7 апреля 2014Общество
196

Настоящий мужчина

Евгения Пищикова о русском мужчине как таковом

текст: Евгения Пищикова
Detailed_picture© Colta.ru

Так случилось, что надо было совершить доброе дело: написать об обиде, нанесенной безвинному персонажу, — с тем, чтобы публичность помогла в деле восстановления справедливости. Дело с самого начала представилось гиблым.

Если даже не брать в расчет, что действенность прессы (особенно сейчас) есть чистая случайность и вообще выгоднее вышибать общественную слезу на Фейсбуке, — и сам конфликт давал мало простора для создания масштабного полотна: бытовой, отягощенный кучей семейных несправедливостей и килограммом-другим судебных бумаг. Жена выгнала мужа из квартиры, поменяла дверь, нашла сочувствие в местном отделении полиции, обижает, не отдает документы. Группе поддержки рассказывает, что никаких мужниных документов в квартире и не было. Три месяца мужик живет в машине со своей собакой, таксой. Таксу жена тоже выгнала как дармоеда. Но наш герой, Виталий, говорит, что и сам Бубу ей бы ни за что не оставил.

Днем Виталий зарабатывает деньги извозом, всякий раз предупреждая пассажира: «А ничего, если тихая собачка сзади посидит?». Вечером крепит на машинном потолке «беспроводные светильники на двухстороннем скотче» (говорит: «Это мое звездное небо!») и читает книжки. Или разгадывает кроссворды (это излюбленное увлечение, хобби). Обрадовались они с Бубой ранней весне, но в последние ночи замерзают. Утром бегают вокруг машины. Знаете, как такса передвигается по высокому снегу? Выпрыгивает из сугроба, как заяц из ржи.

Я стою возле машины-кормилицы с пачкой судебных документов в руках и не знаю, как грамотнее подступиться к делу. Квартира приватизирована на всех членов семьи, доля нашего героя в жилом метре невелика, жена в сети не сидит (только «Одноклассники»), и такая эфемерность, как репутационные потери, ее не волнует. В принципе, ее взволновала бы реакция дружеского круга, но общего дружеского круга у супругов давно нет. Есть два семейных роя и соседи. Как ущучить такую даму? А Виталий вылезает, задирает к солнцу лицо, радостно скалится на Бубины снегопроходческие сальто-мортале и говорит: «А знаете, я давно не был так счастлив, как сейчас. Первая за много лет счастливая весна!» «Потому что свободны?» — спрашиваю я. Смотрит с удивлением: «Да нет же. Потому что Крым наш. Наш Крым!»

***

Несколько новостей. Навскидку. Все уже знают, что житель Липецка покусал бойцовую собаку: «достоверно известно лишь то, что субботу и воскресенье провел он без сна у компьютера, переписываясь по поводу событий на Украине, потом в одном белье выбежал на улицу», ну и так дальше. В Калуге на банковском корпоративе подрались руководитель отдела и водитель — после споров о присоединении Крыма. Примеры телевизионные, самые представительные: там безумец бегает по городу в трусах, там смертоубийство — водитель погорячился (помолодечествовал), разбил руководителю отдела голову. Сколько пыла. А сколько дружб порушено после «споров о событиях на Украине», сколько примеров бытовых столкновений не столь живописных? Группа немолодых литераторов, много лет дружества, собралась на жданную, раз в квартал устраиваемую встречу, и что же? Ресторанную посуду побили. «Хозяева в смятении, гости, крадучись, расходятся». В Нижнем Новгороде «после разговоров вокруг Крыма» случилась женская драка в парикмахерской. Женская. В парикмахерской. Немыслимое дело, это ж территория водопоя.

Народу следует строго спросить у либерала, предателя и неврастеника: а ты почему не радуешься?

