Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244813Михаил Лобанов — преподаватель мехмата МГУ, университетский и профсоюзный активист. Организатор и участник множества инициатив в поддержку студентов и преподавателей, сам не раз избегавший увольнения только благодаря коллективным кампаниям в свою защиту. В последнее время Михаил стал одним из известных критиков одиозного закона о просветительской деятельности, принятого Госдумой в середине марта. Кирилл Медведев расспросил Михаила о том, как власть пришла к такому закону, а общество — к необходимости ему противостоять.
— Ты связан с МГУ уже почти 20 лет. Что происходило за это время с академическими свободами и студенческим самоуправлением?
— Если много думать об этой динамике с начала 90-х, то с ужасом осознаешь, с чего мы начали и где оказались. Буду говорить о том, что наблюдал своими глазами — за 15 лет.
Еще студентом я застал то время, когда на внутриуниверситетских мероприятиях ректор Виктор Садовничий выступал в весьма боевом духе. «Пока я ректор, в МГУ не будет ЕГЭ!» Это вызывало уважение коллектива, аплодисменты — оппозиционность ценилась высоко, пусть она и не особенно опиралась на активность самих сотрудников и студентов. В 90-х и начале нулевых Садовничий действительно имел довольно большой политический вес. Он объединял вокруг себя многих руководителей других вузов через структуры Российского союза ректоров. Часто позволял себе публично оппонировать правительству.
Тогда, в 90-е, активная позиция Садовничего и парламентская оппозиция в лице КПРФ сильно помогали университету. В условиях тотального недофинансирования образования и науки МГУ доставалось заметно больше ресурсов, чем другим вузам.
Ну и формальный уровень академических свобод был тогда максимальным. Это касается и отношений университета с государством, и отношений факультетов с ректоратом. Ректор избирался конференцией МГУ, а деканы — учеными советами факультетов.
— Прямо золотые 90-е, эпоха свободы и демократии?
— Ну, реального самоуправления преподавателей или студентов, конечно, не было. Не было никакой конкуренции, кроме как на выборах ректора в 1992 году. Однако уже просто само наличие этих выборов играло свою роль. Влияние заведующих кафедрами и лабораториями, администрации факультетов и подразделений было куда больше, чем сейчас. В условиях многослойной системы управления МГУ это приводило к тому, что руководство вынуждено было учитывать общественное мнение, мнение внутри коллектива.
В нулевые годы ректорская фронда, не опирающаяся на реальную активность снизу, постепенно сошла на нет. Регулярно возникали слухи — иногда они рождались в ректорате, а иногда реально прилетали из Думы или правительства, — что некогда самостоятельного ректора вот-вот снимут. Эти слухи активно использовались университетскими управленцами. Если кто-то начинал открыто настаивать на обсуждениях внутри университета, то сразу заводили песню: мол, сейчас мы должны сплотиться вокруг ректора, иначе его снимут — и тогда всему конец.
— Но ректор пережил все эти потрясения?
— Да, федеральные власти решили его не снимать. Выбрали другой метод — инкорпорировать университетскую верхушку в политическую элиту страны, которая в нулевых становилась все более монолитной. Виктор Садовничий стал функционером «Единой России», возросли его личные доходы. Риторика поменялась на абсолютно лояльную. В 2009 году ему исполнилось 70 лет, и в силу ограничений в Трудовом кодексе он должен был уйти с поста ректора. Но произошел своеобразный размен. Был принят закон «Об МГУ и СПбГУ», который лишил эти вузы права выбирать руководителей, но дал ректору возможность находиться на своем посту вплоть до 80 лет. А в конце 2019 года ограничения по возрасту были вообще сняты.
МГУ потерял автономию, вслед за ним статуса отдельных юридических лиц и права выбирать деканов лишились факультеты. В общем, на протяжении десятых годов происходило перераспределение власти в пользу ректората. А из-за неэффективной системы управления МГУ это перераспределение плохо влияло на коллектив, на качество управленческих решений. А в итоге — и на имидж университета и положение дел.
— Как реагировало студенческое сообщество?
— Если академические свободы постепенно сворачивались, то запрос на самоуправление в последние 10 лет возрастал.
