Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245239В конце прошлого года вышла книга писателя Виктора Шендеровича и художника Ирины Литманович «22-ой троллейбус и другие этюды», состоящая из тридцати эссе и тридцати акварелей. Виктор Шендерович поделился несколькими текстами и иллюстрациями из нее с редакцией.
В школьной театральной студии Олега Табакова, где я обитал в середине семидесятых годов прошлого века, преподавал Андрей Борисович Дрознин — будущий классик театральной педагогики и сценического движения.
Однажды он предложил нам, десятиклассникам, «поймать» пластику пушкинского памятника. Того самого, опекушинского.
Ну, мы и начали вставать в позу.
Вроде бы ничего сложного: рука за отворот, другая за спину (дайте скорее цилиндр), левая нога чуть отставлена, голову наклонить… Похоже?
Ни черта не похоже.
Вволю насладившись нашими муками, Андрей Борисович нравоучительно изрек наконец:
— Ни в ком из вас нет того, что есть в этом памятнике...
И закончил:
— Абсолютной мышечной свободы!
О да.
Андрей Борисович в тот день ничего не сказал нам про внутреннюю свободу, которая обычно так ясно отражается в мышечной, — мысль об этом пришла мне в голову спустя полжизни.
А тогда я лишь исправно отставлял левую ногу и наклонял неарапскую свою голову. Не судите строго: в шестнадцать лет еще позволительно поизображать из себя Пушкина...
В первые дни января какого-то далекого года мы (я и моя собачка) не спеша выгуливали друг друга по парку Сокольники. Навстречу по аллее шла женщина. Она улыбнулась мне и вместо «здравствуйте» сказала:
— Мороз и солнце — день чудесный!
И я рассмеялся, потому что за час до этого, раздернув шторы, сам себе сказал эти же слова!
Мы говорим на языке, созданном им. В нас живут его строки и мысли, но даже те, кто не добрался до мыслей, знают про «мороз и солнце». Его жизнь — наша вселенная. Его смерть — драматический факт личной биографии для всякого русского человека.
Собственно, так бы я и определял степень «русскости». Вот как раз тунгус ты или калмык — это совершенно неважно. Но если в тебе совсем не болит пушкинская гибель — нерусь ты бессмысленная, вот ты кто!
Братья и сестры! Да вот же она и есть — национальная идея, которую днем с огнем ищет третье поколение русской номенклатуры! Уже четверть века (с тех пор как после тяжелой и продолжительной болезни загнулось светлое коммунистическое будущее) тычемся вслепую…
Эх, Аким-простота — искал рукавицы, а они за поясом!
Конечно же: Пушкин! Наш общий знаменатель, наша настоящая «скрепа», единственное имя, на котором сойдутся самые заклятые враги.
Блаженна страна, которую будут вдохновлять не тоска по убийцам и не желание накостылять окружающим, а наш Александр Сергеевич, его веселое имя и литература, которой он дал дыхание.
О, какая это будет страна! Ясно вижу ее из своего недалека.
«Мороз и солнце» — прочитает по экзаменационной карточке нестрогий чиновник Федеральной миграционной службы. И если проверяемый ответит без запинки «день чудесный», ему сей же час дадут вид на жительство!
Человек, знающий имена сестер Лариных, получит гражданство.
Тому, который помнит, как звали сестер Прозоровых и сколько на самом деле было братьев Карамазовых, разрешат избираться в органы власти.
Только так. А остальных — депортировать.
И будет нам счастье.
Я был советский человек. Не по факту рождения в СССР — по ментальности.
Выросший в интеллигентной еврейской семье с традиционно репрессированным дедушкой, читавший Юрия Трифонова, любивший Булата Окуджаву — я бог знает до каких лет был убежден в святости дела Ленина, и фотография фанатика красовалась на отцовских книжных полках возле полного собрания Библиотеки всемирной литературы — литературы, запрещенной на корню безумной женой этого маньяка...
Как это все умещалось в моей психике? Не знаю, право, но как-то умещалось.
