1 июля 2019Общество
146

Доказательство сплетни

Как скриншот стал главным оружием в эпоху постправды и почему его одинаково боятся знаменитости и обыватели

текст: Екатерина Колпинец
Detailed_picture© Getty Images

Летом 2008 года на презентации iPhone 2.0 была представлена новая функция — возможность сделать снимок экрана с помощью комбинации кнопок включения и Home. Тогда никто не предполагал, сколько отношений и репутаций уничтожит это сочетание клавиш. Спустя десять лет переписка в мессенджере, опечатка, чужой пост, комментарий, инстаграм-сториз, профили в Tinder — это лишь малая часть поводов на автомате сделать снимок экрана, чтобы затем отправить его в качестве сообщения или опубликовать в ленте.

Сегодня скриншоты стали самостоятельным языком — точно так же, как эмодзи или стикеры в Telegram. Они способны работать сами по себе, без дополнительного комментария. Скриншоты расширяют глоссарий эмоций в переписке, расставляют акценты. В России скриншоты — неотъемлемая часть более-менее всех заметных телеграм-каналов. Они одновременно выступают инфоповодом и комментарием к нему, доказательством собственной правоты и заблуждений оппонента. Но главная причина небывалой популярности скриншотов в другом: они идеально подходят для сплетен. Скриншот может сделать любой. И это приучило сплетничать даже тех, кто раньше не был в этом замечен.

Скриншоты плотно вошли в нашу жизнь, в том числе в связи с дискурсом «новой чувствительности». Выросла ценность личных границ, а вместе с ними — индивидуальных настроек приватности. Чувства теперь — главный ресурс, и его необходимо беречь, поэтому в вашем информационном пузыре больше нет чужих, только похожие: кто в любом споре встанет на вашу сторону, поддержит комментарием и лайком. Все остальные, как правило, давно отправлены в бан или расфренжены. Однако, несмотря на меры предосторожности, споры никуда не исчезли. Они были и остаются главной силой практически любой социальной сети. И тут скриншоты пришлись как нельзя кстати. Они — отправная точка для любого провокационного статуса и лишний повод сплотиться для тех, кто не хочет видеть мнения, отличные от своего собственного.

Главный объект охоты для любителя скриншотов — импульсивные публикации, эмоциональные посты. Как отмечает исследовательница цифровой культуры из Корнеллского университета Брук Эрин Даффи, сегодня многие работодатели, в первую очередь, изучают соцсети потенциальных кандидатов, а не их резюме. Карьера теперь — это все то, что происходит с вами в соцсетях. В нынешних условиях рынка труда начальникам важно понимать, как новый сотрудник повлияет на атмосферу в компании и не станет ли писать после увольнения ядовитые посты о бывших коллегах.

Но если скриншот неуместного поста грозит обывателю неприемом на работу или выговорами от начальства и косыми взглядами коллег, то в случае публичных персон последствия могут быть куда более масштабными. Раньше знаменитости попадали в прицел папарацци от случая к случаю, теперь же они круглосуточно находятся в зоне потенциального риска.

Первыми взрывной потенциал скриншотов распознали медиа, особенно специализирующиеся на персонажах светской хроники и сплетнях вокруг них. Сегодня существует множество медиапроектов, где основная часть контента — скриншоты с промахами знаменитостей, нежелательные подробности личной жизни, мелькнувшие в сториз. Самые известные проекты такого рода в США — Diet Prada о мире моды и его аналог в мире косметики Estée Laundry, в России — телеграм-канал «Антиглянец».

Так было в случае со скандалом, вызванным рекламой Dolce & Gabbana в Китае, которую сочли расистской. Ситуация усугубилась, когда в сеть попали скриншоты оскорбительных высказываний в адрес Китая и китайцев, якобы сделанных Стефано Габбаной в одной из своих переписок. После этого рейтинг Dolce & Gabbana в Китае упал до исторического минимума, а марке был объявлен всеобщий бойкот. Пресс-служба бренда тут же заявила, что ничего подобного Габбана не говорил, а инстаграм-аккаунты Dolce & Gabbana были взломаны.