Запрос этот я видел сам со второй половины нулевых. За предыдущие 15 лет был накоплен большой опыт, он так или иначе передался новым поколениям студентов. В итоге изменились даже официальные студенческие организации. Администрация под давлением снизу ввела выборные студенческие советы, рассчитывая, что они станут очередной декоративной структурой. А они стали полем борьбы между карьеристами и активными студентами.
Серьезный вклад во все эти положительные изменения, я считаю, внесла наша Инициативная группа МГУ — неформальное горизонтальное сообщество студентов, выпускников и сотрудников.
За 10 лет мы провели множество кампаний: от бытовых тем — правила прохода в общежития, сохранение нормальных столовых — до защиты территории МГУ и Воробьевых гор от коммерческой застройки. Одна из последних кампаний — в поддержку редакторов журнала DOXA. Также постоянно выступаем за демократизацию системы управления университетом — передачу полномочий коллективным органам управления, то есть ученым советам, и за реальную выборность этих органов.
Профсоюз «Университетская солидарность», появившийся в конце 2013 года, борется за повышение окладов всем категориям сотрудников. Дважды отстояли подразделения университета от ликвидации, защищали отдельных сотрудников от увольнения. Кстати, «Университетская солидарность» в Екатеринбургской консерватории ведет сейчас борьбу за увольнение ректора. Профсоюзники обвиняют его в дискриминации работников и в развале учебного процесса.
— Ты несколько лет занимался студенческим киноклубом. Насколько гладко проходило согласование с университетским начальством и существуют ли подобные проекты в университете сегодня?
— Да, мы с командой организовали киноклуб в общежитиях Главного здания МГУ в 2007 году, и я несколько лет участвовал в этом проекте. К нам приходили разные знаменитости — Гай Германика, Михалков, Шахназаров, Учитель. Возникали интересные дискуссии, о политике в том числе. Конечно, трудности бывали и тогда. Приходилось выцарапывать у бюрократии разрешения, пропуска. Однако проблемы решались. Этот киноклуб, насколько я знаю, существует и сейчас, на время пандемии он перебрался в онлайн.
Конечно, подобные инициативы, связанные с просвещением, возникают в МГУ постоянно. Иногда они живут несколько месяцев, а иногда остаются в университете на десятилетия. В десятые годы был настоящий бум разных проектов, неформальных лекций, кружков, мастер-классов. Да, администрация последние 10 лет старается закручивать гайки, мероприятия стало сложнее согласовывать, но инициативные студенты и сотрудники не опускают руки.
— В чем, по-твоему, главная угроза закона о просветительской деятельности?
— Главная угроза — в том, что голоса «Единой России» дали правительству право регулировать просветительскую деятельность по своему произволу. К чему это приведет, еще только предстоит узнать. Проект положения о регулировании просветительской деятельности в учреждениях образования, науки и культуры — это пробный шар. Если правительство примет его в предложенном варианте, то будет убита большая часть просветительских проектов в школах, вузах, библиотеках, музеях... Это серьезные бюрократические препятствия для мероприятий за пределами учебных программ, студенты и сотрудники просто их не преодолеют. Инициатива и энтузиазм разобьются об административный заслон. От людей, которые придут рассказать что-то интересное в образовательные организации или учреждения культуры, будут требовать соответствия тем же требованиям, что и для штатных педагогов. Справка о несудимости, медицинская справка... Ради одной лекции никто не станет с этим заморачиваться. Кроме того, для любого мероприятия, мастер-класса или семинара будет требоваться договор.
Если мы сейчас не заступимся за вузы, школы, библиотеки и музеи, то завтра подобным образом зажмут просветительскую деятельность на независимых площадках и в интернете. Поправки в закон «Об образовании», которые внесли зимой, вполне это позволяют.
— Как шла кампания против закона?
— Кампания в защиту просвещения развернулась широкая. К сожалению, все происходит на фоне пандемии, запретов собраний и митингов. Поэтому активность в основном в интернете, но для научно-образовательной сферы она беспрецедентно высока. Петицию против поправок о просветительской деятельности подписали 250 тысяч человек. Проект положения получил уже более 25 тысяч дизлайков на официальном правительственном портале. Против ужесточения и регулирования высказались многие известные институции и просветители.
— Например, приглашение людей из-за границы надо будет четко оговаривать с руководством. Насколько это изменит соотношение власти между преподавателями и начальством?
