27 января 2021Общество
182

Открытые письма детей — актеров театра Юлии Цветковой «Мерак» и их родителей

Молодежный театр «Мерак» Юлии Цветковой в Комсомольске-на-Амуре был фактически уничтожен властями после спектакля «Голубые и розовые». Актеры театра и их родители обращаются сегодня к администрации города и полиции

 
Detailed_picture© Анна Ходырева

Молодежный театр «Мерак», который организовала художница и режиссер Юлия Цветкова в Комсомольске-на-Амуре, подвергался многочисленным репрессиям со стороны властей за спектакль «Голубые и розовые». Дети — актеры театра пережили тяжелый опыт допросов и буллинга, театр фактически уничтожен. Подробнее о том, как была организована кампания против театра, вы можете прочитать вот здесь.

COLTA.RU публикует сегодня два открытых письма, которые написали бывшие актеры театра и их родители. Почему под ними нет конкретных фамилий, объясняет Анна Ходырева, мать Юлии Цветковой и руководитель театральной студии, при которой был организован «Мерак».

Открытое письмо-обращение актеров и актрис молодежного активистского театра-балагана «Мерак» к полиции, администрации и отделу культуры города Комсомольска-на-Амуре

В этом письме мы хотим объяснить правоохранительным органам, администрации и отделу культуры города Комсомольска-на-Амуре, что такое театр как одна из форм искусства, чем был театр «Мерак» и почему мы, его актеры и актрисы, просим принести нам публичные извинения за разрушение нашего театра, который мы создали сами, без поддержки государства.

Театр — очень сильный механизм для продвижения идей в мир, потому что он работает без рамок, он нацелен на широкую аудиторию. В театре люди узнают что-то новое. Устройство театра — сложное. Понять это можно, играя в нем. Сила театра в том, что все в этом месте могут быть разными и равными. В театре люди объединяются, чтобы донести мысль до публики, при этом все актеры и актрисы выражают ее по-своему.

Театр — это место для обсуждения актуальных тем и создания спектакля/перформанса на эти темы. Поэтому театр должен быть безопасным пространством, где каждый человек чувствует себя творчески комфортно. В театре людей не осуждают, пытаются понять и принимают такими, какие они есть.

В театре «Мерак» мы поднимали актуальные для нас и для всего мира темы. Мы говорили про буллинг, культуру агрессии и насилия, неравенство, гендерные стереотипы и т.д. Это проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день и хотим их решить.

В нашей стране жесткая цензура. Но в нашем театре мы показывали, что нет таких тем, на которые нельзя говорить с детьми до 18 лет. Детям нужны вопросы, которые их будут волновать, сподвигать их на обдумывание и изучение. Только гласность приводит к решению проблем.

Наш театр с самого начала был местом нестандартного мышления, где все могли свободно выражать свои мысли. Мы коллективно создавали спектакли. Режиссер в «Мераке» разговаривает с актерами и актрисами, дает импульсы и больше даже советует, чем руководит.

К сожалению, отдел культуры по делам молодежи, полиция и ФСБ увидели угрозу в созданном нами спектакле «Голубые и розовые» и стали приплетать к нему темы, которых в нем не было. Мы связываем такие действия с низким уровнем толерантности не только в нашем городе, но и во всей стране, а также с тем, что правоохранительные органы даже не посмотрели «Голубых и розовых».

Наш спектакль и показ на фестивале «Цвет шафрана» отменили из-за сочетания цветов. Голубой и розовый ассоциируются в полиции Комсомольска-на-Амуре с чем-то нехорошим. Из-за этого нас допрашивали, вызывали в администрацию, нам задавали странные и глупые вопросы, наши ответы были неважны. Мы видим в этом нарушение нашего конституционного права на защиту достоинства личности (статья 21 Конституции РФ).

На наших глазах все рушилось. Поэтому некоторые из нас ушли из «Мерака». Мы пережили «качания» в нашей команде, а также травлю и кибербуллинг, от которых органы власти нас не защитили. Но эта история сплотила нас и сделала сильнее.

Мы не отказываемся от нашей гражданской позиции и видим в действиях администрации и полиции города страх перед чем-то новым и непонятным, перед тем, что противоречит их взглядам и моральным принципам, которые для них уже устоялись.

