29 октября 2015Современная музыка
311

Время горгулий

В Москве в 16-й раз вручают «Золотую горгулью» — премию старейшего музыкального клуба «16 тонн». Кто ее дает, за что и кому ее было вручить труднее всего?

текст: Павел Камакин
Detailed_pictureTesla Boy на вручении «Золотой горгульи»© «16 Тонн»

30 октября «16 тонн» в 16-й раз вручает свою независимую премию «Золотая горгулья». Горгульи когда-то украшали фасад старейшего концертного клуба Москвы, но об этом мало кто помнит. Накануне церемонии арт-директор клуба Павел Камакин рассказал COLTA.RU о том, почему ироническая «Золотая горгулья» — самая справедливая музыкальная премия в стране, и несколько баек и преданий времен горгулий на фасаде.

Мы даем премию «Золотая горгулья» уже 16 лет. Это один из самых долгоиграющих проектов в нашем клубе. 16 лет назад нужно было как-то отпраздновать день рождения клуба, так и возникла идея — сделать самую несерьезную музыкальную премию из серьезных.

Премия у нас ироническая, но мы относимся к ней очень серьезно. По нашему мнению, она вообще единственная музыкальная премия, которая дается не за сомнительные заслуги, а за реальные. У нас в клубе концерты проходят каждый день, а в выходные — два раза за вечер. «16 тонн» — единственный в Москве клуб с такой частотой концертов. Ежегодно мы смотрим очень много выступлений артистов — от звезд мейнстрима до дебютантов. Мы свой предмет хорошо знаем.

Илья Лагутенко на вручении «Золотой горгульи»Илья Лагутенко на вручении «Золотой горгульи»© «16 Тонн»

Мы дорожим «Золотой горгульей», потому что она отражает концепцию бытования «16 тонн» как клуба. Концепция эта состоит в том, чтобы максимально полно представлять честную музыкальную сцену, существующую в стране. Эта сцена разнообразна: от нишевых и маргинальных проектов, экспериментальных и хулиганских, до звезд первой величины — непродюсерских проектов, авторов собственной жизни и своих песен. Есть много разных музыкальных премий, которые находятся в какой-то нише: премия для поп-музыкантов, премия для инди-музыкантов, премия для певцов, премия для гитаристов и т.д. Но премия, которая поп-механическим образом объединяла бы эти разные ниши и делала срез концертирующей Москвы и даже страны, — одна. Это «Золотая горгулья».

«16 тонн» традиционно не работает с эстрадой и металлом. Хотя сейчас появляется много симпатичных эстрадных проектов. Не работаем не потому, что мы снобы, а потому, что не умеем с ней работать. У эстрады своя аудитория и свои законы жанра, которым мы не соответствуем. По этой же логике в «16 тоннах» редко выступают акустические проекты — потому что у нас, например, не сидячий зал. У металла то же самое: свои законы, под которые нам нет смысла подстраиваться. У металлистов богатый внутренний мир, они полностью погружены в свою музыку. Поэтому предпочитают выступать в «черных ящиках» — им абсолютно не важны интерьер, меню, подход к бару; важно только то, что происходит на сцене. Именно поэтому они нам не подходят.

Горгульи на фасаде клуба «16 Тонн»Горгульи на фасаде клуба «16 Тонн»© «16 Тонн»

Есть еще несколько абсолютно циничных проектов, которые могли бы выступить в «16 тоннах», но не будут. Но называть их я не стану. Мы их не то чтобы баним — просто не звоним и не приглашаем.

Еще у нас не могут появиться несамостоятельные проекты — например, развиртуализировавшиеся интернет-мемы. Не потому что мы ханжи, а потому что они не могут сыграть качественный 60-минутный концерт, чтобы люди, которые купят билет, получили удовольствие. У нас live-venue, а не выставка сюрпризов. Нам важно, чтобы концерт был качественный — чтобы у артиста была проведена работа, чтобы его выступление выглядело приемлемо с точки зрения концертных критериев. У нас не могут выступать проекты под фонограмму: мы слишком много времени и денег тратим на то, чтобы у нас в клубе все хорошо звучало в живом звуке.

