28 августа 2013Современная музыка
1059

Владивосток-3000

Группа «Мумий Тролль» представила новый альбом «SOS Матросу» на специально затеянном шоукейс-фестивале Vladivostok Rocks. Сигналы, отправленные в толпу «Мумий Троллем», принял и расшифровал ДЕНИС БОЯРИНОВ

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Мумий Тролль

Распространенное мнение гласит, что Владивосток — это наш Сан-Франциско. Эти города лежат через Тихий океан, почти точно друг напротив друга. В Сан-Франциско есть самый знаменитый висячий мост Золотые Ворота, во Владивостоке — Золотой мост, перекинутый через бухту Золотой Рог, и Русский — на остров Русский, с самым длинным пролетом в мире. Построив эти мосты к саммиту АТЭС-2012, Россия (хоть в чем-то) реализовала полувековой давности мечту Хрущева догнать и перегнать Америку.

«На мой взгляд, Владивосток больше похож на Сиэтл», — на ходу говорит Мирослав Сарбаев, который занимался в Штатах делами знаменитого проекта Napster и делит свой нынешний музыкальный бизнес, краудфандинговую сеть Kroogi.com, между Россией и Америкой. Лавируя в густом людском потоке на вечерней Спортивной набережной, мы с Мирославом торопимся в бар «Чкалов» на концерт корейской группы Goonamguayeoridingstella. Меня, основателя «Кругов» и корейцев, а также еще 250 музыкантов, профессионалов музыкальной индустрии и журналистов из России, стран Азии, ЮАР и США привезли во Владивосток на первый шоукейс-фестиваль Vladivostok Rocks, затеянный лидером «Мумий Тролля» Ильей Лагутенко с мечтой догнать и перегнать калифорнийскую «Коачеллу».

Пропевший в конце бандитских девяностых «Уходим, уходим, уходим!», Лагутенко теперь один из самых заметных апологетов родного города, который грезит о его славном будущем, слепящем, как августовское солнце над Золотым Рогом. Владивостокский мечтатель даже выпустил фантастическую повесть, где небрежно прорисовано совсем уж невероятное будущее — город, управляемый морскими офицерами, становится мировым центром марикультуры, живущим на ламинариях, крабах, гребешках и трепангах, и потенциальной столицей могучего Тихоокеанского союза, по сравнению с которым «Евросоюз мог показаться детской игрой». Книга, написанная в соавторстве с журналистом Василием Авченко, называется «Владивосток-3000».

В реальности Илья Лагутенко решил развивать в городе музыкальную культуру — растить не гребешков и трепангов, а рок-группы и электронных продюсеров. И в самом деле, не меньше, чем с Золотыми Воротами, Сан-Франциско ассоциируется с группой Grateful Dead и еще сотней психоделических рок-групп, изменивших мировую поп-культуру в 1960-х. В Сиэтле были Pearl Jam, Nirvana и гранж, ставший главным музкоммерческим достижением 90-х. Во Владивостоке пока были только «Мумий Тролль» и куда менее известные в России участники рок-движения 80-х и 90-х — например, «2MANный 100Н», «Листья Травы» и другие. Догнать и перегнать Америку по этой части, пожалуй, будет сложнее, чем перекинуть на Русский остров мост.

Шоукейс-фестиваль — необходимейший инструмент для развития культурной среды и музыкальной индустрии. Его формат совмещает профессиональную часть с развлекательной: рассказы специалистов о проблемах индустрии и менеджмента, дискуссии и круглые столы на культуртрегерские темы соседствуют с выступлениями музыкантов, нуждающихся в расширении аудитории. Именно здесь происходит знакомство заинтересованных друг в друге деловых сторон, обмен контактами и идеями. В России прежде ни одного шоукейс-фестиваля не было — самый ближайший к границе России проходит в расположенном за 1000 км от Москвы Таллине, куда ездят российские делегации — в основном из Питера. С появлением V-Rox у молодых музыкантов из Сибири — Красноярска, Новосибирска, Иркутска и Хабаровска — стало больше шансов попасть в индустрию.

Догнать и перегнать Америку по этой части, пожалуй, будет сложнее, чем перекинуть мост на Русский остров.

Причем даже не столько в российскую индустрию (вообще существует ли она?). Амбициозный замысел Лагутенко предполагает сделать V-Rox важным для территории всего Азиатско-Тихоокеанского региона — Китая, Кореи, Японии, Австралии — и ЮАР. Там у музыкантов и профессионалов примерно те же проблемы, что и в России: негде выступать внутри страны, потому что не хватает площадок и дороги внутренние перевозки, привычные медиаканалы распространения информации — журналы, эфирное радио и ТВ — уступают место интернету, в котором правила игры меняются ежедневно. Но тем не менее рынок растет, и тем интереснее и важнее устанавливать международные связи и обмениваться опытом.

Шоукейс-фестиваль — как и любое профессиональное мероприятие — вообще-то событие малопроницаемое для непосвященного взгляда. Все самое важное там происходит в кулуарах, в промежутках между событиями официального расписания. Самые интересные группы и самые важные мысли, высказанные приглашенными спикерами, могут остаться непонятыми неподготовленными слушателями и просто незамеченными. Тем не менее прекрасно и очень правильно, что Vladivostok Rocks проходит в публичных зонах и максимально открытых местах города — на Центральной и Спортивной площадях, в зеленом Адмиральском сквере, украшенном головой Нептуна. Хотя это столкновение миров иногда рождает комические ситуации. Например, печальный тон дискуссии о судьбах музыкальной журналистики, в которой принимал участие наш первый критик Артемий Троицкий, взбодрила только бабушка в растаманской расстегайке: она неторопливо и с достоинством, как груженная лесом баржа, прошла насквозь дискуссионную зону на середине речи Троицкого — перед изумленными взглядами журналистов и непосредственно спикера. Как выяснилось впоследствии, эта бабушка терпеливо ждала в сквере, когда Троицкий начнет (!) петь, и, не дождавшись, разочарованно удалилась восвояси.

Другую забавную историю рассказал Илья Лагутенко на приеме по случаю закрытия V-Rox, в котором принимал участие неравнодушный к музыке мэр Владивостока Игорь Пушкарев, без чьей поддержки фестиваль вряд ли бы состоялся. Оказывается, концерт обаятельного кейптаунского барда Мэтью Моула в перегламуренном караоке-баре Salon прошел с таким непредсказуемым успехом, что кто-то из завсегдатаев этого места предложил впредь заменить традиционных здесь танцовщиц go-go и певиц с декольте, исполняющих хиты «Русского радио», на таких вот пареньков с гитарой и ноутбуком, которые хоть и тоже иногда исполняют каверы, но на группу Coldplay.

Как поет Лагутенко в другом своем проекте KETA: «Почему бы нам не жить в таком мире?»

Самые примечательные музыканты и группы Vladivostok Rocks

1. InWhite
© Colta.ru

Московский дуэт певицы и автора текстов Юлии Крюковой и гитариста и композитора Дмитрия Емельянова выступал на фестивале трижды — с заемным профи-барабанщиком (из группы Easy M) на площади, с акустикой в пафосном ресторане, где часть публики сильно переживала, что ее отвлекают от еды, и в пьяном баре — и нигде не потерялся. Пусть новые русскоязычные песни InWhite с альбома «Неверлэнд» проигрывают англоязычным в драйве, зато выигрывают в доступности. Даже странно, что на обновленном «Нашем Радио» крутят не их, а какие-то маловразумительные коллективы.

2. KETA
© vl.ru

Настоящий эксклюзив фестиваля V-Rox случился в первый же его день, когда в «Мумий Тролль баре» состоялось первое и, вполне вероятно, последнее выступление проекта KETA, придуманного Ильей Лагутенко и электронным музыкантом Андреем Oid Антонцом. KETA — это лучшая российская электроника прошлого года и лучшие тексты Ильи Лагутенко за долгое время, запечатленные на прошлогоднем альбоме «Дерзости», но живьем их услышать невозможно по причине невероятной занятости участников. На V-Rox в состав проекта неожиданно влились ветеран российской электроники Виктор Сологуб («Странные игры», «Deadушки»), ее нынешнее лицо Саша DZA и друг Антонца, латвийский электронный музыкант Мартинес Гонсалес. Сложнозакоммутированное выступление KETA стало абсолютным экспромтом, в котором музыканты вольно курсировали из звукового ада в звуковой рай, но в этом и была его прелесть.

3. «2MANный 100Н»
© geometria.ru

Одна из старейших владивостокских панк-групп, которая существует с 1985 года. Ее первый лидер и вокалист Дмитрий Езута умер в 2010-м, и сейчас у микрофона его заменяет и вспоминает Леонид Штительман (он же Шлеп), когда-то бывший директором группы, — шоумен а-ля Гаркуша, обладатель веселого нрава, оригинальной прически «дракон» и забавного лексикона. «Туманный стон» — это местный музкульт, под чьи шумные и смешные песни, напоминающие то группу «Автоматические удовлетворители», то «Сектор Газа», пляшут как девушки в шортах, так и бабушки в люрексовых майках.

4. «Странные игры»
© geometria.ru

Еще одна культовая рок-группа, но уже всероссийского значения, в выступление которой я не верил, пока не оказался в одном самолете с ее музыкантами. Абсурдный альбом «Странных игр» «Смотри в оба» — это классика русского рока, одна из наиболее самобытных его записей. Про «Странные игры» не было ничего слышно со времен смерти одного из участников группы Григория Сологуба, но оказалось, что они в очередной раз реинкарнировались. На роль гитариста композитор, продюсер Виктор Сологуб («Deadушки») взял сына Филиппа, и они вместе со своими старыми друзьями теперь с утроенной скоростью шпарят иронические ска, вставляя язвительные цитаты из Deep Purple и не чураясь удачной импровизации.

5. No Brain
© vl.ru

Заразительная поп-панк-группа из Кореи, которая, говорят, там настолько популярна, что штампует футбольные гимны. Корейцы легко раскачали толпу простыми и цепкими песнями, акробатическими и комическими номерами на тему алкоголизма. Второй бенефис у No Brain был ночью после концерта, когда трое из них под аплодисменты коллег вносили мертвецки пьяного барабанщика в гостиницу.

6. P.K.14
© geometria.ru

Очень специфический продукт, который владивостокская публика так и не раскусила, — одна из старейших рок-групп Китая (впрочем, рок там молод), поющая на мандаринском китайском. Последний их альбом называется «1984» по Оруэллу и был спродюсирован Стивом Альбини. У P.K.14 хорошая плотность звука, интересные риффы и непонятные тексты, которые, как выяснилось, чем-то обязаны Виктору Цою и группе «Кино».

7. «Мумий Тролль»
© Мумий Тролль

Главным музыкальным событием V-Rox для большинства вчитывавшихся в его программу было первое исполнение «Мумий Троллем» свежевыпущенной пластинки «SOS Матросу». Илья Лагутенко говорит, что она — своеобразное посвящение русскому року и что такой альбом он хотел записать еще лет 25 назад, когда только начинал, и вот наконец получилось. «SOS Матросу» — очень ностальгическая запись при всей современности саундпродакшена (в титрах значатся дорогие продюсеры Бен Хиллье, Кифус Чианчиа) и очень владивостокская, наполненная словами-кодами, понятными только местным жителям. Впрочем, судя по реакции, и для них она прозвучала со сцены на Центральной площади ошеломляюще: непривычные песни, непривычный саунд, заточенный под американский радиомейнстрим, обилие электронных звуков и шумов, которые инкрустирует в мумийтроллевский синти-глэм-рок их новый клавишник и по совместительству яркий битмейкер Саша DZA Холенко (кстати, тоже из Владивостока), — есть отчего прийти в замешательство. Для большинства Илья Лагутенко играет в странные игры — сейчас он опережает свою русскую аудиторию так же, как время во Владивостоке опережает московское.

8. Matthew Mole
© vl.ru

Улыбчивый паренек с гитарой из ЮАР, пишущий песни под Coldplay. Только что выпустил новый альбом, который, как говорят, номер 1 в местном iTunes. Владивостокской публике Мэтью Моул очень понравился мелодичностью и простотой — а значит, мог бы далеко зайти на нашем гастрольном рынке (он выступает один с гитарой и ноутбуком), если бы Африка не была так далеко.

9. Goonamguayeoridingstella
© geometria.ru

Еще одна очень специфичная группа, но теперь уже из Южной Кореи. Без улыбки на Goonam не взглянешь — особенно на смешливую клавишницу и длинноволосого басиста. Что поют — совершенно непонятно, но играют лихо и странно. Напоминают диковинную смесь между Talking Heads и всемирно известным лошадиным наездником PSY. На их концерте в баре «Чкалов» были почти исключительно корейцы, которые бесчинствовали.

10. «Сансара»
© vl.ru

Екатеринбургская группа Саши Гагарина показала, что она сейчас находится на пике своей формы — легко, но одновременно на полную катушку играют танцевальный рок. На русском, с очаровательным грассированием и британским акцентом в музыке. И каждый раз так, что хоть рубашку на Гагарине выжимай.

11. Red Bull Music Academy Stage
© vl.ru

Отдельной строкой программы V-Rox значилась серия вечеринок Red Bull Music Academy Stage, куратором которых стал уже упоминавшийся Саша Холенко. В ней принимали участие сам DZA, артисты его лейбла How2Make — его главная звезда Mujuice, NVG, Kulakostas и иностранные звезды — вроде японца Дайсуке Танабе, дорогого гостя фестиваля Sonar, загипнотизировавшего хмельной Street Bar своим сетом. Не менее интересным, чем у японца, было выступление электронного продюсера из Лесосибирска Станислава Шарифуллина, выпускающего композиции и ремиксы под никами Hmot и Taiga, основателя блога-лейбла Gimme5. Музыка, которую играет Станислав, предназначена для внимательного вслушивания — она разнообразна до эклектики (от эмбиента до трэпа), не чужда интеллектуальности, но при этом мелодична и доступна. Hmot скоро выпускает альбом — обратите на него внимание.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20245285
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246892
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413368
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419827
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423895
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202429192
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429856