Мы знаем, что в нашей стране устарелая система образования. Она основана на патриархальной мысли и на гендерном неравенстве. Но молодежный активистский театр «Мерак» был для нас прогрессивным местом. Наши постановки были посвящены в том числе системе образования в России («Сказки сказочные — сказки реальные»). Мы критически относимся к романтизации войны и культуре насилия, к чрезмерной цензуре детского и молодежного творчества. Мы многого добились за год существования театра, выступали на площадках Драматического театра и театра «КнАМ». Мы участвовали в создании культуры Комсомольска-на-Амуре.

Мы разочарованы в отделе культуры Хабаровского края, который нас не поддержал, а наоборот, пытался пресечь самовыражение в искусстве на примере театра «Мерак».

Мы просим администрацию и отдел культуры города Комсомольска-на-Амуре, сотрудников полиции принести публичные извинения нам, актерам и актрисам театра «Мерак», за неправильное понимание и обесценивание нашего спектакля «Голубые и розовые». В течение 2019 и 2020 годов происходили события, которые мы считаем неприемлемыми и противоречащими Конвенции о правах ребенка. Во время допросов на нас оказывалось давление, с нашей работой не ознакомились. По отношению к нам были совершены действия, которые нарушают наши права, сформулированные в следующих ее статьях:

1) защита ребенка от всех форм дискриминации на основе выражаемых взглядов и деятельности (статья 2);

2) право свободно выражать свои взгляды по вопросам, которые нас затрагивают (статья 12.1), в форме спектакля (статья 13.1).;

3) право на мирные встречи (статья 15.1);

4) право на образование и развитие личности и ее свобод, а также подготовку к сознательной жизни в условиях равноправия и уважения (статья 29.1a, b, d, e);

5) право на участие в культурной жизни (статья 31.1 и 2).

Мы верим, что в администрации, полиции, отделе культуры Комсомольска-на-Амуре есть сотрудники и сотрудницы, способные принести нам извинения — для того, чтобы после нашего случая уже существующие и возникающие свободные молодежные театры не теряли уверенности в себе и не боялись создавать искусство, в котором нуждается наша страна.

В будущем мы призываем правоохранительные органы РФ c чуткостью относиться к молодежным театрам и не нарушать Конвенцию о правах ребенка и Конституцию РФ, уметь приносить извинения за сделанные в работе ошибки.

С уважением,
актеры и актрисы молодежного активистского театра-балагана «Мерак»

Открытое письмо-обращение родителей актеров молодежного активистского театра-балагана «Мерак» к полиции и администрации г. Комсомольска-на-Амуре

Студия Анны Ходыревой и основанный ее дочерью Юлией Цветковой молодежный активистский театр-балаган «Мерак» — это уникальная часть культуры Комсомольска-на-Амуре. Мы возмущены, что отдел культуры не выступил в защиту «Мерака». Мы возмущены, что полиция и администрация города способствовали травле и кибербуллингу наших детей и лучших педагогов города. Мы возмущены, что полиция и администрация города противостояли дельнейшей работе театра.

Активистский театр нужен Комсомольску-на-Амуре, чтобы поднимать остросоциальные темы. Театр «Мерак», в котором наши дети не просто играли, а сами развивали волнующие их темы так, как они их чувствовали, — это современный театр. В своих спектаклях наши дети, актеры «Мерака», поднимали вопросы гендерного неравенства (спектакль «Голубые и розовые»), были заняты проблемами в системе образования и воспитания («Сказки сказочные — сказки реальные»), делали постановки на антивоенные темы, выступали против насилия («Благослови Господа и амуницию его»).

К сожалению, активистское творчество наших детей преследуется и подвергается жесткой цензуре в нашем городе. Неверно был интерпретирован и спектакль «Голубые и розовые». Мы, родители и одновременно зрители, хотим объяснить, о чем была эта постановка. Она о ценности любого человека вне зависимости от его пола, убеждений, возраста и т.д. Это спектакль о жизни, которую видят наши дети в школах, детских садах, дома и на улице. Мы не понимаем, что запретного и не соответствующего возрасту наших детей нашли в спектакле администрация и полиция.

