14 августа 2015Современная музыка
1439

Цой и пустота

«Цой — простой»? В чем загадка лидера «Кино» и его песен

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Валентин Барановский / ТАСС

О гибели Виктора Цоя написала даже «Пионерская правда» — печатный орган пионерии, в котором не было ни одного искреннего слова. До тех пор, пока 15 августа 1990 года у загадочной латышской Тейтупе темно-синий «Москвич-2141» не въехал в белый «Икарус-250».

Я смутно помню ту заметку из «Пионерки» — наивный до пронзительности текст о том, как плакали люди и плакал ливень, обрушившийся на Питер в день похорон. Мне было 9 лет. Песни Цоя я открыл для себя в душное лето того же года — с кассет старшего брата, вернувшегося на каникулы из Москвы с баулом новых записей. «45» и «Начальник Камчатки», в которые я не очень-то въехал, зацепившая своим эротизмом «Это не любовь» и, как мне тогда казалось, абсолютно рыцарские «Группа крови» и «Звезда по имени Солнце», в которых герой в черном плаще уходил в загадочный крестовый поход. В июне 1990-го я обрел для себя нового героя, а через два месяца его не стало — он упал, опаленный, как сам себе и напророчил. Упал звездой, со сверхзвуковой скоростью, оставив в душах детей, взрослевших в 1980-х, вакуумный след, который до сих пор высасывает эмоции. «Следи за собой, будь осторожен, следи за собой».


«Простые слова, доходчивые образы, незамысловатые мелодии» — так писал журналист Евгений Додолев о песнях Цоя в «Московском комсомольце» 1988-го. Эта статья признана «киноведами»-схоластиками первой о «Кино» в советской прессе. В ней же Додолев сравнивает рок-героя, уже тогда аномально популярного, с Амандой Лир за сходство кошачьей пластики. Сейчас вряд ли кому придет в голову уподобить Виктора Робертовича большеротой итальянской диско-диве — культ Цоя за 25 минувших лет стал сакральным. Но вот про простоту песен «Кино» твердят до сих пор. Ее в России, отягощенной поиском смысла, путают с доступностью. «Цой — простой» — элементарное же мнемоническое правило, тяжело избавиться. При том что многие песни Виктора Цоя, по-фетовски виртуозно оперировавшего предложениями из двух-трех слов и увлекавшегося парадоксами, с трудом поддаются расшифровке. Прошло четверть века, а песня «Я — асфальт» с самого первого и считающегося самым слабым альбома «45» не стала менее энигматичной, а цоевская бесконечная война, идущая между землей и небом, — более объяснимой.

Загадка Цоя заключается в тире между «я» и «асфальтом», в пространстве между «землей» и «небом». В пустоте, в прочерке, в пробеле. В отсутствии глагола, которое разверстывается затягивающей бездной смыслов. На самом деле, это непросто — с тех пор никто не смог победить Цоя в лаконизме выражения чувств и афористичности послания в песне. Больше не было таких сочинителей в России — и эпоха 164-символьного Твиттера их не дала. А немногословные песни Виктора Цоя по-прежнему задают вопросы, на которые нет ответа.


Цой, профессиональный резчик по дереву, оперировал не словами и звуками, а местом, где они должны были быть. Он был великий повелитель пустоты, который, как по микеланджеловскому завету, умело удалял все лишнее. «М-м-м, восьмиклассница» или «у-у-у, транквилизатор» — тут ничего и не надо объяснять. Цой и не объяснял, не нагружал песни образами и их трактовкой, а только лишь вырезал себя отовсюду — в песнях, на концертах, где он не говорит в микрофон лишнего слова, на встречах со зрителем, в редких интервью. На эту тему есть красноречивая история, промелькнувшая в недавней биографии Виктория Цоя, вышедшей в увенчанной лаврами серии «Жизнь замечательных людей» (в которой лидер «Кино» предстает обычным и даже заурядным парнем). Выступление Цоя в Концертном зале Симферопольского музыкального училища им. Чайковского. Вопрос из зала: «Скажите, пожалуйста, что означает “у-у-у, транквилизатор”?» «Виктор, даже не задумываясь, ответил: “У-у-у — это бессмысленный набор звуков, а транквилизатор — это лекарство...”»

В иконостасе русского рока, кроме Цоя, нет никого. Он и зияющая пустота.

Музыка «Кино» — это тоже музыка многозначительных пауз, пробелов, умолчаний, к которым, говоря словами Пушкина, воображение дорисовывает остальное. Виктор Цой много грезил о правильном звуке. Ему не хватало доступных возможностей — старой аппаратуры дома у Алексея Вишни и портастудии, подаренной группе благоволительницей Джоанной Стингрей. Цой переживает почти в каждом известном интервью: «Если бы у нас были помещения, аппаратура, оператор, тогда можно работать уже со звуком. А так пока слушателю приходится самому додумывать, как это должно было бы, в принципе, звучать». При жизни ему не удалось записаться так, как он хотел. Вышедший миллионным тиражом посмертный «Черный альбом» содержит, по сути, наброски песен. Но привыкший додумывать слушатель и не различает, что слышит лишь общую идею Цоя о звуке, в которой много лакун. Песни «Кино», заученные поколениями как молитвы, превратились в канон.


В иконостасе русского рока, кроме Цоя, нет никого. Он и зияющая пустота. У них там целый сонм рок-н-ролльных мучеников — Бадди Холли, Брайан Джонс, Кит Мун, Джими Хендрикс, Джим Моррисон, Дженис Джоплин, Сид Вишез, Джон Леннон, Курт Кобейн и др. У нас — за всех страстотерпцев — один Цой. Даже Александра Башлачева, жизнь, песни и смерть которого были поистине мистическими, почему-то не причислили к лику святых. В массовом сознании Виктор Цой — единственный герой русского рока, первый и последний. (Забавно, что в Ленинградском рок-клубе Цоя считали «попсовиком» — причем еще до того, как он связался с Юрием Айзеншписом. Да и он сам не скрывал, что делает коммерческую музыку, и с уважением относился, например, к «Ласковому маю», с которым выступал на одних стадионах.) Гибель Цоя шокировала своей внезапностью — только взошедшая звезда взорвалась и превратилась в черную дыру, в которую до сих пор затягивает. Лидеру «Кино» подражали и подражают многие — от «Алисы» до Земфиры, но «встать и спеть вместе» ни у кого не получилось. Не было больше таких — внутренне свободных, умных, модных, доступных, лаконичных и загадочных.

Цой исчез, а пустота осталась. Вот так.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244850
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246411
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413005
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419497
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423577
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428885
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429539