26 января 2018Общество
228

#YouToo: поиски солидарности в эпоху рейдерского захвата

Полина Аронсон о том, что за движением #MeToo стоит экономическая и экзистенциальная тревога, которую испытывают не только женщины

текст: Полина Аронсон
Detailed_picture© Юлия Яковлева

Сегодня на Кольте — три мнения о движении #MeToo. Кроме текста Полины Аронсон, призывающей взглянуть глубже на экономическую подоплеку феномена, читайте также текст Наталии Геворкян, которая видит в #MeToo серьезную угрозу и свидетельство нью-йоркской журналистки Ульяны Малашенко, которая на своей практике рассказывает о стране победившего феминизма с ее «серыми зонами» и двойными стандартами.

1.

То, что социальный взрыв вокруг хештега #MeToo — это реакция не только на изнасилования, стало очевидным многим комментаторам с самого начала скандала. #MeToo стал поводом еще раз — и на этот раз с особой настойчивостью — привлечь внимание к положению женщин на рынке труда, в системе социальной защиты и в доступе к правосудию. Вопросы гендерного неравенства обсуждаются на Международном экономическом форуме в Давосе, и есть все основания полагать, что долгожданное внимание к этой проблеме вызвано именно флешмобом, начавшимся с обвинений в домогательствах, предъявленных голливудскому продюсеру Харви Вайнштейну целым рядом актрис.

И все же: почему свинство некоторых голливудских продюсеров не стало скандалом, ограничивающимся пределами одной индустрии — кинобизнеса? По всей видимости, потому, что то, что происходит в Голливуде, — это наглядный, пусть и гротескный, слепок с того, что происходит сегодня с неолиберальными обществами в целом. The winner takes it all, baby — и не только в лос-анджелесских студиях, но и на лондонской автомойке, и в парижском banlieue — гетто для бедных на окраине города.

Действительно, в течение последних нескольких десятилетий в голливудском кинобизнесе произошло беспрецедентное перераспределение капитала. В середине XX века успешные актеры были, безусловно, богатыми людьми — но они не были мультимиллионерами. По сравнению с Анджелиной Джоли Мэрилин Монро жила весьма скромной жизнью. А средние артисты получали на порядок, но не на несколько порядков меньше, чем горстка звезд. Да, воспользоваться девушкой из провинции, мечтающей сниматься в кино, уже и тогда мог каждый. Однако никто не мог наобещать ей такого богатства и такой известности, какие мог обещать своим клиенткам Харви Вайнштейн.

Не следует ли из этого, что женщины, ставшие объектами домогательств Вайнштейна, позарились на миллион и потому «сами виноваты»? Конечно, нет. С учетом структуры голливудского рынка труда у этих женщин действительно не было выбора: достигнув определенной точки в своей карьере, они оказывались в ситуации «пан или пропал», и ясно, что не по своей воле.

Пропасть между богатыми и не очень, успешными и так себе в Голливуде росла и росла последние тридцать лет. Но подобные процессы перераспределения капитала происходят повсеместно в индустриях и в социальных слоях, прежде считавшихся — и считавших себя — стабильными, без всякой голливудской фривольности.

Возьмем научную карьеру. Если еще в 1990-х путь от защиты диссертации до получения профессуры занимал пять-семь лет и регулировался предсказуемыми переходами из одной должности в другую, то сегодня путь этот будет в два раза длиннее — причем в дороге придется обойтись без страховки и соцпакета. В университетах — все больше напоминающих армию, где нет ни полковников, ни лейтенантов, а есть только рядовые срочного набора и фельдмаршалы, — растет новый слой: гуманитарный прекариат. За пределами университетов целые профессии уходят во фриланс — существование, в котором почти ничего не связано с free и почти все — с lance, то есть с бесконечной атакой, с битвой за право выжить на рынке труда. Переводчики, редакторы, музыканты, дизайнеры — когда вам в последний раз предлагали постоянный контракт и достойный гонорар? Не только в Голливуде — везде и повсюду капитал (культурный, социальный, финансовый) оказывается сосредоточенным в руках единиц, и доставшаяся им безграничная власть позволяет ставить других людей на колени: чаще женщин, но нередко и мужчин.