Первых диссидентов я увидел живьем, когда мне стукнуло уже лет двадцать пять, на подмосковной даче моего друга Юры Льва. Наступили андроповские времена. Кто-то из гостей этой дачи только вышел на свободу, кто-то шел на посадку — по христианским делам, за самиздат, за «Хронику текущих событий»...
Меня неприятно поразило, какие они все симпатичные люди.
Враги государства смотрели на меня со встречным, немного снисходительным, интересом: вроде бы умный юноша... книжки читает... а за Ленина.
На чердаке этой дачи с некоторым запозданием я проглотил за пару ночей «Архипелаг ГУЛАГ» — и только тогда в моей голове что-то стронулось наконец с вечной мантры о том, что во всем виноват Сталин.
Мне повезло: я прозрел не слишком поздно. Мне повезло дважды: судьба послала мне потом знакомство с людьми, отсчет от которых делает тебя почти неуязвимым для зла.
Сергей Ковалев, Михаил Мейлах, Валерия Новодворская, Павел Литвинов, Наталья Горбаневская... Лучшие, отборные враги народа. Такие разные, но с таким ясным общим знаменателем!
Этот знаменатель умещается, пожалуй, в слово «достоинство». В значении, почти недоступном большинству из нас: готовности заплатить за свои убеждения судьбой, а если надо — жизнью.
Я получил однажды некоторое представление об этой цене.
Арсений Борисович Рогинский повел меня на экскурсию по концлагерю советских политзеков, знаменитой «Перми-36». По изнурительной жаре мы дошли до штрафного изолятора на несколько камер...
— Хотите зайти? — ласково предложил Рогинский. — Минут на десять?
— Ну если на десять — давайте, — легко согласился я.
Арсений Борисович встретил мой энтузиазм кроткой улыбкой.
— Если станет невмоготу, стучите, — разрешил он.
— Да ладно, — отмахнулся я. О чем говорить-то — десять минут, не лет же!
И я зашел. И дверь со скрежетом закрылась за моей спиной.
Я стоял в тесном каменном мешке, в сыром холоде, в темноте, слабо разбавляемой чем-то серым, сочившимся сверху. Глаза медленно привыкали ко мраку. Шконка была пристегнута к стене. О том, чтобы прислониться к этой скользкой цементной стене, не могло быть и речи. Холод поднимался по ногам. Стыло уже не тело — кости. Это была могила, стоячий вариант захоронения заживо. Через три минуты я почувствовал сильнейшее желание заколотить руками в стальную дверь. Еще несколько минут продержался на упрямстве. Еще сколько-то времени, подавляя паническую атаку, — на молитве о том, что по ту сторону двери не Юрий Андропов, а Арсений Рогинский и очень скоро меня выпустят отсюда — на волю, на воздух, в тепло...
А-а-а-а-а! Ну прошло же десять минут, прошло! Открывайте же! А-а-а-а-а-а-а!
Черт знает что я подписал бы, чтобы выйти отсюда. Да что угодно, наверное, подписал бы.
А люди шли в этот каменный мешок «в отказе» признавать свой приговор и жили тут — месяцами, годами. В этом каземате умер украинский диссидент Василий Стус.
Эти люди, как правило, выглядят совершенно не героически. Просто что-то такое в глазах, отчего понимаешь: не надо даже пытаться предлагать им подлость. Пустая трата сил.
Ковалев, Литвинов, Новодворская, Мейлах... Файнберг, Лавут, Ронкин, Суперфин, Богораз...
И навсегда перед глазами прощальным кадром памяти: Наталья Горбаневская, «поэтка», маленькая женщина с рюкзачком на плечах, посреди четырнадцатого аррондисмана в Париже.
Ничего героического, пройдешь мимо — не обернешься.
Альбом продается в книжных магазинах «Москва» и «Гиперион», а также на сайте Planeta.ru c автографами авторов вот по этой ссылке.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20245239Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246846Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413326Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419782Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420499Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202423102Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423854Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202429059Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202429153Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429822