А Крым, напротив того, территория общественного раздора, раскола. Его присоединение — источник буквально обморочной тревожности для одной части общества и удовлетворения и радости — для другой. Еще две недели назад естественной интонацией для публицистического вскрика по этому поводу была интонация удивления: отчего? Нет, правда же, отчего, отчего идея российского Крыма получила такую народную поддержку, почему нет страха войны и сумы? Да знаем ли мы свой народ? Но две недели минуло, и стремительно изменилось за это время несущее течение общественной мысли. Такого рода вещи нарастают сравнительно медленно (тяжко работает государственная идеологическая машина, стараются законотворцы), а потом чашки на весах (общественная норма, общественное равновесие) меняются местами вдруг, в один миг. Еще ничего не проговорено, а ты уже чувствуешь, что воздух другой.

И вот теперь уж не либералу вольно удивленно спрашивать, почему это народу так понадобился этот Крым, а народу следует строго спросить у либерала, предателя и неврастеника: а ты почему не радуешься?

Я удивилась, отчего это Виталий, сидя по уши в снегу с таксой на руках, чувствует себя счастливым оттого, что у него теперь есть выход к морю. Но права на удивление у меня уже нет. Поэтому я просто расскажу вам о Виталии. Позволю себе остановиться на некоторых мелочах, которые показались мне типическими. Бог — в деталях.

***

«Слова с лязгом смыкались, точно оголодавшие друг без друга магниты; оторопь восторга брала сразу» — так Гандлевский писал о стихах, но что-то вроде этого, только куда более сниженное, можно сказать ведь и о кроссворде. В кроссворде есть радость от смыкания слов, и удачная отгадка рождает если не оторопь восторга, то уж точно легкую волну самодовольства.

Еще в декабре тринадцатого года, до всякого Крыма, случился столетний юбилей кроссворда, и я думала, что столетие может быть хорошим поводом для «подумать»: отчего сканворды, кроссворды и всякие судоку так популярны. Почему каждый уважающий себя издательский дом выпускает их по двадцать наименований, почему раскупается почти что пятьдесят миллионов совокупного тиража? Газеты мертвы, а кроссворды — нет. Да, конечно, в России много рабочих мест, где время надо убивать. Охрана, например. Потом — поезда. Вахтовые поезда, которые везут, скажем, ивановских мужчин, чтобы они в Москве работали в охране. Но разве только в убийстве времени дело? Что говорить, задача в духе раннего Мостовщикова: пойми, почему мужчины так любят разгадывать кроссворды, и ты поймешь русского мужчину.

Лютая нужда в том, чтобы все вокруг уложилось в понятную и стройную систему, сквозит в массовой любви к кроссвордам.

Мой герой, Виталий, любит отгадывать кроссворды. Сам устанавливает себе время, в какое он должен справиться с «заданием». Морщится, когда не укладывается в условленный срок. Радуется, когда находится нужное слово, которое попало в нужное место. Это же важно, чтобы для всего нашлось нужное слово. Принято считать, что отгадчик кроссворда льстит своему интеллекту — оттуда и радости занятия.

Пожалуй. Хотя, как мне кажется, в этом процессе скрываются более древние, базовые удовольствия. С одной стороны, кроссворды одной крови с охотой, поиском, ловлей — и так можно протянуть нить вплоть до компьютерных стрелялок. Стрелялки откровеннее кроссворда в этом смысле. Но смысл игры ведь один: лабиринт и выстрел. Пойманное слово, убитый упырь, удовольствие от маленькой победы. Догадка стремительна, как выстрел. А без выстрела в том или ином виде мужской мир не стоит; выстрел — метафора мужского оргазма. Итак: отгаданное слово — та же маленькая победа. Накатывает мимолетное теплое чувство: попал.

А вторая радость: когда каждое слово устроено в нужное место, кроссворд складывается в стройную систему. Лютая нужда в довольстве собой и в том, чтобы все вокруг уложилось наконец в понятную и стройную систему, сквозит в этой массовой любви к кроссвордам.

Тут нужно сказать, что Виталий считает себя типичным, средним мужиком, нормальным мужчиной; «таким же, как все», «в базовой комплектации». Когда он говорит: «На мне ничего не наворочено» — очевидно, что в его самопредставлении (как оно обычно и бывает) есть и уничижение, и гордость: не наворочено, зато я — основа.

