Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241971Похоже, что в 2013-м, спустя почти четверть века после британского «лета любви», экстази наконец завоевал Америку. Американская пресса реагирует на это чередой разных по тону статей — от апокалиптического «в наш дом пришла чума» до сдержанно-оптимистического «эйфория поможет стране, истерзанной терроризмом, войной в Ираке и финансовым кризисом». Но ярче всего это событие отражается в поп-культуре: «Молли» (одно из сленговых названий препарата, почти как в свое время «Люси» у The Beatles) фигурирует в текстах песен Канье Уэста и Рианны, почти вся поп-музыка из чартов вдруг оказывается танцевальной, а фестивали-рейвы вроде Ultra Music собирают по триста тысяч зрителей. Взаимосвязь музыки и наркотиков — тема не для одной диссертации, но очевидно, что как не было бы «Sergeant Pepper's Lonely Hearts Club Band» и «Dark Side of the Moon» без LSD, так без экстази не было бы современной танцевальной электроники и всего, что из нее выросло. А значит, наш культурный контекст был бы совсем иным.
Экстази был спутником богемных вечеринок примерно с середины восьмидесятых — сначала саундтреком для «трипов» была причудливая электроника в духе группы Art of Noise. Чуть позже, когда стало ясно, что измененное состояние отлично подходит для танцев, ее сменила смесь из синтезаторного диско и «новой волны», чуть разбавленная импортированными из Штатов электро, хаусом и техно. К 1988-му увлечение становится повальным: Англию охватывает бум нелегальных рейвов, собирающих десятки тысяч посетителей. Каждые выходные на рейвы в пригороды едут все — стареющие хиппи, брутальные футбольные фанаты из пролетарских районов, богемная молодежь из частных школ, дети выходцев из Пакистана и Ямайки. В роли духовных скреп, положивших конец ксенофобии, классовым различиям и депрессии времен Тэтчер, непостижимым образом выступил именно «E». С этого момента экстази и поп-культура идут рука об руку. Восстановим их маршрут по нескольким важным точкам.
Рейвы требовали музыки — своей, доморощенной, впитавшей в себя и выражающей атмосферу эйфории и единения. Этой музыкой стал английский эйсид-хаус. Не то чтобы технически он радикально отличался от чикагского хауса или техно из Детройта, где ни о каком экстази не было и речи. Но в музыке британцев был другой дух, это были настоящие гимны. Одним из первых национальных рейв-хитов был «Voodoo Ray» — простенький, но невероятно привязчивый танцевальный трек от юного манкунианца по имени Джеральд Симпсон. В 1988-м «Voodoo Ray» гремел в первых рейв-клубах вроде лондонского Shoom или манчестерского Hacienda (и добрался аж до 12-й строчки в национальном хит-параде). А когда наступило «лето любви» 1989-го — гремел по всей стране и стал самым продаваемым синглом года, изданным на инди-лейбле.
В 1990-м рейвы и эйсид-хаус-вечеринки — настолько всеобъемлющая история, что на них регулярно заходят даже рок-музыканты. Primal Scream, большие любители не только тусовок, но и экспериментов над собственным сознанием, разумеется, были в их числе. «Рейвы меня всегда восхищали, но не могу сказать, чтобы я всерьез в это врубался», — вспоминал позже Бобби Гиллеспи. Но в конце концов он втянулся. На одном из таких мероприятий Бобби встретил диджея Энди Уэзеролла и отдал ему свою песню на ремикс. Вместо ремикса у Уэзеролла получился новый трек, а вскоре Энди и Primal Scream уже писали вместе новый альбом. «Screamadelica» получилась рок-пластинкой, записанной по рейверским правилам: электронный бит, сэмплерные коллажи и солнечные эйфорические клавиши. Результат оценили все: и слушатели, и жюри премии Mercury, которая тогда вручалась впервые, и главное — потомки. Весь современный инди, слегка приправленный электроникой, вышел именно из «Скримаделики».
Нести экстатический дух в своей музыке (которая резко повеселела с приходом экстази и рейвов) группе The Shamen показалось мало — у них легко читаемые ссылки на препарат появились в текстах. В припеве истории о «приятном джентльмене Эбенизере Гуде» (и снова параллель с битловской «Lucy in the Sky») отчетливо звучит «E's good», то есть «таблетки — хорошо». Хит добирается до вершины национального чарта ровно тогда, когда BBC объявляет неделю борьбы с наркотиками. Спустя еще неделю Shamen исполняют песню в эфире шоу «Top of the Pops», то есть по-нашему — на первой телевизионной кнопке. Перед эфиром Mr C и компания вроде бы обещают текст смягчить и даже действительно чуть меняют финал. Однако вся эта словесная эквилибристика лишь усиливает шумиху, а значит, дело сделано.
Если английский эйсид-хаус все же был производной от американского, то британский хардкор был по-настоящему новым веянием. Родиной его тоже были рейвы, которые уже вовсю разгоняла полиция. Обстановка уже не такая мирная, а музыка становится быстрее и жестче. Сейчас трудно сказать, были ли ускоренные голоса сознательной задумкой, имитацией диджея, намеренно играющего пластинку быстрее нужного, или же ускоренный вокальный фрагмент проще было впихнуть в сэмплер, где мало памяти. Как бы то ни было, более удачную звуковую метафору к эффекту от экстази придумать было невозможно. Ну а самую яркую пластинку хардкор-континуума (на который сейчас часто ссылаются исследователи дабстепа вроде Саймона Рейнольдса или Kode 9) долго искать не нужно, это первый альбом самой успешной электронной группы планеты.
Как это ни удивительно, главный хит группы Underworld самим авторам хитом не виделся и был отправлен на вторую сторону инструментального сингла. Никакого экстази в анамнезе вроде бы нет: текст задуман Карлом Хайдом как внутренний монолог алкоголика, а прославилась эта вещь благодаря фильму Дэнни Бойла «На игле», который хоть и про вещества, но в основном про другие. А получился в итоге ностальгический гимн уходящей эпохе. Кажется, в опросе «какая песня ассоциируется у вас с рейвами и экстази» чаще всего назовут «Born Slippy». Именно отсюда, пожалуй, и стоит начать отсчет «постэкстази»-культуры — той, что впитала и отрефлексировала плоды влияния экстази уже опосредованно, примерно как нынешние деятели психоделического рока вдохновляются не столько LSD-трипами, сколько текстами Кена Кизи и музыкой Grateful Dead, поздних Beatles и ранних Pink Floyd.
Если «Trainspotting» — это обворожительная, но все-таки страшилка, то фильм «В отрыв» Джастина Керригана, снятый к 10-летию «лета любви»-89, образ рейвера строит исключительно привлекательный и даже романтический. «В отрыв» — определенно лучшая лента о рейв-культуре, а звучащая в саундтреке композиция Ферри Корстена «Out of the Blue» отлично иллюстрирует то, в каком направлении рейв развивался с середины девяностых по конец нулевых. Главной «таблеточной музыкой» лет на десять становится транс, а его проводниками — диджеи-суперзвезды, сначала англичане, потом немцы, чуть позже голландцы, а затем и шведы. Рейвы — история уже коммерческая, тщательно просчитанная большими промо-агентствами, но «E» (ставший по составу менее эйфорическим и более «двигательным») по-прежнему остается здесь движущей силой.
Ко второй половине нулевых в музыке окончательно наступила смена поколений. Тон стали задавать те, для кого «Voodoo Ray», «Screamadelica» и «Experience» были музыкой детства. Яркую, но быстро пролетевшую моду на ню-рейв создали те, кто на рейвах настоящих мог побывать разве что в детской коляске (бывало и такое, чего уж тут). Группы вроде Klaxons и Shitdisco переигрывали старые рейв-хиты, наряжались во флюрные футболки с желтыми смайликами и, конечно же, активно закидывались «Молли». Но лучший ностальгический оммаж поколению экстази записала группа Bloc Party, никогда вроде бы не числившаяся среди ню-рейверов.
Это место логичнее было бы отдать кому-нибудь из звезд нынешней EDM (electronic dance music): Кельвину Харрису, Рианне или Deadmau5, но и здесь старушка Мэдж успела к раздаче первой. Альбом «MDNA» (сам по себе ужасный) — это короткое, всего из четырех букв, заявление, констатирующее факт: барышня Молли (она же, в русской версии, старик Адам Адамыч — MDMA) снова с нами, а клубные танцы — новый мейнстрим. А споры о том, приход продюсеров-электронщиков в американский шоу-бизнес повлек за собой новую моду на главный клубный наркотик или же, как и поколение назад, химия правит миром, будут идти бесконечно — точного ответа на этот вопрос мы все равно не знаем.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241971Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249773Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416419Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417092Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419811Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420638Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425731Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425907Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427241