Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244746Летом 2008 года на презентации iPhone 2.0 была представлена новая функция — возможность сделать снимок экрана с помощью комбинации кнопок включения и Home. Тогда никто не предполагал, сколько отношений и репутаций уничтожит это сочетание клавиш. Спустя десять лет переписка в мессенджере, опечатка, чужой пост, комментарий, инстаграм-сториз, профили в Tinder — это лишь малая часть поводов на автомате сделать снимок экрана, чтобы затем отправить его в качестве сообщения или опубликовать в ленте.
Сегодня скриншоты стали самостоятельным языком — точно так же, как эмодзи или стикеры в Telegram. Они способны работать сами по себе, без дополнительного комментария. Скриншоты расширяют глоссарий эмоций в переписке, расставляют акценты. В России скриншоты — неотъемлемая часть более-менее всех заметных телеграм-каналов. Они одновременно выступают инфоповодом и комментарием к нему, доказательством собственной правоты и заблуждений оппонента. Но главная причина небывалой популярности скриншотов в другом: они идеально подходят для сплетен. Скриншот может сделать любой. И это приучило сплетничать даже тех, кто раньше не был в этом замечен.
Скриншоты плотно вошли в нашу жизнь, в том числе в связи с дискурсом «новой чувствительности». Выросла ценность личных границ, а вместе с ними — индивидуальных настроек приватности. Чувства теперь — главный ресурс, и его необходимо беречь, поэтому в вашем информационном пузыре больше нет чужих, только похожие: кто в любом споре встанет на вашу сторону, поддержит комментарием и лайком. Все остальные, как правило, давно отправлены в бан или расфренжены. Однако, несмотря на меры предосторожности, споры никуда не исчезли. Они были и остаются главной силой практически любой социальной сети. И тут скриншоты пришлись как нельзя кстати. Они — отправная точка для любого провокационного статуса и лишний повод сплотиться для тех, кто не хочет видеть мнения, отличные от своего собственного.
Главный объект охоты для любителя скриншотов — импульсивные публикации, эмоциональные посты. Как отмечает исследовательница цифровой культуры из Корнеллского университета Брук Эрин Даффи, сегодня многие работодатели, в первую очередь, изучают соцсети потенциальных кандидатов, а не их резюме. Карьера теперь — это все то, что происходит с вами в соцсетях. В нынешних условиях рынка труда начальникам важно понимать, как новый сотрудник повлияет на атмосферу в компании и не станет ли писать после увольнения ядовитые посты о бывших коллегах.
Но если скриншот неуместного поста грозит обывателю неприемом на работу или выговорами от начальства и косыми взглядами коллег, то в случае публичных персон последствия могут быть куда более масштабными. Раньше знаменитости попадали в прицел папарацци от случая к случаю, теперь же они круглосуточно находятся в зоне потенциального риска.
Первыми взрывной потенциал скриншотов распознали медиа, особенно специализирующиеся на персонажах светской хроники и сплетнях вокруг них. Сегодня существует множество медиапроектов, где основная часть контента — скриншоты с промахами знаменитостей, нежелательные подробности личной жизни, мелькнувшие в сториз. Самые известные проекты такого рода в США — Diet Prada о мире моды и его аналог в мире косметики Estée Laundry, в России — телеграм-канал «Антиглянец».
Так было в случае со скандалом, вызванным рекламой Dolce & Gabbana в Китае, которую сочли расистской. Ситуация усугубилась, когда в сеть попали скриншоты оскорбительных высказываний в адрес Китая и китайцев, якобы сделанных Стефано Габбаной в одной из своих переписок. После этого рейтинг Dolce & Gabbana в Китае упал до исторического минимума, а марке был объявлен всеобщий бойкот. Пресс-служба бренда тут же заявила, что ничего подобного Габбана не говорил, а инстаграм-аккаунты Dolce & Gabbana были взломаны.
