Альфа-фестиваль

200 тонн щебенки, 25 тысяч съеденных бургеров и один кенгуру: как прошел фестиваль массовой электроники Alfa Future People 2015

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© Alfa Future People

— Все торчки России в одном месте собрались! — не без восхищения произносит одна девушка, когда впереди разворачивается бескрайнее поле фестиваля с кемпингом и стоящей поодаль огромной конструкцией главной сценой.

— Мы не торчки, мы спортсмены! — поправляет ее подкачанный молодой человек.

Правда скорее на его стороне. Главное, что удивляет на Alfa Future People, самом масштабном в России фестивале электронной музыки, — это то, насколько адекватна его аудитория: людей агрессивных или в измененном состоянии здесь очень мало. Вторая хорошая новость — теперь на фестиваль имеет смысл приезжать и тем, кто не очень жалует массовую электронную музыку (она же — EDM). Количество сцен по сравнению с прошлым годом увеличилось с двух до шести, всего в лайнапе больше ста диджеев и музыкантов. «Если вы русский диджей и вы не здесь — работайте дальше», — говорит на пресс-конференции директор по маркетингу Альфа-банка Виктор Шкипин. Среди имен в лайнапе — и Санчес с Трапезниковым, знакомые по страницам старых «Птючей». И популярный в Европе техно-дуэт Easy Changes с любимцем московских модников Mujuice, и мастера кассового транса Bobina и Feel — состав более чем представительный. По словам Шкипина, в будущем фестиваль может растянуться и на две пары выходных. Alfa Future People — это вообще про рекордные числа: 1 мегаватт звука, зона Wi-Fi, покрывающая пространство в 30 футбольных полей (и 1,8 терабайта скачанной информации), 25 тысяч съеденных бургеров, миллионы выплаченных гонораров. «Мы завезли сюда около 200 тонн щебенки — это я так, просто чтобы вы представляли масштаб происходящего», — говорит Шкипин. Мы представляем.

По сравнению с другими ртами этот — лучший!

Вся жизнь села Большое Козино (ударение на последний слог — постоянный повод для шуток) на время фестиваля тоже переносится к полю. Местные жители сидят у своих домов и всматриваются в толпу прибывающих поклонников танцевальной музыки. На лицах — выражение тягостной задумчивости. Единого отношения к фестивалю здесь нет: одни сетуют, что из-за него «автобус то ходит, то не ходит». Другие приходят с детьми посмотреть с безопасного расстояния на главную сцену, фасад которой украшает гигантская голова — у нее во рту находится диджейская рубка. «Музыку, конечно, слышно, — говорит женщина лет пятидесяти, — но если окна и двери закрыл — то и нормально. А так все в стороне, все прилично. О происшествиях я не слышала. Чем тут быть недовольным?». Здесь же ведется стихийная торговля малиной и другими ягодами с собственного огорода, шашлыком и шавермой. За душ просят 150 рублей, цены на жилье зависят от совести арендодателя (с совестью, как правило, не очень). Большое Козино — поселок крупный и относительно благополучный: есть собственное производство мебели, многие ездят работать в Нижний Новгород и Сормово, один из центров российского военного судостроения. У самого поля стоит главная местная достопримечательность — храм Михаила Архангела начала XIX века. Хочется узнать, как смотрит на происходящее чувствительное к громкой музыке духовенство, — но дверь закрыта, вокруг ограждения и полицейские.

© Alfa Future People

Кроме официальной зоны кемпинга есть и неофициальная — прямо в чистом поле. Из открытых багажников доносятся звуки EDM — у прибывших своя дискотека, некоторые из них, кажется, и не собираются идти на фестиваль. В глаза бросается старенькая иномарка, обклеенная именами звезд из лайнапа — Steve Angello, Netsky и другими; она покидает территорию ближе к одиннадцати вечера. Взгляд то и дело цепляется за простых ребят с пятилитровыми бутылками «Жигулевского» или собственными бумбоксами, из которых — сюрприз! — грохочет все тот же EDM. Настроение у всех благожелательное, солнце заходит за горизонт, бит становится все громче и злее. На сцене Live & Bass играет Mujuice — обещали программу из треков раннего альбома «Cool Cool Death» и нашумевшей песенной пластинки «Downshifting». Но Роман Литвинов играет более подходящий к случаю эйсид-хаус — и срывает овации своим хитом «Dirty». Вслед за ним — живое выступление проекта британского диджея Дэмиана Лазаруса The Ancient Moons. Два черных вокалиста в африканских одеждах поют экстатический соул поверх хаус-бита — чувствуешь себя как на выездной вечеринке приснопамятного питерского клуба «Паръ» в начале нулевых.

Тем временем становится совсем темно — и очень холодно. Во рту у гигантской головы на главной сцене возникает бывший участник Swedish House Mafia Стив Анджело (Steve Angello). «Мэйк сам ноооойз!» — несется со сцены, выплевывающей огненные всполохи, звучит синтезаторная партия бессмертного хита «Sweet Dreams» группы Eurythmics — и эйфория у посетителей фестиваля достигает каких-то совсем неприличных масштабов. Время сделать перерыв.

