1 апреля 2020Общество
189

Коронавирус — это зумер

Два варианта одного текста, написанные с разницей в два дня Анастасией Усачевой

текст: Анастасия Усачева
Detailed_picture© Getty Images

Пандемия работает как машина разлучения. Среди тех, кого она, по сообщениям экспертов, разлучает еще стремительнее, чем прежде, — зумеры и бумеры. Вот здесь можно почитать, например, об известном в Твиттере макабрическом меме Boomer Remover, как называют коронавирус некоторые молодые люди.

Редакция решила узнать про эти материи побольше и заказала текст о пандемии глазами юных одному из авторов «Словаря зумеров», опубликованного на Кольте в декабре, — Насте Усачевой.

В начале прошлой недели Настя прислала первый вариант текста, который показался редакции слишком назывным, слишком в режиме «моно». Редакция предложила его переработать и через пару дней получила совершенно новый, сделанный в другой тональности и приходящий к иным выводам.

Редакция немного подумала и пришла к неочевидному выводу: оба варианта лучше всего работают в паре. Поэтому мы пошли на эксперимент — и предлагаем вам почитать две версии текста на одну тему, написанные одним автором с разрывом в несколько суток. То есть мы предлагаем взглянуть на отношение зумеров к пандемии более стереоскопически.

Излишне напоминать, что редакция совсем не обязательно разделяет мнения и формулировки авторов и предоставляет читателям возможность составить обо всем собственное суждение.

Вариант 1 (22 марта)

С самого начала эпидемии складывалось ощущение чудовищной несправедливости. Коронавирус буллят и шеймят вдоль и поперек, и никому его даже не жалко. Возможно, во мне говорит поколенческая солидарность, но вглядитесь: коронавирус — обычный обиженный зумер-максималист, который нашел способ поставить своих обидчиков на место. Создается впечатление, будто зумеры всю жизнь к этому коронакризису и готовились.

Во-первых, мир вынужденно пришел к максимально зумерской практике — самоизоляции. Каждый теперь может понять того самого подростка, который живет в своей комнате, играет в игры и смотрит сериалы.

Но эпидемия разобщает только физически — морально же она сплачивает сообщества. В офлайне происходит невероятное: соседи по балконам знакомятся, играют и даже поют вместе. Ну а какое потрясение пережил диджитал! Логичным образом в соцсетях в разы активнее стали приблизительно все: и блогеры, от скуки устраивающие прямые трансляции, и родители в чатах в Вотсапе, распространяющие неуправляемую панику, и бренды, у которых не осталось других каналов коммуникации в принципе.

Во-вторых, карантин борется с ненавистным зумерам капитализмом. Дело ведь даже не в общем экономическом кризисе, а в том, что культура потребления в условиях изоляции теряет всякую ценность. Ну зачем человеку кроссовки за сумасшедшие деньги, если в них не прогуляться до Цветного, не пощеголять на учебе, работе или тусовке?

Параллельно с капитализмом в целом наш разъяренный вирус рушит рынок углеводородов. Да, возможно, он немного перебарщивает. Но поймите: его соратники, зумеры из кожи и плоти, уже устали просить крупные корпорации перестать добывать нефть и загрязнять нашу планету. Да, он пошел на крайние меры. Но опять же: давайте отнесемся с пониманием к его максимализму.

Еще один элемент, выдающий в вирусе типичного представителя молодого поколения, — это, конечно, его недоброжелательность к старикам. Кем еще может являться вирус, который в целом спокойно переносится молодежью, но наносит непоправимый урон людям пожилого возраста? При этом он же сам их не убивает, а лишь ослабляет организм до такой степени, что дает возможность «добить» несчастного бумера его хроническим заболеваниям. Поистине зумерская циничность. Увы, с новым поколением вы либо находите общий язык и сотрудничаете, либо ваше время прошло.

Эпидемия высвобождает всех наших внутренних демонов: мы ненавидим в других то, что не можем принять в себе. Мы же терпеть не можем морализаторство и культуру «told you so», однако в глубине души мечтаем рано или поздно сами это сказать. Коронавирус в этом смысле совершил самое ироничное «told you so» в истории. Бумеры, ну разве непонятно Билл Гейтс сказал в 2015 году, что мы не готовы к новой вспышке эпидемии? Да он же даже предположил, что в следующий раз зараженные люди смогут чувствовать себя достаточно хорошо, чтобы свободно передвигаться. Ну куда весь мир слушал в этот момент?

