Песни про Это

Как русская поп-музыка 1990-х заговорила о сексе

текст: Денис Бояринов
Detailed_pictureКадр из видеоклипа Лики Стар «Дождь». Режиссер — Федор Бондарчук

Расхожее выражение гласит, что в Советском Союзе не было секса. Но секс, разумеется, был — дома, при задернутых шторах и часто при выключенном свете. Его почти не было заметно в общественной жизни, в поведении советских людей и в официальной массовой культуре. Даже намеки на влюбленность были туманными. «В каждой строчке только точки после буквы Л» — как пелось в знаменитой песне 1960-х, возможно, для пущей конспирации названной «Восточной». На контрасте в неофициальной, подпольной культуре Советского Союза об отношениях между мужчиной и женщиной, эротике и сексе говорили откровенно, прямо и часто грубо — матерщинным языком и пошлым анекдотом. «А мне плевать — мне очень хочется» — как пел Владимир Семенович Высоцкий.

Со сломом советской госмашины, произошедшим в 1986—1990-х, копившаяся десятилетиями сексуальная энергия вырвалась в общественное сознательное и бессознательное. Вместе с кино, литературой, театром и новыми СМИ массовая музыка тоже решила поговорить о сексе открыто и без обиняков.

Принято считать, что первой «песней про это» в Советском Союзе стал инспирированный успехом фильма «Интердевочка» рок-романс Криса Кельми «Ночное рандеву» (1989). Маститый автор текста Карен Кавалерян ловко обошелся без слова «секс», сыграв на прозрачных намеках: «Вновь за пеленой непроглядных штор мы медленно начнем древний разговор». Зато режиссер клипа, который активно крутили по центральному телевидению, смело дорисовал все то, что было спрятано между строк: певец с иностранной фамилией и модной прической, диваны в лобби гостиниц, советское шампанское и откровенная (насколько было возможно) сцена в душе. Сюжет об «интердевочке» был растиражирован поп-культурой, и в советском лексиконе появилось новое модное слово «путана» — его в три хриплых голоса несли в народ первые звезды шансона Михаил Шуфутинский, Александр Кальянов и Олег Газманов.

В экс-СССР наконец-то произошла секс-революция.

Очень громко и очень часто слово «секс» звучало на альбоме «Поговорим о сексе» дерзкого рэп-трио «Мальчишник». Тогда оно было еще в диковинку. Многие подростки 1990-х впервые услышали про «секс» от «Мальчишника» — впрочем, как и их родители и учителя. Первый тираж альбома, записанного в 1991-м — буквально под лязг гусениц танков, идущих по Кутузовскому проспекту к Белому дому, — разлетелся по стране гигантским веером в 600 тысяч экземпляров. Сформулированный на Западе закон sex sells подтвердил свою всесильность на одной шестой части суши.

С 1991 года тема секса окончательно перестала быть негласной в российской массовой музыке — в экс-СССР наконец-то произошла секс-революция. Об «Этом» пели по-разному: одни исполнители были откровенны до неприличия, другие обходились стыдливыми эвфемизмами. Большинство из песен того времени стыдно слушать — то за себя неловко, то за исполнителей, но все же надо признать, что в 1990-е русская поп-музыка ставила себе более амбициозные задачи, чем в нынешние времена. Сейчас функция музыки для масс свелась к вялой попытке развлечь и отвлечь, тогда же она выступала медиумом новых идей и честным зеркалом происходящих в обществе изменений.

Дальше — самые раскованные «песни про Это», редкие и расхожие, в специальном плей-листе для эротической дискотеки 1990-х.


Трек-лист

«Принцесса» — «Секс в дожде»
Лика MC — «Дождь»
«Рэп-бандит» — «Туннель любви»
«Домашняя коллекция» — «Танцуй со мной»
Клементия — «Сделай мне Sex»
Игорь Селиверстов — «Постель»
Наташа Королева — «Первый поцелуй»
Лада Дэнс — «Девочка-ночь»
«Мальчишник» — «Я хочу тебя»
Светлана Владимирская — «Дави на газ»
«Секс-корт» — «Запрещай мне, мама»
Борис Моисеев — «Я любовь свою навещу в раю»
«Полиция нравов» — «Бежевый принц»
Богдан Титомир — «Девочка в красном»


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241454
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249491
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416186
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420434
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425685
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427032