Именно поэтому #MeToo — это история не только про неравенство женщин перед мужчинами. Это еще и история о неравенстве рядовых граждан обоих полов перед бизнесом и государством. И хотя белые мужчины продолжают оставаться в менее уязвимой позиции, чем все остальные, социальные процессы, которые стоят за резонансом от #MeToo, касаются их напрямую. Не хочу никого огорчать, но — guys, #YouToo. Мужчины: пока Харви Вайнштейн и другие хозяева мира принуждают женщин к сексу в голливудских офисах, это ваши контракты внезапно превращаются во временные, ваши пенсионные отчисления тают, ваши страховки дорожают, и ваше жилье падает в цене.

2.

При этом в распадающемся, расползающемся по швам среднем классе, безусловно, еще остаются островки стабильности (в России они тают на глазах) — госслужба, крупные предприятия с традиционной вертикалью менеджмента, от неповоротливости которой, оказывается, можно выиграть (хотя бы время), прибыльные сектора экономики, где в специалистов принято «инвестировать» (например, фармацевтика или IT). Там системы социальной поддержки — как формальные, так и неформальные — еще не скукожились до мобильного приложения, ласковым голосом спрашивающего с утра, как ваше настроение. Там еще работают традиционные социальные лифты, там начисляют зарплаты по тарифной сетке, там есть профсоюзы, пенсии, надежное правосудие и оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. Именно оттуда, из этого волшебного мира (или, по крайней мере, мечты о нем), из мира, куда попасть все сложнее, особенно женщине, донесся до нашего слуха хор ста француженок под символическим руководством Катрин Денев.

«Женщина может заботиться о том, чтобы ее зарплата не была меньше, чем у мужчин, но не должна получать душевную травму на всю жизнь из-за того, что ее кто-то ущипнул в метро (пусть это и считается правонарушением)», — пишут они в коллективном письме, опубликованном в Le Monde. Эта воображаемая женщина в исполнении Катрин Денев, безусловно, прекрасна своей гордостью и статью. Но проблема в том, что далеко не каждая женщина имеет сегодня достаточно рычагов, чтобы «заботиться о том, чтобы ее зарплата не была меньше, чем у мужчин». Единственная форма собственности, которой она может распоряжаться самостоятельно, — это собственность на ее тело.

В 1995 году немецкие социологи Ульрих Бек и Элизабет Бек-Гернсхайм писали в своей книге «The Normal Chaos of Love», что в обществе постмодерна интимные отношения между людьми приобретут небывало важное значение:

«Нагруженная ожиданиями и неизбежными разочарованиями, “любовь” станет новым центром, вокруг которого станет вращаться наше децентрализованное общество. <…> Ее будут воспевать, в первую очередь, потому, что она станет своего рода убежищем в материалистичном, безличном, ненадежном мире, отмеченном самого разного рода рисками».

Действительно, с ослаблением, а то и с исчезновением традиционных социальных институтов, прежде определявших траекторию человеческой жизни, — семьи, церкви, соседских общин, локализованного профессионального сообщества — интимные отношения все больше становятся сценой, на которой разыгрываются наши битвы за идентичность, за статус и за признание. Когда рынок труда все больше держится на аутсорсинге, когда глобальные политические процессы запускаются анонимными ботами в Фейсбуке, а Сири знает, куда каждый из нас зашел по дороге с работы домой, когда в нашей жизни все меньше социальных и экономических гарантий, а будущее все больше расплывается в неизвестности, собственная спальня кажется последним оплотом контроля, последним местом, где уж точно все зависит только от нас.

Контроль над отношениями — от пролистывания Тиндера до выбора спутника жизни — становится тем инструментом, с помощью которого современные мужчины и женщины утверждают в мире свою индивидуальность и свою зрелость: зрелость, понятую в традициях Просвещения как способность и необходимость решать за себя. Именно поэтому сексуальное домогательство — это не просто серьезная травма и глубокая рана. Напротив: изнасилование — акт не только сексуального, но и социального надругательства; акт лишения идентичности и ощущения способности управлять своей жизнью.

