Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244858Полина Аронсон продолжает наблюдать за тем, что происходит в сознании и практиках людей «на полях карантина». Два первых выпуска — здесь и здесь.
На шестой день карантина мои дети построили в центре квартиры вигвам. Как и всякий нормальный вигвам, он был сделан из пледов, подушек и всех имеющихся в доме стульев. Субботу они просидели в нем вместе: десятилетняя дочь — с фонариком и 600-страничным томом «Чернильного сердца», семилетний сын — с переносной лампой и ящиком лего.
В воскресенье утром они приняли решение разъехаться. «Настоящий карантин — это когда каждый по отдельности, — заявила дочь, перевешивая пледы и раскладывая на полу бесчисленные подушечки. — Пусть Симон сидит там, а я тут. Он мешает мне создавать уют».
В Евином понимании уют — это много-много плюша, пара мигающих гирлянд и открытки со слоганами «Ты лучшая!» и «Весь мир в твоих руках» (прикрепленные к пледам при помощи специального ноу-хау: канцелярских зажимов).
Немалая часть городского населения — как в России, так и в Европе, — кажется, закрылась в своих квартирах с похожими лозунгами. Наконец-то сбылись обещания с магнитов на холодильники: «Хочешь изменить мир — начни с себя». «Планета загоняет нас по домам, чтоб мы навели в них порядок: начиная со своей комнаты, продолжая своими мыслями», — объясняет читателю «эксперт осознанных путешествий» Мария Степаненко. Наделенная разумной волей природа приказывает нам, по ее мнению, вымыть руки и проветрить шкаф.
«У Земли аутоиммунное заболевание, — продолжает Степаненко, — и планета выбрала способ излечения: собрать всех дома. Каждого жителя — внутрь своей страны, внутрь своего дома, поближе к родным стенам. Чтоб отдохнули от работы, суеты, вечной спешки. Чтоб вспомнили о своем здоровье, о настольных играх, о чаепитиях с родителями и детьми. Чтоб испечь пирог, тесто которого требует пятичасового внимания, вместо хот-дога на бегу. Чтоб смотреть, как варится кофе в турке, давно привезенной из путешествия, и неспешно пить его из красивой чашки. Дорисовать картину, переписать рецепты в блокнот, пересадить цветы».
Пандемия, оказывается, нужна для того, чтобы городской средний класс мог наконец посидеть над раскрасками для взрослых и послушать трансляции венских опер. Из санитарно-эпидемиологической меры карантин сделался религиозной практикой очищения, ритуалом замаливания буржуазных грехов: избыточного потребления, выбросов CO2, бурной деятельности. В монологах укрывшегося в своих домах мещанства карантин принимает форму очередного проекта по поиску своего «я» — за диваном, в кухонных шкафчиках, под ковриком в ванной.
Солипсизм сделался философией активного действия; борьба с распространением вируса — это, в первую очередь, бесконечная работа над собой: совершенствование мер самоизоляции и собственного поведения в ней же. Пусть мировая экономика замерла — логике непрерывной продуктивности будет подчинено сидение дома. Кто не успеет за следующие несколько недель накачать пресс, убрать кладовку, выучить венгерский и прочитать своим детям вслух всю Туве Янссон — тот лузер.
И наоборот: всех, кто будет вести себя хорошо, ждет награда. «Скоро вернемся в желанные туристические места, которые пока отдохнут без нас», — обещает Мария Степаненко. Владелец бонус-карты «Аэрофлота», не грусти! Отсидев свой карантинный срок, ты — продезинфицированный и познавший себя — совершишь «осознанное путешествие» по Италии и увенчаешь его глубокомысленным репортажем в Инстаграме. Преврати блочную распашонку в импровизированный ашрам, поешь-помолись-полюби — а там, глядишь, и океаны очистятся твоими стараниями. Расхожий сюжет карантинного позитивчика — якобы вернувшиеся на каналы Венеции лебеди. Куда без лебедей! Они, как известно, — непременный элемент лубочного жанра.