Земфира на вручении «Золотой горгульи»Земфира на вручении «Золотой горгульи»© «16 Тонн»

«16 тонн» делает много концертов иррационально. К примеру, сейчас к нам пришел работать Степан Казарьян и делает теперь по ночам вместо дискотек концерты постпанк-групп. Не потому что нам это выгодно или к нам не ходят на дискотеки, а потому что постпанк — это сцена. У нас нет места, чтобы поместить целый культурный пласт: такие эмоции и такая подача сейчас волнуют молодежь, а нам необходимо его поместить, поскольку мы — коллекционеры. Мы коллекционируем музыкальные явления. Пускай оно временное — из десятков этих групп через несколько лет на плаву останется всего две. Это абсолютно иррациональный с точки зрения бизнеса поступок. Нам оно на фиг не надо. Но так у нас заведено.

Кому дать «Золотую горгулью», решает команда клуба «16 тонн». Это Сергей Деев, Вячеслав Петкун, Владимир Морозов, Игорь Бевз, я, продюсер церемонии Катерина Седлярова и еще 18 человек, которые работают в арт-отделе. Решения мы принимаем коллегиально. Часто спорим — иногда ругаемся. Последний раз спорили о группе «СБПЧ». Они объективно на слуху, они много сделали, у них интересное творчество — за последние несколько лет они нашли свою подачу материала, которую молодые смышленые люди считают резонансной. Но уже только мертвый не дал премию группе «СБПЧ» — это даже уже превратилось в какой-то мем.

On-the-Go  на вручении «Золотой горгульи»On-the-Go на вручении «Золотой горгульи»© «16 Тонн»

Мы давали «Золотую горгулью» знаменитым иностранцам. В 1999 году мы дали премию The Residents, и они даже устроили на сцене клуба по этому поводу театральное представление. Сохранились видеосвидетельства. Мы давали премию группам I Am X, Stereo MCs и Crystal Castles. Сложнее всего было дать «Золотую горгулью» Марку Э. Смиту и его группе The Fall. Потому что с этим человеком вообще было невозможно общаться. Выступления The Fall в «16 тоннах» вошли в предания клубной Москвы. В первый день выступлений Марк Смит бегал за своим менеджером с разделочным ножом, который он выкрал на кухне. Менеджер попросил его сделать обычные вещи, как то: выйти на сцену. После того как Смита с ножом нейтрализовала охрана, он уволил менеджера. На следующий день он заперся в номере и просто не захотел оттуда выйти на концерт. Службы Marriott вскрывали дверь номера. Смит был очень недоволен, что мы его вытаскивали из гостиницы за руки и за ноги. За 15 минут до начала концерта мне пришлось ему угрожать, что я разорву его обратные билеты и он останется жить на Белорусском вокзале. Он как дитя малое, только бухой все время.

Pompeya на вручении «Золотой горгульи»Pompeya на вручении «Золотой горгульи»© «16 Тонн»

К сожалению, нам не удалось в этом году дать премию Петру Мамонову. Он был так занят своими «Новыми Звуками Му», что не смог найти время даже прийти к нам. Несмотря на то что он играет у нас концерты, он не нашел в своей душе отклика, чтобы мы его награждали. Наверное, человеку, который так пристально смотрит внутрь себя, не нужны премии. Я его бы отметил и как легенду, и как арт-проект. Я очень сильно уважаю его как творческую личность. Он, наверное, последний, кто сохранил российскую музыкальную самобытность, существовавшую до момента подражания западному шоу-бизнесу. Мы переняли очень много вещей от западных групп, а когда-то у нас была очень самобытная сцена.

Половина номинаций «Золотой горгульи» раздается за заслуги, а вторая половина — авансом. Мы отмечаем интересные музыкальные проекты, у которых есть потенциал и которые будут дальше его развивать. Мы часто угадываем. Ёлка, Mujuice, Alai Oli, Tesla Boy, Нино Катамадзе, Pompeya. Мы дали Земфире «Золотую горгулью» в тот год, когда у нее была презентация дебютного альбома в клубе «16 тонн». Мы дали премию Therr Maitz еще до того, как Антон Беляев появился на шоу «Голос». Нам очень просто понять, есть у артиста будущее или нет. Мы смотрим на него из зрительного зала.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244936
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246490
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413078
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419561
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423636
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428938
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429592