Самое ироничное в этом всем — это, конечно, та истерия, которую вирус спровоцировал. Разве можно было более наглядно показать, что у старшего поколения бе ды с ба шкой не менее серьезные, чем у нас? Мы чудовищно тревожны, мы ходим к психотерапевтам и пьем антидепрессанты, но нам в голову не могло прийти устраивать такую панику. Возможно, наша мышца тревожности настолько развита, что очередные потрясения переживаются уже обыденно. В это время дзен-бумеры просто превращаются в комок нервов, инстинктивно закапываясь в песок с парой упаковок риса. Правда, коронакризис затроллил даже своих братьев по разуму: грешным делом, и мы заглянули в магазин и непринужденно прихватили круп и консервов.

Этот вирус — биологическая материализация «ТикТока»: у него нет ни смысла, ни совести, только непреодолимое желание распространяться на забаву зумерам. Цинично, но мы же даже не замечаем массовой гибели людей. Медиавосприятие подростком этой эпидемии начинается и тут же заканчивается мемами.

Невозможно думать о смертях, когда Карди Би визжит «коронавайрус» под бит, а итальянец на карантине делает «чин-чин» с зеркалом. Не все наши мемы об эпидемии чисто развлекательные: например, один очень популярный хомяк в «ТикТоке» учит пользователей мыть руки и чихать в очень маленькую салфеточку.

Хуже всего то, чем может обернуться эта изоляция. Зумерская мантра — безопасность. Коронавирус ратифицировал эту грамоту и постановил: закрыть границы, измерять температуру, закрыть учреждения, запретить массовые мероприятия, всем быть дома. Каков соблазн так все и оставить! Но это уже слишком. Не знаю, безопасно ли это, но безобразно — точно.

Вариант 2 (24 марта)

Происходящее в мире сложно описать. Но мы можем хотя бы попытаться понять, как эпидемию переживает (мое) молодое поколение.

Ключ к зумерскому взгляду на ситуацию — это понимание их медиаполя, где главной коммуникативной единицей является мем: коронавирус стал очередным наполнителем для мем-шаблонов.

Мем — это образовательный вид сообщения, который вторично обрабатывает информацию, упрощает ее, кодирует в легко усваиваемый формат и молниеносно передает: зумер прочитал одну статью про профилактику вируса, а потом лента преподнесла ему десяток мемов о том же. Многократный повтор выливается в сильную убежденность в своей экспертности, а соотношение 1 к 10 в пропорции новость/мем приводит к утрате зумером понимания необходимости самой реальности.

Обычный человек убежден в существовании материального мира и истинных фактов, которые он пытается познать через медиа. Зумер же уверен в существовании медиамира, который постигаем через мемы.

Удел бумеров — все еще пытаться увязать реальность с медиаотражением, жертвуя при этом логикой и здравым смыслом (например, в форме конспирологии). Но у этого поколения даже не рождаются конспирологические теории о коронавирусе.

Восприятие зумеров не нацелено на конструирование истинной реальности вовсе. Дело обстоит так же, как и с постиронией: поколение спускается по ступеням потери связи с действительностью к симулякрам. Сказать, что у них другое понимание реальности, будет огрублением, потому что называть их мир реальностью в старом понимании вообще некорректно. Для них средой обитания являются медиа. Медиамир — это максимальный уровень реальности у зумеров.

Из этого следует дискриминационный «-изм» нового поколения — по аналогии с сексизмом и эйджизмом. Так формируются предубеждения по отношению к людям с другой структурой медиапотребления. Этот «-изм» глубинно и почти неосознанно влияет на суждения об окружающих. И коронавирус дает это понять.

До того как эпидемия дошла до России, индивидуально подстроенная зумерская лента уже принесла им всю необходимую информацию. Важно: они даже не искали ее. Просто в еженедельных подкастах появились вирусологи и медики, которые все разложили по полочкам. Когда стала очевидна ценность этой информации, зумеры сразу понесли ее своему родному старшему поколению. Мотивом послужил тот самый «-изм»: «они ж смотрят свой телевизор, где то говорят, что маски помогают не заразиться, а то и вовсе — что вирус вырастили американцы: им точно нужна моя правильная информация». Это убеждение строится именно на представлении о медиапотреблении: зумер исходит из осколков информации о параллельном дискурсе, а не о том, какие у родных бумеров образование, характер, опыт и личность. Они представляются неспособными на собственное суждение. Получается, что зумеры-контролфрики заранее охватили верное медиаполе и поделились его жизненно важными элементами с близкими сердцу бумерами.