Произошедшее с нашими детьми заставляет нас сильно беспокоиться за то, как полиция и администрация Комсомольска-на-Амуре относятся к их праву на образование и на доступ к культуре (см. статьи 28–31 Конвенции о правах ребенка). «Мерак» был для наших детей частью их творческого и гражданского образования так же, как школа или детский сад. Это было место для их личностного развития, где они учились принятию, уважению к правам и свободам человека. Занимаясь театром, они готовились к сознательной жизни в свободном обществе с такими важными ценностями, как терпимость, взаимоуважение, гендерное равноправие и забота друг о друге.

Мы считаем, что это право (см. статью 29а, b, d, e Конвенции о правах ребенка) было у них отнято, когда театр «Мерак» под давлением полиции, администрации и отдела культуры по делам молодежи Комсомольска-на-Амуре вынужден был закрыться. Было не учтено право детей на свободное выражение своего мнения в форме произведений искусства (статья 13 пункт 1 Конвенции о правах ребенка).

Мы также возмущены, что отдел культуры и администрация города не отреагировали на официальное письмо от Ассоциации театральных критиков России, где говорится, что театральная работа Юлии Цветковой и актеров «Мерака» обладает художественной, просветительской и социальной значимостью.

Мы, родители актеров молодежного активистского театра-балагана «Мерак», просим сотрудников полиции и ФСБ, проводивших допросы наших детей без предварительного разъяснения их процессуальных прав (статья 191 пункт 2 УПК РФ) и без применения видеозаписи в ходе следственных следствий (статья 191 пункт 5 УПК РФ), администрацию и отдел культуры по делам молодежи принести публичные извинения актерам «Мерака», их родителям, режиссеру театра Юлии Цветковой, администратору Анне Ходыревой за неверную интерпретацию спектакля и за то, что они тем самым способствовали травле наших детей в городе и в интернет-пространстве, за давление, оказываемое на детей во время допроса, психологическое насилие и умаление их личностей (статья 21 Конституции РФ).

Здесь должны были бы стоять наши имена, но мы не можем их указать, потому что мы пишем это письмо в экстремальных условиях.

Обращение подписали 12 семей.

Анна Ходырева, руководитель театральной студии, при которой работал «Мерак», мать Юлии Цветковой

Когда Ассоциация театральных критиков назвала Юлю Цветкову «человеком года», мы с родителями и детьми решили, что теперь мы можем попросить извинений хотя бы перед детьми за все слезы и страхи, которые они пережили. Письма нам помогла собрать Кира Шмырева. За каждой фразой этих писем стоят конкретные люди, доказательства у нас есть.

Почему эти письма не подписаны? Потому что дети до сих пор находятся под пристальным вниманием полиции, и этому тоже есть доказательства. Вот как родители ответили нам на вопрос, почему они не ставят свои подписи публично. Я могу сказать, что до сих пор каждый из них находится в опасности:

«Властные структуры запретили мне давать интервью, “иначе мне будет плохо”».

«Я работаю в бюджетном учреждении и опасаюсь нападок со стороны администрации города».

«Моего ребенка и всю нашу семью травили и угрожали нашей безопасности. Мы боимся до сих пор».

«Моего ребенка допрашивали без моего присутствия. Мы боимся, что нас снова начнут допрашивать».

«Трое взрослых, психолог и двое полицейских, давили на моего ребенка. Я боюсь за его психическое здоровье».

«Нам звонили домой из ФСБ каждые полчаса и проверяли, не пошел ли наш сын в театр. Я боюсь до сих пор за своего ребенка каждый день».

«Силовики приходили в школу моего ребенка. Нам не у кого в этом городе просить защиты».

«Я боюсь, что мой ребенок не сможет поступить в тот вуз, куда он хочет, а хочет он быть полицейским».

«Мой ребенок опасается, что у меня могут быть неприятности на работе».

«Я боюсь потерять работу».

«Я боюсь, что мой муж может потерять работу».

«Я знаю, что одному папе из-за истории с театром пришлось уволиться с работы, и я боюсь потерять свою».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244864
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246428
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413020
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419511
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423588
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428896
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429549