© Alfa Future People

Утром следующего дня в лобби гостиницы вижу молодых людей в черных майках, непроницаемых темных очках и со столь же непроницаемыми лицами — это диджеи. Диджеи — это серьезные люди, разговаривающие на серьезные темы. Оживление вызывает только байка про главного героя фестиваля этого года, социопатичного канадца Deadmau5, который отказался жить в Нижнем Новгороде и вообще хотел привезти с собой в отель кенгуру. Про кенгуру выяснить не удалось — доподлинно известно лишь то, что в диджейской рубке пришлось специально вырезать два «кармана» для ушей мышиной головы, в которой выступает звезда EDM. Диджейские райдеры, по словам Шкипина, вообще радовали своей изобретательностью: кому-то были нужны полотенца непременно черного цвета, кому-то — две пары нижнего белья, кому-то — свежий номер Playboy.

Попробовав выбить бит на гигантской драм-машине (принцип тот же, что и у легендарного сэмплера MPC, но по пэдам нужно топать ногами), отправляюсь слушать официальный гимн Alfa Future People, написанный DJ Smash, — трансовый боевик, начинающийся с гитарной партии в духе Эджа из U2. «Теперь хотелось бы написать гимн России, — говорит Smash на пресс-конференции, — но, боюсь, к танцевальному гимну страна еще не готова».

— Как вам сцена? — спрашивает у него журналистка из Чебоксар.

— Отлично! Вы когда-нибудь были во рту у человека? Я был! — отвечает Smash.

— Ну а по сравнению с другими? — не унимается журналистка.

— По сравнению с другими ртами этот — лучший!

В 3D-зоне тем временем проходит мастер-класс по трехмерной печати, здесь же можно отсканировать себя в полный рост за сравнительно небольшие три тысячи рублей. Alfa Future People — фестиваль не только музыки, но и технологий, поэтому самые стойкие уже с утра отправляются на презентации алкотестера для айфона, «умного» баскетбольного мяча и прочих гаджетов. Те, кому не под силу добраться до фестиваля к полудню, просто играют в новые игры с помощью шлема Oculus Rift 2 или исследуют мир дополненной реальности.

DJ SmashDJ Smash© Alfa Future People

Уже сложно представить русский рейв без израильтян Infected Mushroom — и хотя они на фестивале уже во второй раз, в пресс-шатре с их приходом начинается необычайное оживление. «Неважно, в каком городе России ты играешь, — все всегда проходит прекрасно», — говорит Амит Дувдевани. Если учесть, что один из концертов группы был сорван ФСКН, такие слова не могут не вызывать уважения. Спрашиваю о нашумевшем фестивале «Крымфест» в Севастополе, где Infected Mushroom сыграют в компании «Арии», «Черного обелиска» и «Алисы». От участия в нем уже отказались группы «25/17», Distemper и «Тараканы» — но не израильтяне. «Мы не политическая группа, если нам обеспечивают безопасность, то мы играем где угодно, — говорит Дувдевани. — Об этом фестивале слишком много разного говорят, так что мы еще не решили окончательно, будем ли там играть. Но пока все в силе».

На сцену тем временем выходит Deadmau5 — без знаменитых ушей его узнаешь не сразу. В тот день я насчитал трех людей с мышиными головами на поле фестиваля — каждый честно получил свои 15 минут славы и кучу снимков в Инстаграме. Канадец выдает довольно мрачный и бескомпромиссный по меркам главной сцены сет — свой шлем он все-таки надевает, но всего на пять минут. «Не дорос наш народ до Deadmau5, — сокрушается один из фанатов, — такой у него дроп мощный, а все стоят как столбы. Все-таки есть музыка для опенэйра, а это — для дома». Пытаюсь представить, как включаю Deadmau5 дома, — получается не очень.

© Alfa Future People

Пробраться через толпу у главной сцены уже непросто — всего за три дня фестиваль посетили 40 000 человек. На сцене Live & Bass играют обаятельный хаус немцы Booka Shade — в конце сета неожиданно звучит электронная версия «I Won't Back Down» Тома Петти & The Heartbreakers. Выступление классиков электронной музыки Underworld ажиотажа у присутствующих не вызывает, но собирает самую приятную публику. Большинству людей здесь за тридцать — те, кто зашел полюбопытствовать с главного танцпола, быстро исчезают, так и не дождавшись дропа. Для их музыки этой площадке не хватает масштаба, поэтому концерт получается не безумным, а добрым и каким-то ностальгическим. Но великая группа есть великая группа, и когда Карл Хайд пропевает «You Bring Light In» и в это самое время расступаются сумерки и начинается рассвет — ощущаешь чистое и беспримесное счастье. Хайд исчезает в клубах дыма, принимает героические позы, лицедействует, образцовый сет-лист (только хиты) заканчивается «Born Slippy» — слова излишни. «Старый рейвер, не грусти, Underworld еще вернется — и на танцах вдруг тебе та девчонка улыбнется» — как пела группа «СВ Хутор». Вот — вернулся.

Над полем окончательно рассвело, над травой клубится туман. Передо мной на выход бредет человек с голым торсом, на котором серебряной краской выведено Alfa Future People; температура воздуха где-то 8 градусов по Цельсию. «Мэйк сам ноооойз!» — в очередной раз несется с главной сцены. Дроп догоняет тебя, даже когда ты уже вышел из деревни и добрел до железнодорожной станции, — и после двух дней танцев хочется, чтобы поскорее сделали тишину.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249200
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202415830
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420193
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425419
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426804