7 сентября 2015Современная музыка
562

Латышские эльфы

Егор Антощенко побывал на 45-тысячном концерте BrainStorm в Риге, чтобы разобраться в феномене «латвийских U2»

текст: Егор Антощенко
Detailed_picture© I. Plume

В позапрошлые выходные в Риге состоялся концерт главной латвийской рок-группы BrainStorm (на родине их зовут Prāta Vētra), который собрал около 45 000 зрителей. Корреспондент COLTA.RU побывал на концерте, чтобы разобраться в феномене «латвийских U2».

Огромный баннер с надписью Prāta Vētra встречает уже по дороге из аэропорта в центр Риги, пропустить рекламный постер, гуляя по историческому центру, совершенно невозможно. Стоит жизнеутверждающая погода — и я вдруг вспоминаю, как впервые обстоятельно послушал BrainStorm по настоянию своей девушки, влюбленной в Ренарса Кауперса. «Понимаешь, они же эльфы!» — говорила мне она. Я отвечал что-то саркастическое — что взять, дурной характер, эльфам я всегда предпочитал гоблинов.

До рижского концерта BrainStorm дали еще три на родине: в небольших городах Елгава, где возникла группа, Вентспилс, Валмиера — где они собирали десятки тысяч зрителей. Для рижского шоу был выбран пустырь New Hanza City недалеко от центра города — раньше здесь концертов не проводилось. На площадке чувствуешь себя как на настоящем фестивале со множеством палаток с едой, вкуснейшим латвийским сидром (самая большая очередь), пивом и прочим. Люди прибывают и прибывают, и через какое-то время ты понимаешь, что здесь Prāta Vētra — по-настоящему народная группа: здесь есть клерки и женщины пенсионного возраста, люди с детскими колясками и люди на инвалидных колясках. «Я их всю жизнь слушаю, сколько себя помню!» — говорит семнадцатилетняя голубоглазая Катрина. Вокруг нее — вся семья: братья, мать и флегматичный глава семейства Пауль. «Наверное, они так популярны, потому что Кауперс — очень харизматичная фигура, не только отличный музыкант», — рассуждает Пауль. Перед одним концертом BrainStorm читал речь президент Латвии, а сам Кауперс уже действительно как латышский Боно, разве что не рассуждает о судьбах мира и держится гораздо скромнее — за день до концерта можно было увидеть, как он едет по Риге на репетицию на своем велосипеде.

Слухи о прибалтийской русофобии несколько преувеличены.

«Наверное, на BrainStorm все ходят, потому что у них универсальная музыка — есть песни на самый разный вкус, — говорит молодой человек, похожий на фаната Тиесто или Сандера ван Дорна. — Хотя меня нельзя назвать большим их поклонником, я просто латышскую музыку люблю». «Они очень профессионально выросли за последнее время, — говорит одна пожилая латышка, которая пришла на концерт с подругой. — Сейчас на них, конечно, больше молодежи ходит, людей нашего возраста очень мало. Пять лет назад было больше. Но их музыка подходит для всех».

Тем временем начинается разогрев: на сцену выходит группа Carnival Youth, в которой играют сыновья-близнецы Кауперса. Такую огромную толпу они, очевидно, видят перед собой впервые — но, к чести своей, не тушуются и выдают сет из вполне боевитого англофильского поп-рока. Пусть и не оригинального, но чертовски симпатичного.


После 10-минутного отсчета времени на огромных экранах на сцену выходят главные герои вечера — концерт начинается с типично эджевских пассажей песни «When the Lights Go Out», открывающей свежую пластинку латышей «7 Steps of Fresh Air». За ней следует столь же размашистая «Snow Falls in Reverse» — как и все номера с нового альбома, она будет исполнена на латышском. На английском прозвучит лишь манерная прифанкованная вещица «Lantern» с альбома «Another Still Life» — не включает сет даже старую добрую «Maybe», с которой эльф Кауперс когда-то поселился в моей жизни.


Несмотря на масштаб концерта, от него возникает ощущение не отлично отлаженного и тоталитарного по своей природе рок-шоу, а такой дружеской вечеринки: слева от сцены, где я стою, кувыркаются через голову дети и потягивают пиво, сидя на траве, взрослые. Кауперс тем временем совершает пробежки по сцене, выводит вперед бэк-вокалисток, обстоятельно общается со зрителями, единение — полное.

В Латвии много дискутировали о том, стоило ли BrainStorm выступать на фестивале «Нашествие», где демонстрировалась российская военная техника. Но припев бессмертного хита «На заре» группы «Альянс» зал поет по-русски хором, а лидеру BrainStorm помимо своей партии приходится читать текст Гришковца. Столь же тепло принимают записанную вместе с «Би-2» песню «Скользкие улицы» — тут Кауперс работает еще и за Леву Би-2. Так что слухи о прибалтийской русофобии несколько преувеличены.


Для исполнения светло-меланхолического, практически фолкового номера «Tur kaut kam ir jвbыt» (или просто «Ступени») на сцену вызван латвийский рэпер с чудесным именем Arstarulsmirus. Эффект любопытный: гармонии и мелодика русскому уху вроде бы близки, но вместе звучит все это все равно по-марсиански.

Самый трогательный момент — исполнение под одну акустическую гитару песни «Mana Dziesma», неофициального гимна Латвии. Над полем возникает море фонариков и зажигалок, песню «моего народа, которую, кроме меня, никто не споет» исполняют, кажется, все, кто знает латышский.

Впереди еще «Каникулы», «Thunder without Rain» и медленная, но масштабная по звуку «Meklet Vienam Otru» — первая вещь на латышском языке, попавшая на международный релиз BrainStorm.

© I. Plume

Концерт заканчивается на высокой ноте, а я мысленно возвращаюсь в прошлое и думаю о том, что они и правда эльфы: как еще объяснить, что музыканты, которые никогда не делали громких жестов и известны главным образом нарочитой скромностью и трудолюбием, вдруг стали национальными героями? А главное — что за эти годы Ренарс Кауперс практически не изменился внешне?

«Они просто нормальные», — сказала мне одна девушка на поле. В смысле — светлые, простые, без двойного дна. Вроде бы все уже про них знаешь — но хочешь послушать еще. Та же история, что с латышским сидром.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241414
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249478
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416157
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420427
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425672
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427022