Параллельно с обучением членов семьи молодежь взяла на себя ответственность за медиапросвещение другого класса бумеров — преподавателей. Повсеместное введение систем удаленного обучения объективно показало беспомощность перед технологиями большинства учителей, что с радостью восприняли зумеры. Во-первых, это их шанс продемонстрировать свои недооцененные умения и по-настоящему помочь. Во-вторых, разумеется, это момент ощущения собственного превосходства.

Ситуация вынудила всех обратиться к самой зумерской практике — изоляции. Как иначе охарактеризовать ситуацию, когда человек не сильно и беспокоится о том, как выжить, но в интернете ему уже рассказали, чем заняться, и дали промокод. Если раньше зумер-интроверт постоянно сталкивался с осуждением, то теперь его сидение дома получило не только социальное одобрение, но даже налет высоконравственности. Он сразу из изгоев общества перепрыгнул в лучшие его представители. Тут трудно определить основной мотив изоляции: ответственность, чванство или лень. Интересно, сколько зумеров занялось бы самопожертвованием, если бы для этого нужно было не дома сидеть, а заниматься чем-то более деятельным? Кажется, что меньше.

Куда значительнее то, что зумеры оказались взаперти со своими собственными бумерами, с которыми всего сложнее было пообщаться по душам. Заключенными в одной квартире оказались разные миры, разные медиаполя, разные люди. Они получили ту редкую возможность действительно познакомиться, которая может обернуться как улучшением взаимопонимания, так и эмоциональным выгоранием.

Раньше подросток бежал из дома — либо физически, либо виртуально, — потому что семья не воспринималась как место, где могут научить чему-то важному или дать совет. Входная дверь закрылась. У зумера осталось два варианта: погрузиться с головой в онлайн-мир или начать систематическое общение с сожителями. Конечно, кто-то выберет первую опцию, но остальные, еще дышащие желанием материального офлайн-существования, познакомятся с родителями. Возможно, при столкновении с реальностью исчезнет и тот самый «-изм». Странным образом изоляция способствует сближению.

Улучшение экологической ситуации из-за остановки работы заводов и отмены авиаперелетов, уменьшение оборота наличных денег, процветание социальных сетей и интернета в целом, возможность сидеть дома и избавление мира от ворчащих бумеров — коронавирус будто исполнил все самые сокровенные мечты молодого поколения. У них создается впечатление, будто они всю жизнь готовились именно к этой эпидемии.

Но основное отличие этого явления от мечты — незавершенность. Если бы эпидемия обладала всем очевидной конечностью, разумеется, это была бы мечта. Как в детстве: ты заболел и на пару дней остаешься дома, где весь мир перестраивается под тебя, а после ты встраиваешься в стандартный режим. Сейчас не детство, а эпидемия — не грипп на пару дней. Гедонистическая мечта должна быть завершенной, но эпидемия даже близко не выглядит таковой. В ней, по сути, больше эсхатологических и инфернальных мотивов, а мучения бесконечностью свойственны только аду.

То ли от радости свалившейся якобы мечты, то ли от осознания ее амбивалентности, то ли от изоляции или даже от переизбытка диджитала мысли зумера сводит в судорогах. Это все еще не страх. Страха как осознанной реакции здесь нет. Но есть, например, внезапное осознание смерти. Парадоксально его медиаполе об этом молчит, но в голове — два плюс два: эти вымирающие ворчливые бумеры — это твои родственники. Очень нестандартный способ осмысления смерти: не от медиашума, а от нахождения в одном помещении с людьми, которым смерть угрожает.

Другое проявление этих мыслительных судорог на фоне изоляции — разговоры с родителями о кризисах, которые они пережили. У зумеров это первый, а они пришли на экзамен не то чтобы неподготовленными, а вообще случайно. Вот и стоят у аудитории и спрашивают у всех вышедших: «А там как? Сложно?»


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249404
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416049
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420362
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425597
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426941