Пара шотландцев решила пожениться. Мать невесты отправилась в магазин подобрать себе платье на свадьбу — и самое подходящее сфотографировала в магазине на телефон. Дома, разглядывая снимок, семейство разошлось во мнениях, какого оно цвета. Спор вынесли в сеть.
26 февраля картинка появилась в Tumblr, и за неделю ее перепостили примерно 10 миллионов раз только в Твиттере. Уже 15 мая научный журнал Current Biology опубликовал одновременно три статьи на тему парадоксального восприятия платья. Еще одно академическое издание, Journal of Vision, анонсировало целиком посвященный «феномену платья» спецвыпуск.
Фотография платья, на которую здоровый мозг реагирует непредсказуемо, дает шанс объяснить, насколько по-разному люди устроены внутри.
Выяснилось, что человечество делится на две неравные части (плюс незначительное меньшинство): 57 процентов видят платье на фото сине-черным, около 30 — бело-золотым. Исследователи опросили 1401 человека в США и часть диалогов записали на видео: глядя на картинку, люди не допускают мысли, что здесь может быть хоть какая-то неоднозначность, — и испытывают искреннее потрясение оттого, что их спутник отвечает на вопрос о цвете платья иначе.
Ученые знают не одну и не десять оптических иллюзий; почему эта заинтересовала их настолько? Какие-нибудь стрелки Мюллера-Лайера одинаково обманывают всех — и напоминают, что мозг каждого здорового человека в принципе склонен ошибаться. Это предсказуемая ошибка. А в случае с платьем два здоровых человека в одинаковых внешних обстоятельствах реагируют на внешний стимул принципиально по-разному — причем нельзя заранее предсказать, чей мозг выберет какой цвет. Здесь открывается отличная возможность поговорить на языке нейрофизиологии о том, до какой степени люди разные внутри — скажем, насколько может отличаться внутреннее представление одной и той же реальности у вас и у вашего соседа по вагону метро.