли ты кого-нибудь из русских рэперов? Ну что — ты на нас не обижаешься?» Я говорю: нет, на тебя не обижаюсь, это же от человека зависит (смеется). Я никогда не утверждал, что все полицейские — плохие люди. Просто говнюки всегда заметнее, потому что они активнее.
А вот еще в Южно-Сахалинске был смешной случай — на концерт пришло много полицейских и эфэсбэшников. Среди них были дамы в форме, которые сначала стояли со строгим видом и смотрели, а уже к середине концерта достали мобильные телефоны и стали снимать видео (смеется).
Уилл Смит посмотрел в смартфоне новостную ленту обо мне и читать фристайл со мной не стал.
— Но ты ведь реально нарушаешь закон РФ, потому что у тебя много песен с нецензурной лексикой. Что ты делаешь в ситуации, когда к тебе приходит отряд полицейских на концерт?
— У нас куча песен — возможны разные программы и плейлисты. Если нам надо выступить без мата — мы можем и так. Причем это не баллады о любви и медляки. Например, в песне «Устрой дестрой» нет ненормативной лексики, в песне «Певец и актриса» тоже нет.
— Но в других хитах — есть.
— А у меня все — хиты. Если что-то не хит, то я эту песню просто не дописываю.
— Песню «Танцы» (кавер на «Вопли Видоплясова», во время исполнения которого во Львове NoizeMC протянули украинский флаг. — Ред.) всегда исполняешь на концертах?
— Обязательно. Это один из самых душевных номеров на концерте — танцы вместе с публикой, которая вылазит на сцену. На этой песне чаще всего происходит стейдждайвинг, потому что я без гитары и нет опасности долбануть кого-нибудь грифом по башке.
— На Первый канал тебя больше не зовут тоже из-за концерта во Львове или из-за песни «Из окна»?
— Да я никогда там не был особенно любим. Один раз мы выступали в программе «Вечерний Ургант» — и все, по-моему. Как-то в Москву приехал Уилл Смит — мне позвонили с Первого канала и сказали: Смит хочет прочитать с кем-нибудь из русских рэперов фристайл — приезжай. Я приехал. Пока я ехал, Уилл Смит, видимо, посмотрел в смартфоне новостную ленту обо мне и читать фристайл со мной не стал. Я немного расстроился и поехал к себе обратно в Люберцы (смеется).
Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова