Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241970Сергей Михалок любит песни «Комитета Охраны Тепла» и поет их на концертах «Ляписа Трубецкого». 16 октября лидеру первой в Союзе регги-группы Олди исполнилось бы 52 года. «Ляпис Трубецкой» и даб-группа «Карибасы», дружившая с Олди, решили отметить эту дату совместным релизом:
Мы с Олди познакомились году в 89-м. «Комитет Охраны Тепла» приехал тогда в Питер играть концерт в Театре на Фонтанке. Разогревать «АукцЫон». До той встречи о них я знал только то, что это первая и единственная в Союзе регги-группа. Несколько их песен, услышанных на чужих кассетах, и куча историй про их тусовку в волшебном Кенигсберге — это все, с чем я шел на тот концерт.
Интерес и уважение к этим таинственным первопроходцам я почувствовал сразу же. Технически это не был регги в общеизвестном, экзотическом виде — неожиданно это была абсолютно своя, наша тема. На родном языке. Понятная и доступная в своей простоте. Используя регги-ходы и приемы, Олди совершенно ясно выражал свои мысли, а не каких-то ямайских исполнителей. Его подход очень меня вдохновил.
В личном общении Олди постоянно разворачивал тебя к самому себе. Можно было на него сердиться, это могло раздражать, но в конце концов ты оказывался наедине с самим собой и вдруг понимал что-то важное. А Олди уже не было рядом. Чувствовать человеческую боль и понимать человеческие несовершенства — этому я учился в том числе и у Олди.
Олди и его группа повлияли на многих людей в самых разных городах. Отчасти это связано с чисто организационными удачами: тогда, на рубеже 80-х — 90-х, «Комитет Охраны Тепла» много ездил по стране.
Вещи, о которых пел Олди, выходят не только за рамки какой-то конкретной субкультуры, но и вообще за рамки рок-н-ролла.
Но там был еще волшебный фактор. Собрались люди, придавшие Олди особую силу, его слова с их саундом — это была смесь, заставлявшая впадать в транс, загадочная музыка. Олди удалось воплотить на нашей почве бунтарскую стихию регги-культуры, соединив ее с героическим образом человека обреченного, но не сдавшегося.
Некоторые называют это особым термином «dark reggae». Не факт, что это правильный термин, но факт, что Олди был уникальным артистом, он не хотел быть поп-звездой, он искал свой путь. Именно поэтому его песни помнят и сегодня. Они живут в нас.
В свое время песни Олди были известны только достаточно узкому кругу любителей регги и ска, в общем, людям из субкультуры. Я тоже был таким, когда давным-давно исполнял его песни под гитару в Крыму, на набережных Ялты и Гурзуфа, но я уже тогда понимал, что, так же как Летов, Башлачев, Майк Науменко, Чистяков, как все великие рок-поэты и рок-музыканты, Олди может быть интересен и понятен гораздо более широкому кругу людей. Вещи, о которых он пел, выходят не только за рамки какой-то конкретной субкультуры, но и вообще за рамки рок-н-ролла. Его песни понятны людям, совершенно далеким от панк-рока или растафарианства, и в этом он похож на другого великого регги-музыканта Боба Марли — его ведь тоже слушают далеко не только растаманы, хотя сам он до смерти оставался таковым. Песни Олди должны и будут жить долго. Для молодых людей, которые вместе с нами поют песню «Африка», мы просто медиаторы в мир Олди. После нашей «Африки» они начинают слушать «Комитет Охраны Тепла», и для них в общем-то в этих песнях все понятно. Значит, эта музыка, эти тексты, эта энергия — вещи вневременные.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241970Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249773Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416419Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417092Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419811Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420638Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425731Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425907Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427241