Скорость, с которой текст Степаненко — и многие, подобные ему, — разошелся по Рунету, имеет тот самый экспоненциальный рост. И это неудивительно — он идеальным образом воплощает молниеносно сформировавшееся на фоне пандемии мифологическое сознание, отличительной чертой которого является попытка связать сразу все непонятные, непостижимые явления в одну цепочку и найти им доступное объяснение. Гром гремит, потому что Марфа из соседней деревни родила не от мужа. Засуха случилась, потому что мужики барина не слушались. Коронавирус разразился не в ходе непрерывно сопровождающих человечество биологических процессов, а потому, что мы были плохими и теперь должны покаяться.
Такая реакция объяснима: ситуация, в которой мы оказались, имеет действительно мифический масштаб. «Мир уже никогда не станет прежним», — отмечают самые разные эксперты. Скорее всего, это правда: как минимум в списке острых респираторных заболеваний надолго появится еще одно, доселе невиданное. Однако неизбежны и экономические, политические и социальные последствия — непредсказуемые и потому пугающие. Сегодня, прощаясь с миром до COVID, мы оказались в так называемой лиминальной фазе — в «пограничном», или переходном, состоянии между стадиями развития человека или сообщества. В обрядах перехода лиминальность подразумевает временную изоляцию; момент между «было» и «стало» субъекты обряда проживают в строго отведенных, имеющих сакральный статус местах: в бане на краю деревни, в палаточном лагере в лесу, в «комнате жениха и невесты» районного загса. Засев в своих квартирах и сделав их местами духовного просветления, мы с нетерпением ждем прихода нового мира — который, как и в любом обрядовом действии, зависит от слаженности действий всех участников и их непоколебимой веры в эффективность ритуала.
Именно требование полной солидарности создает новые формы шейминга для тех, кто не может, не умеет или не хочет участвовать в глобальном ретрите. «У меня одной нет времени на сериалы и курсы, — пишет подруга, мать трехмесячного ребенка. — А так все только и шарят ссылки на лекции и воркшопы онлайн». Но прогулки с младенцем по однокомнатной квартире, необходимость составить квартальный баланс или дописать диссертацию под многодневный вой и топот детей постарше или обострение психических расстройств и хронических заболеваний, связанных с гиподинамией, — это не проблема для экспертов по осознанным путешествиям в свой дивный внутренний мир. У них все под контролем. Они дышат пупком и готовы стать опорой новой, поствирусной, цивилизации.
Самые жесткие меры, однако, воины света готовы применять к тем, кто ставит карантинные мероприятия под вопрос — или вовсе отказывается им подчиняться. Безусловно: ничего эффективнее самоизоляции в борьбе с текущей пандемией пока не придумано, нравится нам это или нет. Устраивать подпольные вечеринки и хлопать по плечу каждого встречного, по крайней мере, безответственно. Однако градус возмущения доходит уже до пожеланий нарушителям ультимативной расправы: смертной казни. «Те, кто выходит из дома без особой надобности, пусть сразу подписывают добровольный письменный отказ от интубирования в случае, если оно им понадобится», — пишет в комментариях на Фейсбуке немецкоязычная пользовательница.
Похоже, дело не только в том, что бесцельно бродящий по улицам индивид может стать транспортом для вируса, — но и в том, что он ставит себя вне коллективного духовного порыва и тем самым угрожает срывом отпущению грехов. Куда пошел?! Сейчас лебеди обратно уплывут!
Ограничить собственные контакты и передвижения — решение не похвальное, а попросту разумное, если вы можете себе его позволить экономически и психически. Гордиться тут нечем — нужно просто исполнять (и желательно без трансляций в YouTube, если вы не Кирилл Серебренников).
Но обосновавшихся на диване воинов света хочется попросить: заткните на мгновение фонтан вашего хюгге. Пока вы вожделеете возвращения лебедей на венецианские каналы, сотни тысяч беженцев не могут вернуться никуда, в домах престарелых сходит с ума взаперти та самая «группа риска», а в однокомнатных квартирах на рабочих окраинах набухают цветами побежалости пьяные драки и самоубийства.
Эти неприятные моменты мешают создавать уют в том масштабе, в котором хотелось бы адептам позитива, — но что делать. Эта планета никогда не была особенно уютным местом.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244858Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246419Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413015Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419505Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420174Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422827Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423583Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428752Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428890Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429544