В отдельных случаях срок давности скриншота не играет особой роли, обвинения могут носить и ретроспективный характер. В отличие от твита или фотографии, скриншот вечен. Так, например, режиссер «Стражей Галактики» Джеймс Ганн был уволен из-за нескольких оскорбительных твитов десятилетней давности.

Евгений Баженов (больше известный пользователям YouTube как BadComedian) в своем видео по итогам скандала с компанией Kinodanz, обвинившей блогера в нарушении авторских прав, использовал все те же скриншоты. Как только стало известно об иске со стороны Kinodanz, с Баженовым связалась Ксения Собчак и предложила провести публичное обсуждение ситуации, но утаила, что переговоры должны были пройти в рамках ее шоу «Осторожно, Собчак». Блогер отказался. С помощью скриншотов переписки Баженов показал, что Собчак опубликовала запись их разговора без его разрешения, чтобы представить все в выгодном для себя свете.

Здесь скриншот уничтожает единоличное право на интерпретацию событий. Привилегия публичных людей демонстрировать только нужные для себя стороны конфликта была утрачена в тот момент, когда появилась возможность восстановить всю картину по скриншотам переписки.

Скриншот был отправной точкой в двух недавних скандалах российского Facebook: Григорий Пророков и его «вэнити серч для фидбека» и Белла Рапопорт с требованием «какого-нибудь набора косметики» от Lush. Любопытно, что в обоих случаях в качестве оппонента выступал не живой человек, а только его реплики, зафиксированные в скриншотах. Оказалось, что для полноценного скандала вторая сторона и ее мнение уже не так важны, их вполне заменяет пара снимков экрана

С растущей тенденцией фиксировать мимолетные вещи и рассылать их всем подряд одно время боролся Snapchat, где сообщение уничтожалось сразу после доставки. Даже Instagram выступал против скриншотов сториз, уведомляя пользователя всякий раз, когда некто делал снимок экрана. В итоге битва была проиграна. Сегодня сториз, в свое время перехватившие функцию исчезающих сообщений у Snapchat, — едва ли не главный источник для скриншотов.

Наказание за необдуманные посты, истории того, как сотрудники теряют работу после неудачного комментария или твита, шпионаж за поведением и речью селебритиз приводят к желанию вести параллельную жизнь в обход круглосуточного мониторинга общественности и начальства. Потребность уйти от навязчивого внимания отразилась в феномене Finstas — фальшивых аккаунтов в Instagram, где молодые люди выкладывают фото и посты только для близких друзей. Finstas — полная противоположность идеальной картинке в Instagram. Их цель даже не в том, чтобы делиться рискованными изображениями, а в возможности постить то, что не совпадает с тщательно выстроенным личным брендом в основных аккаунтах. Спонтанные, выхваченные из потока повседневности наблюдения, неудачные фотографии, двусмысленные шутки «для своих». «Свои» — это те, кто не сделает скриншот.

Скриншоты — это идеальная иллюстрация современных медиа с их подозрительностью, жаждой хайпа и при этом нежеланием нести ответственность за провокации (на которых держится практически любой хайп). Одни поглощены маниакальным желанием уличать и фиксировать, другие — желанием уйти от пристального взгляда, лишенного всякого сочувствия.

Так или иначе, пользователи социальных сетей движутся по пути Finstas: к сокрытию своих чувств от посторонних и более изощренным настройкам конфиденциальности. Недавно Instagram добавил новую функцию публикации сториз — для близких друзей, WhatsApp этой весной выпустил обновление, запрещающее делать скриншоты в приватных чатах, а Telegram ввел возможность удалять свои и чужие сообщения в переписке. Потому что теперь главный вопрос перед публикацией «резонансного» поста — не «готов ли я встретить критику?», а «готов ли я к тому, что меня пустят на скриншоты?»

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244746
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246300
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412906
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419397
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423499
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428795
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429468