18 января 2016Современная музыка
373

Олег Гитаркин: «В 1960-х нового больше, чем во всем современном мусоре»

Создатель «Ножа для Frau Müller» и Messer Chups о Сергее Курехине, международной карьере и гавайской музыке

текст: Денис Бояринов
Detailed_picture© Messer Chups

В конце 1990-х группа «Нож для Frau Müller» громко прозвучала со своими ерническими композициями, склеенными по тогдашней моде на лаунж из простых мелодий, сыгранных на электронных инструментах, и редкоземельных сэмплов из старых кинофильмов. Большая часть новой аудитории дуэта Олега Гитаркина и Олега Кострова и не догадывалась, что в самом начале 1990-х в первом питерском клубе TaMtAm «Ножи» играли другую, очень злую и тяжелую, музыку. 23 января в музее «Эрарта» (Санкт-Петербург) и 24 января в клубе YOTASPACE (Москва) состоятся концерты-возвращения «Ножа для Frau Müller», участники которого около 10 лет занимаются только сольными проектами. Мы связались с основателем группы Олегом Гитаркиным, чтобы узнать, зачем «Ножи» возвращаются.

— Первые альбомы «Ножа для фрау Мюллер» — это совсем не easy listening, а, напротив, психоидный хардкор, брутальный индастриал и эксперименты с техно. Откуда же взялись сэмплы из советских фильмов, голос Шульженко и простые, запоминающиеся мелодии? Когда случился поворот к лаунж-музыке и чем он был определен?

— Да просто время менялось, вот и мы решили сделать что-то другое... В моде была электронная музыка, сэмплы и т.д. Но в 93-м мало кто имел аппаратуру и тем более умел ей пользоваться. В этом большая заслуга Олега Кострова, с которым мы отправились в наш новый музыкальный эксперимент.

— Вы записывали альбом «Нечеловек-видимка», на котором выкристаллизовалась стилистика группы, на студии Брайана Ино и с подачи Сергея Курехина — двух культовых фигур у меломанов. Как вас свела судьба и какое ваше отношение к их вкладу в музыку XX века?

— Про Брайана Ино все сильно преувеличено — он просто в свое время подарил Мише Малину из группы «Фантом», с которым на тот момент сотрудничал Олег Костров, мини-студию и кое-какие приборы. На его студии мы с Костровым записали первые пробы. А Сергей Курехин был моим хорошим знакомым с детства, что-то типа музыкального руководителя. Позже он хотел создать свой лейбл в Японии и ждал от меня новых работ. Но его идее не суждено было осуществиться. По известной всем печальной причине...

— Альбом «Нечеловек-видимка» писался по заказу японского лейбла. В дальнейшем «Нож для фрау Мюллер» был известнее на Западе, чем в России. Вы там издавали альбомы, выступали с концертами, продавали музыку в рекламу. С учетом того, что вы играли в конце 1990-х музыку, которая была очень востребована на Западе, у вас могла бы сложиться серьезная международная карьера. Что этому помешало?

— Что такое международная серьезная карьера? То, чем я занимаюсь, — это некоммерческая музыка, и на то, какая у нее сложилась карьера, я не жалуюсь. Мир меняется — то, что казалось успешным 10 лет назад, совершенно по-другому сейчас воспринимается. Я считаю, если у группы выходят винил и новые альбомы — это уже хорошо.

© Messer Chups

— «Нож для фрау Мюллер» выступал в 1996 году на фестивале группы «ДДТ» на стадионе «Петровский», но исполнил там всего один номер. Почему?

— Я плохо помню. У нас накладка была с аппаратурой, а там был нон-стоп, и нас быстро свернули, чтобы пауза не затянулась.

— Почему вы решили после стольких лет работы порознь вновь объединиться с Олегом Костровым? Значит ли это, что от «Ножа для фрау Мюллер» можно ожидать новых композиций, или это разовая мемориальная акция?

— Пока непонятно. Это эксперимент. Ну и хотелось самих себя порадовать. Я не играл эти треки 12 лет. Это как на машине времени прокатиться ))))

«Нож для Frau Müller» — Live в телепередаче «Антропология»

— Почему в сольном проекте Messer Chups вы переключились с экспериментальной электроники на серф — то есть ушли от хоть и юмористического, но футуризма к воссозданию ретро-моделей? Вам больше неинтересно будущее и новое?

— Время — это не будущее. Если вы любуетесь пирамидами, это не значит, что вам неинтересно будущее. Скорее наоборот — именно фантастика и будущее. Поверьте, в 1960-х будущего и нового больше, чем во всем современном мусоре.

— Что в данный момент происходит с Messer Chups? Чего от него ожидать в 2016 году?

— Все хорошо. Недавно сняли новый клип на серф-версию брейкданс-хита «Rock It» Херби Хэнкока, готовим винил последнего альбома «Spooky Hook». Весной поедем в тур по Европе — будем играть на Surf-o-Rama (это самый крупный серф-фестиваль в Испании), летом поедем в тур по Америке на тусовку SurfGuitar101 — это самое большое серф-сообщество в Америке. Хочу еще записать гавайский альбом, мне нравится гавайская музыка.

— Вы следите за состоянием современной музыки — альтернативной или электронной? За тем, что делают ваши знакомые и коллеги или новички? Есть какая-нибудь российская музыка в ваших плейлистах?

— Нет, не слежу.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20247124
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20248792
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202415005
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202421391
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202425419
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202430744
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202430910