25 января 2013Общество
160

Путешествие по Камбодже, или Несколько слов о пользе «креаклов»

Побывав в Азии, МАРИНА ДАВЫДОВА поняла, что Россия — никакая не Евразия, но часть западного мира

текст: Марина Давыдова
Detailed_picture© Colta.ru

Тем, кто думает, что гекатомбы Второй мировой войны — самое страшное событие в истории ХХ века и предельная точка человеческого падения, я советую посетить Камбоджу. В настоящую бездну стоит хотя бы один раз заглянуть. Если совсем не закружится голова, ты сможешь пересмотреть некоторые кажущиеся незыблемыми истины, а заодно место России в нынешнем мире и роль креативного класса в самой России.

«Мы сейчас проезжаем рисовые поля, вот видите много-много полиэтиленовых пакетиков? Ночью в них зажигают лампочки, насекомые летят на свет, к утру в каждом пакетике их будет грамм 200—300. Круто, да?» Гид по имени Висот говорит по-русски, жонглируя сленговыми словечками и расхожими цитатами. Когда он, рассуждая о лакомстве из насекомых, лукаво вворачивает в речь: «Какая гадость — эта ваша заливная рыба!» — я чуть не падаю с автобусного кресла. Это действительно круто!

Висот учился в СССР, где училось подавляющее большинство молодых камбоджийцев после свержения режима Пол Пота, потому что учить, лечить, заниматься юриспруденцией, строить мосты или заводы в самой Камбодже к тому моменту было некому — образованное сословие вывели под корень. Не частично, а совсем. Не только идеологически чуждых, сморозивших крамолу или просто попавшихся под горячую руку власти предержащей, а вообще всех. Гонения на космополитов, сделки с совестью, византийские хитрости, предательство идеалов и получение взамен каких-нибудь коврижек — это все из другой, несколько более знакомой нам жизни. Ужасы Камбоджи — не возведенные в степень ужасы европейской истории. Это другая история.

Людей спросили: «Кто тут образованные? Сделайте шаг вперед, вы нужны стране». Многие сделали. Их уничтожили сразу. Отдельным хитрецам удалось замаскироваться под простонародье. Их быстро вывели на чистую воду. В условиях тотального голода их сдавали собственные дети буквально за чашу риса. Сдал образованного папу (маму, дедушку, дядю, тетю) — получил пайку. Получил пайку, присоединился к красным кхмерам, многие из которых тоже были детьми — лет 12—13. Работы у красных кхмеров оказалось невпроворот.

Сразу же после прихода к власти Пол Пот объявил в крупных городах, где, как мы с вами понимаем, и засели образованные, эвакуацию — якобы перед лицом внешней угрозы. Тех, кто жил на севере, переселили на юг, кто жил на юге — на север; главное, подальше от насиженных мест. Пномпень и другие города опустели. Их население было превращено в сельскохозяйственных рабов — 20-часовой трудовой день, две чашки риса в сутки на человека, смерть за малейшую провинность. Не выполнил норму — смерть, замешкался с аплодисментами в адрес нового режима — смерть. В полпотовской Кампучии обобществлено было все — каждая растущая на земле травинка и каждая плавающая в реке рыбешка. Поднял упавший с дерева фрукт — смерть. Рука красного кхмера устала колоть, стрелять и резать. К тому же для построения справедливого общества решительно не хватало огнестрельного и холодного оружия. В дело пошли острые, как ножи, листья сахарной пальмы. Я потрогала их по совету Висота: он объяснил, что ими очень удобно отрезать человеку голову.

Немало хлопот доставляли красным кхмерам младенцы. В отличие от взрослых и подростков они не приносили стране совершенно никакой пользы. «Кто не работает, тот не ест!» — эту заповедь в красной Кампучии усвоили твердо. Чаще всего детей просто брали за ноги и разбивали голову о дерево. Я видела фотографии этих забав — подростки убивают младенцев. Сколько за три с половиной года (1975—1979) в стране погибло людей, точно никто сказать не может — один миллион, два, три… Считать было некогда и, в сущности, некому.

«И у них была своя правда», — объясняет Висот, стоя перед фотографией, где подростки убивают младенцев.

Сейчас в Камбодже есть Музей геноцида. Знаете, кто работает в нем гидами? Бывшие красные кхмеры. После вторжения вьетнамцев и падения режима Пол Пота они начали вести партизанскую войну, но потом камбоджийцы решили, что с ними надо замириться, и определили некоторых из них в музей. И то сказать — кто лучше них расскажет, как отрезать людям головы листьями сахарной пальмы.