Сексуальные домогательства вызывают в обществе такой резонанс не только потому, что обнажают правду о травме, через которую прошли слишком многие, — они еще наглядно показывают нам, что мы живем в эпоху, где рейдерский захват чего бы то ни было становится нормой. Именно поэтому дискурс #MeToo принципиально не различает оттенков: в его контексте что изнасилование, что «легкие» приставания — это кража со взломом, неважно, сколько ценностей преступнику удалось вынести по факту.

Сексуальное домогательство — это посягательство на то последнее, что осталось у многих женщин и мужчин даже в самых развитых странах: на их эротический капитал. Убеждать их в том, что «сексуальной свободе нужно право на флирт», как это сделали Катрин Денев и еще 99 женщин, подписавших письмо в Le Monde, — это говорить с позиции привилегии.

Флирт — это риск, сопряженный с двусмысленностью. Женщине, работающей на временном контракте и отдающей одну треть зарплаты за детский сад, а другую треть — за съемное жилье, не хочется еще больше риска и двусмысленности. Ей — по понятным причинам — хочется контрактности хотя бы там, где она может ее потребовать незамедлительно: в сексуальных связях. Поэтому подписантки письма оказались в положении королевских особ, советующих беднякам есть пирожные, — и неудивительно, что в них полетело столько комьев грязи. Но не только поэтому.

3.

О свинстве нельзя молчать. Другой вопрос: как о нем говорить? Пока что вести открытый разговор в формате #MeToo очень сложно. Социальные сети могут способствовать мгновенной аффективной мобилизации — но эта мобилизация не заменит подлинной солидарности. Солидарность может формироваться глобальной публикой — но не глобальной толпой. Отличие первой от второй заключается в готовности к дискуссии: в то время как публика готова к обсуждению разных точек зрения, толпа верит в правоту только одного тезиса.

Свидетельство тому — остракизм, которому подверглась не одна только Денев, но и другие комментаторы, попытавшиеся сместить акцент дебатов с сексуального на социальное. Более того: смена фокуса с политики жалости на политику социальных изменений чревата обвинениями в мизогинизме, как это случилось с писательницей Маргарет Этвуд — автором глубоко феминистского по своей сути романа «Рассказ служанки». В своей статье в канадском издании The Globe and Mail Этвуд пишет, что если система правосудия неадекватно разбирается с обвинениями в сексуальных домогательствах — то вместо того, чтобы охотиться на ведьм в социальных сетях, нужно реформировать систему правосудия. И Этвуд права. Потому что не только замалчивание насилия, но и кампании травли, ведущие к обвинениям без суда и следствия, никак не решают проблему неравенства и расслоения. Система правоприменения не должна стать еще одним инструментом рейдерского захвата — но уже становится им: на этот раз со стороны глобальной толпы.

#MeToo еще долго не потеряет своей актуальности хотя бы потому, что айсберг неравенства, вершиной которого он является, уже не потопить и не обойти. Но для того, чтобы распрощаться с эпохой рейдерского захвата, одного хештега мало — даже с учетом его неоспоримого освободительного потенциала.

Размывание профессиональных структур, дробление семей, утечка личных данных — гора современных рисков столь огромна, что при столкновении с ней мы рефлекторно хватаемся за то, что кажется ближе всего, — за Вайнштейна. Точнее, за то, что у него в штанах.

Но если мы хотим, чтобы #MeToo не ограничился сексуальным скандалом или бесконечной политикой жалости по отношению к женщинам, то пора ослабить хватку и взять в руки другие инструменты. Возрождать профсоюзы. Основывать партии. Бороться за повышение зарплат детсадовским воспитательницам. Не спекулировать на сдаче своих квартир. И не репостить в социальных сетях обвинения людям, про которых мы ничего не знаем.

И дай тогда Бог представителям всех полов и ориентаций зажить, как учит Катрин Денев: с жаждой интриги и радостью от флирта.

Автор — редактор портала openDemocracy Russia, журналист и социолог


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ В разлуке
СТОЛИЦЫ НОВОЙ ДИАСПОРЫ: ТБИЛИСИ  

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241286
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249440
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416089
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420393
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425637
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426977