В отдельных случаях срок давности скриншота не играет особой роли, обвинения могут носить и ретроспективный характер. В отличие от твита или фотографии, скриншот вечен. Так, например, режиссер «Стражей Галактики» Джеймс Ганн был уволен из-за нескольких оскорбительных твитов десятилетней давности.
Евгений Баженов (больше известный пользователям YouTube как BadComedian) в своем видео по итогам скандала с компанией Kinodanz, обвинившей блогера в нарушении авторских прав, использовал все те же скриншоты. Как только стало известно об иске со стороны Kinodanz, с Баженовым связалась Ксения Собчак и предложила провести публичное обсуждение ситуации, но утаила, что переговоры должны были пройти в рамках ее шоу «Осторожно, Собчак». Блогер отказался. С помощью скриншотов переписки Баженов показал, что Собчак опубликовала запись их разговора без его разрешения, чтобы представить все в выгодном для себя свете.
Здесь скриншот уничтожает единоличное право на интерпретацию событий. Привилегия публичных людей демонстрировать только нужные для себя стороны конфликта была утрачена в тот момент, когда появилась возможность восстановить всю картину по скриншотам переписки.
Скриншот был отправной точкой в двух недавних скандалах российского Facebook: Григорий Пророков и его «вэнити серч для фидбека» и Белла Рапопорт с требованием «какого-нибудь набора косметики» от Lush. Любопытно, что в обоих случаях в качестве оппонента выступал не живой человек, а только его реплики, зафиксированные в скриншотах. Оказалось, что для полноценного скандала вторая сторона и ее мнение уже не так важны, их вполне заменяет пара снимков экрана
С растущей тенденцией фиксировать мимолетные вещи и рассылать их всем подряд одно время боролся Snapchat, где сообщение уничтожалось сразу после доставки. Даже Instagram выступал против скриншотов сториз, уведомляя пользователя всякий раз, когда некто делал снимок экрана. В итоге битва была проиграна. Сегодня сториз, в свое время перехватившие функцию исчезающих сообщений у Snapchat, — едва ли не главный источник для скриншотов.
Наказание за необдуманные посты, истории того, как сотрудники теряют работу после неудачного комментария или твита, шпионаж за поведением и речью селебритиз приводят к желанию вести параллельную жизнь в обход круглосуточного мониторинга общественности и начальства. Потребность уйти от навязчивого внимания отразилась в феномене Finstas — фальшивых аккаунтов в Instagram, где молодые люди выкладывают фото и посты только для близких друзей. Finstas — полная противоположность идеальной картинке в Instagram. Их цель даже не в том, чтобы делиться рискованными изображениями, а в возможности постить то, что не совпадает с тщательно выстроенным личным брендом в основных аккаунтах. Спонтанные, выхваченные из потока повседневности наблюдения, неудачные фотографии, двусмысленные шутки «для своих». «Свои» — это те, кто не сделает скриншот.
Скриншоты — это идеальная иллюстрация современных медиа с их подозрительностью, жаждой хайпа и при этом нежеланием нести ответственность за провокации (на которых держится практически любой хайп). Одни поглощены маниакальным желанием уличать и фиксировать, другие — желанием уйти от пристального взгляда, лишенного всякого сочувствия.
Так или иначе, пользователи социальных сетей движутся по пути Finstas: к сокрытию своих чувств от посторонних и более изощренным настройкам конфиденциальности. Недавно Instagram добавил новую функцию публикации сториз — для близких друзей, WhatsApp этой весной выпустил обновление, запрещающее делать скриншоты в приватных чатах, а Telegram ввел возможность удалять свои и чужие сообщения в переписке. Потому что теперь главный вопрос перед публикацией «резонансного» поста — не «готов ли я встретить критику?», а «готов ли я к тому, что меня пустят на скриншоты?»
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244746Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246300Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412906Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419397Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420084Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422737Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423499Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428660Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428795Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429468