— Регулирование международных контактов тоже прописано в принятых поправках к закону «Об образовании». Но, чтобы понять, как именно закрутят гайки, нужно дождаться публикации проекта соответствующего подзаконного акта. Многое будет зависеть от реакции общества, готовности коллективно выражать несогласие.
— Можно ли представить, что принятие закона повлечет развитие альтернативных форм научной и культурной жизни, появится ли «гаражная» наука?
— Да, реализация закона, если его не удастся принципиально переделать, вызовет отток проектов на независимые площадки и в подполье. Это может казаться романтичным, но приведет к тому, что просветительских мероприятий будет сильно меньше, упадет их посещаемость.
— Помимо МГУ ты много занимаешься районными проблемами. Как бы ты объяснил вред этого закона для жителей района, далеких от сферы образования?
— Многие важные просветительские мероприятия проходят в районных библиотеках и местных музеях, в парках культуры и отдыха. Это прямой удар по интересам жителей, особенно активных жителей, энтузиастов. Больше нельзя будет на официальной площадке запросто провести какой-нибудь семинар по экологии или мастер-класс о том, как добиться качественного капитального ремонта в доме. Да что там ремонт, даже провести кружок по шахматам будет во много раз сложнее. В школах станет гораздо меньше просветительских мероприятий, что ударит по качеству образования детей, их мотивации, их вовлеченности в процесс. В эти дни, когда мы все переживаем шок от массового убийства в казанской школе, все эти проблемы особенно очевидны.
Такое впечатление, что власти просто не понимают, не чувствуют, чем живет и как развивается общество. Они бешено гоняются за оппозиционными политиками, а параллельно строят козни и тем, кого интересует даже не политика как таковая, а возможность что-то организовывать — себе в удовольствие и другим на пользу. А ведь таких людей много, это постоянно растущий вопреки всему сегмент, в котором высока ценность волонтерства, локальных инициатив, самоорганизованного обучения, просветительства. Вместо того чтобы поддержать этих людей и эти ценности, власти фактически давят их, вытесняя в нелегальное поле.
— Как, по-твоему, должно соотноситься школьное и внешкольное образование?
— Школы должны предоставлять всем детям максимум бесплатных возможностей — самые разные кружки, олимпиадные практикумы, секции. Их преподаватели должны быть в контакте со школьными учителями основных предметов. Денег на такие вещи жалеть нельзя. Плюс, конечно, разнообразные мероприятия и площадки за пределами школы. Это способ расширять кругозор детей. Соотношение будет разным для разных детей, это естественно. Но важно дать возможности и стараться мотивировать интерес, а дети и родители сами выберут подходящие для себя формы.
— Какие на самом деле нужны законы, чтобы развивать науку и образование?
— Важны две вещи — массированная поддержка образования плюс высокая степень автономии, отсутствие идеологического и жесткого бюрократического давления. По-моему, это программа здравого смысла для всех, кому важно развитие страны, вне зависимости от политических взглядов. Удивительно, что мы сейчас идем в прямо противоположную сторону — все меньше финансирования и все больше грубого контроля.
Нужно остановить на время поток идущих сверху реформ. Увеличить постепенно число преподавателей, снижая нагрузку без уменьшения зарплаты. Дать возможность каждому развиваться в своей области. Защитить преподавателей на уровне закона от произвола, создать нормативные условия для школьного и университетского самоуправления. Стимулировать рост независимых профсоюзов и ассоциаций. Это возродит творческий поиск, профессиональные дискуссии. А лучший опыт образования должен получать поддержку и распространяться на всю страну.
— Как можно выступить против этого закона сейчас?
— 16 мая в 14:00 у входа в Главное здание МГУ мы проведем уличное мероприятие в защиту просвещения и просветителей. Оно пройдет в формате встречи с депутатом Госдумы Валерием Рашкиным. Это очень важный момент — важно, чтобы нас было много. Власти могут делать вид, что не замечают голосов в интернете, но людей, которые вместе выходят на улицу, они точно слышат.
Кроме того, стоит выступать с коллективными заявлениями, делать публикации, внимательно следить, какой вариант в итоге примет правительство. В общем, продолжать давление.
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244813Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246374Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202412975Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419464Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420133Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422791Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423546Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428713Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428855Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429515