«Я сам пострадал. Мой отец был этнографом, но три года притворялся крестьянином. Потом его все же разоблачили и казнили. Но, понимаете, красные кхмеры — они ведь тоже часть нашей нации. И у них была своя правда», — объясняет Висот, стоя перед фотографией, где подростки убивают младенцев.

«Но вы-то, вот вы лично считаете, что Пол Пот — чудовище?»

«Ну сложно сказать… Все не так однозначно. Он ведь был настоящим патриотом».

Лидер кампучийской революции действительно крепко любил родину. Левые идеи мирно уживались у него с идеей восстановления великой Камбоджи, знаменитого Ангкора, грандиозные храмы которого, затерянные в джунглях, а потом заново открытые в середине XIX века, туристов и возят смотреть. Если всем миром начать работать на рисовых полях, Камбоджа опять станет империей, как в Средние века, а вьетнамцы и прочие тайцы опять станут ее вассалами. Чем плохо? Сам Пол Пот в Музее геноцида, к слову сказать, не работал, но перед судом тоже не предстал. Он дожил до 1998 года.

«В некоторых районах Камбоджи о нем до сих пор вспоминают добрым словом», — не унимается Висот.

«А вы пытались найти могилу отца?» — спрашиваю я напоследок.

«Я знаю, что его расстреляли на дороге у какого-то дерева, но потом деревья там срубили. В общем, сложно найти. А что?»

Ответы обаятельного гида до боли напоминают мне разговоры с китайцами, которые я вела в кулуарах театрального института в Шанхае. Там я встречала такое же примерно отношение к событиям «культурной революции», по лекалам которой, хоть и с бóльшим творческим азартом, Пол Пот сделал революцию в Камбодже. События недавней истории не перевернули сознание жителей Поднебесной, как, скажем, Холокост перевернул сознание европейцев, разделив историю на «до» и «после». Они не стучат пеплом в сердце, они словно бы вынесены за скобки насущных сегодняшних проблем. И дело не в цензуре, не в страхе. «Людям некогда об этом думать, они деньги зарабатывают», — меланхолически говорит мне один из шанхайских профессоров в доверительной личной беседе. Может, кто-то разглядит в этом равнодушии следы буддистской отрешенности, меня оно пугает хуже любых гекатомб.

В свое время Сергей Аверинцев заметил, что «Жизнь 12 цезарей» Светония свидетельствует не только о безнравственности, но и о нравственности римского общества. В восточных деспотиях творились не меньшие, а вероятно, и большие зверства, чем в императорском Риме, — они просто не воспринимались как нечто из ряда вон выходящее. Вот и отношение к трагическому опыту ХХ века — для меня теперь главный водораздел, отделяющий Европу от Азии. Дело не в том, что подвиги нацистов меркнут рядом с подвигами красных кхмеров, а в том, что и в бедной Камбодже, и в богатеющем день ото дня Китае некому сочинить своих «Затворников Альтоны», снять свою «Гибель богов», написать «Жизнь и судьбу». Да и потребности такой, похоже, тоже нет. Те, кто мог бы это сделать, выведены под корень, а новые еще, видимо, не народились.

Только побывав в Азии, понимаешь, что Россия — никакая не Евразия, а пусть не самая цветущая, но часть западного мира. У нас скверное дорожное покрытие, нет больших достижений в области легкой промышленности, много хамства в трамваях и коррупции во всех сферах жизни, но у нас даже после всех жестоких перипетий не исчез слой людей (интеллигенция, креативный класс — не все ли равно, как его называть), для которого осмысление прошлого и настоящего — естественная работа души и ума. Сколько претензий ни предъявляй этому гумусу российской общественной жизни, только в нем сосредоточена способность ужаснуться содеянному властью, содеянному твоим собственным народом, наконец, содеянному тобой самим или членами твоего «карасса» — раскаяться, претворить исторический опыт в художественный, зафиксировать его для потомков.

Построить величественный Ангкор-Ват или мощную конкурентоспособную экономику можно и без этого слоя — вон Китай строит ее куда успешнее многих других стран, не говоря уж о нас, грешных. Пройти через горнило мировых войн и социальных утопий и осознать уникальность каждой человеческой личности, видимо, нет.

«Культура может называться высокой, даже если не создала техники или скульптуры, но ее так не назовут, если ей не хватает милосердия», — написал Йохан Хейзинга. Если и есть какая-то миссия у людей, презрительно называемых в современной России «креаклами», так в том, чтобы раскинувшаяся от моря и до моря страна все же оставалась частью западной цивилизации, а исторический опыт пусть с трудом, но все же претворялся в милосердие.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241780
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249673
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416327
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420557
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425805
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427153