Столицы новой диаспоры: Тбилиси
Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241999Официальный слоган прошедшего 4 ноября в Москве «Русского марша» звучал довольно опрометчиво: «Мы должны сохранить нашу русскую землю ради будущего нашего народа и будущего русских детей!» Мне кажется, для отражения подлинной сути этого мероприятия достаточно было переделать не 14 слов из фразы неонациста и убийцы Дэвида Лэйна, а всего одно из бородатого анекдота: «Кто мы такие? — Русские. — Чего мы хотим? — Не знаем. — Когда мы хотим? — Прямо сейчас!»
«Русский марш» в спальном районе Люблино на юго-востоке столицы, где националисты традиционно маршируют между панельными высотками, встречал своих участников дождливой погодой, усиленным полицейским нарядом и закрытыми палатками с шаурмой.
— Куда все идут-то? — недоумевала пожилая женщина, глядя как толпы молодчиков выходят из метро.
— На марш! Против чурок идем! — весело ответил ей кто-то.
— Вообще я коммунистка, даже в партии состояла… Но как не пойти, когда одни понаехавшие живут, — отозвалась она и решительно двинулась по направлению к улице Перерва, откуда через час с лишним стартует шествие.
«Русский марш» встречал участников закрытыми палатками с шаурмой.
По дороге туда я встретил чернокожего парня. Он, как призрак, выплыл из-под имперских флагов идущих. Мы разговорились.
— Вы не боитесь гулять сегодня? — спросил я, пытаясь угадать в нем то ли сумасшедшего, то ли бессмертного.
— Нет. Я пять лет живу здесь и ко всему привык, — беззаботно отмахнулся он и представился Карекой, студентом РУДН из Анголы. «Ко всему» — значит, к ежедневному расизму. И даже сейчас какой-то малолетний скин хотел схватить его за куртку, чтобы сделать «фото с обезьянкой», но сразу отошел, увидев рядом полицейского.
Тем временем шло спешное построение колонн. Тысячи людей пополняли собой ряды «рассерженных русских» в соответствии с возрастом и степенью радикальности. Самые молодые и безбашенные, обмотав шарфами лица, становились в хвосте колоны под знаменами «White power skinhead» и дивизии СС «Мертвая голова». Они называли себя национал-социалисты и несли впереди транспарант: «Эхо грядущей войны: Бирюлево, Манежка, Пугачев, Кондопога…». Среди кумиров этих 15-17-летних ребят — Тесак, Андерс Брейвик и Никола Королев, устроивший теракт на Черкизовском рынке. Среди врагов – «черные», «жиды» и «пидоры», каждого из которых они пытались вычислить с помощью кричалки: «Кто не прыгает, тот хач! Кто не прыгает — тот жид!..» Прыгали все. «Жидов» и «хачей» не наблюдалось.
Также, периодически подпрыгивая, шла не менее колоритная группа антиисламистов с плакатом, который прогнозировал: «Сегодня мечеть — завтра джихад». Впереди них стучали в барабаны язычники, облаченные в звериные шкуры. «Солнце за нас!» — скандировал их предводитель. Под проливным дождем он смотрелся не слишком убедительно. В отличие от тех, кто находился в легком подпитии и стремился занять свое место в колонне «За здоровый образ жизни», напоминая, прежде всего, самим себе: «Русский, хватит бухать!». Проходя через рамки металлоискателей, они бросали прямо на асфальт окурки, банки, обрывки листовок с призывом очистить город от чего угодно, кроме мусора. А зачем? Сейчас придут те, кому велено «у..выть отсюда», и все уберут.
Кто мы такие? — Русские. — Чего мы хотим? — Не знаем. — Когда мы хотим? — Прямо сейчас!
Единственными, кто пытался разжечь не национальную или религиозную, а лишь классовую рознь, были дебютанты «Русского марша» — сторонники Эдуарда Лимонова. Среди ряженых казаков и бесчисленных хоругвий леворадикалы из «Другой России» смотрелись несколько странно, но плох тот популист, что откажется от участия в столь зрелищном шоу. За исключением, пожалуй, Алексея Навального.
Впрочем, один из организаторов и лидер движения «Русские» Дмитрий Демушкин считает, что в смысле политической тактики Навальный все сделал правильно. Напомню, тактика заключается в следующем: ты говоришь, что всей душой поддерживаешь марш и призываешь сторонников идти на него. Однако сам в целях сохранения репутации остаешься дома, чтобы не попасть под объективы камер в окружении зигующих школьников. И главное не забыть назвать это «сохранением политического баланса». Но стоит признаться, нацистские приветствия вскидывались с такой частотой, что их бы хватило для похорон и трех политических репутаций господина Навального.
— Лучше бы он снова заболел! Предатель! — крикнул в ходе шествия один из его участников, и о Навальном на время забыли. А о его незримом присутствии напоминало одно из главных требований марша — введение визового режима со странами Средней Азии — последняя громкая инициатива политика. С таким лозунгом в начале шествия шла наиболее многочисленная колонна из представителей Национально-Демократической партии Константина Крылова. «В следующий раз такие, как мы — просвещенные, умеренные националисты — должны составлять 80% от всего марша, чтобы навсегда вытеснить различных фриков и маргиналов!» — говорил руководитель колонны, презрительно показывая в конец шествия. Туда, где кричали «Зиг Хайль!» и отказывались снимать маски по требованию сотрудников правопорядка. Именно это и стало причиной задержания более 30 участников акции. Задержания спровоцировали прорыв оцепления, в результате чего сотни человек скрылись во дворах и в расположенном поблизости парке.
Нацистских приветствий хватило бы для похорон и трех политических репутаций господина Навального.
«Качество публики изменилось в лучшую сторону, — считает Константин Крылов. — Да, фашистские выкрики и желание зиговать еще осталось, — соглашается он. — Но теперь это перестало быть мейнстримом». В этот момент по громкоговорителю объявляют, что в связи с «экстремальными погодными условиями» митинг не состоится, но почти никого из оставшихся это не расстраивает, потому что концерт группы «Коловрат», видимо, для дальнейшего «улучшения качества публики», обязательно состоится. Значительно поредевшая толпа отзывается одобрительным гулом. Верные фанаты вскидывают руки в нацистском приветствии, когда коллектив появляется на сцене. Звучит «Валькирия» Вагнера. А затем что-то неразборчивое про «расовую верность, расовую совесть».
В стороне от этого действа я замечаю четырех парней — классических бонов, словно вырванных из прошлого — бомбер «мокрый асфальт», тяжелые берцы, джинсы с подтяжками… Они довольно демонстративно обсуждают планы на вечер: «Короче, тихо собираемся, пробежимся по району. Посмотрим, кого тут накрыть можно».
Я очень надеюсь, что к этому времени Карека вернулся домой.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиПроект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20241999Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 20249816Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202416452Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202417107Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202419852Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202420657Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202425752Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202425933Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202427268