Сейчас у Виталия есть только два вида имущества: собака и машина. Любовь к машине сближает его со всем мужским миром страны. Любовь к Бубе — пожалуй, тоже. Известная сентиментальность к лицу солдату. Такса его трогательна, как все таксы. Это собачьи котики, зоопутти. Буба вызывает автоматическое умиление, как и все многажды «перепощенные» знаменитые фейсбучные таксы, любимцы своих великолепных хозяев: легендарная Чуня и воин добра Багет.

Буба, ласковый, как сирота, — горячий, с твердым детским лобиком. Походит, разумеется, на хозяина, как и все собаки: вот Виталий, например, горячий и твердолобый собеседник. Говорит, не благодушествуя и не сахарясь: «А вы хоть знаете, какова настоящая фамилия Собянина?» Ну должно же было в нашем герое открыться что-то личное. Вот: он не любит евреев.

«Собянин-то с какого боку?» — спрашиваю я. «А ты не знала? Он корейский еврей. И фамилия у него Канальгерух. Да вы все нелюбопытные, наберите в Яндексе в поисковой строке запрос “настоящая фамилия” — и все узнаете. Неужели трудно в поиск залезть, неужели легче так и жить в незнании?» Залезла. Узнала, что Пугачева — тоже космополит. Так получилось, что Виталий увлечен теорией космополитического заговора, и его пусковая вау-фраза — «настоящая фамилия». Но это не так уж важно, каким именно конспирологическим сценарием Виталий в конце концов бы увлекся, а то, что увлекся, к гадалке не ходи: это как раз типично.

У нелюбви «нормального русского мужика в базовой комплектации» к Америке есть половая подкладка.

Просмотрите в любой сетевой библиотеке список «наиболее часто заказываемых книг», и вы увидите собрание таинственных и воинственных изданий. Там обязательно будет книжка «Война. Мифы СССР. 1939—1945», и «История тайной дипломатии», и книги шпиона-правдолюба Суворова, и чудесная книжка «Современная иудаизация мира, или Еврейский вопрос в XX столетии», и про масонов литература найдется.

А Виталий — он как раз из породы социальных изобретателей, из тех замечательных русских мужичков, которые делают на огородах самолеты из тяпок, а картину мира, усложняя, упрощают.

Так и у нашего героя. Много вокруг тайных врагов, плетущих сложные многоступенчатые козни, но мир все же довольно прост. Двуполярен.

Америка в этом порядке — антагонист. Вот эта нелюбовь «нормального русского мужика в базовой комплектации» к Америке меня всегда интересовала. То есть ради бога, не нравится — не люби, но мне всегда казалось, что в этой нелюбви есть половая подкладка. Слишком нелюбовь горяча.

Виталий с пренебрежением говорит о «либералах, которые вечно одним глазом в Америку смотрят»: «Захотели хорошей жизни за чужой счет! Ведь скажи — ты же хочешь уехать на чужое? Вы же все хотите свалить!» Но почти теми же словами (видимо, не замечая) он говорит о жене. Жена плоха (женщины вообще плохи) тем, что им есть на кого «свалить вину» за житейские неудачи: «Хотят хорошей жизни за чужой счет, за счет мужа. Не сама она неудачница, нет — это я неудачник. Пилила меня целыми днями». Получается, женщина как бы предатель, пятая колонна, в семейном государстве: ругает мужчину-кормильца и хочет свалить (вину). А либерал вообще хочет свалить в любом смысле этого слова и по любому поводу.

Было похоже, что Виталий воспринимает Америку как некое раздражающее сообщество мужчин-конкурентов, как более удачливую стаю. Он как бы понимает, что женщина может быть в чужую стаю принята почти на равных, и образованец может (потому что способен предложить конкурентам некое умение или знание, не относящееся впрямую к его статусу или полу, может предложить всякие «навороты»), а вот он, Виталий, — мужик, основа, в этом его главная функция и предназначение. Он конкурирующей стае совсем не нужен.

А в родном краю его основательность никак не использовалась. В моде ведь были навороты. И вот пришло все вместе, разом. И маленькая победа, и новый мировой порядок, и возвращение правоты большинства. Еще показали Америке русского ежа, умыли соседа. Все в один день. И имя этому счастью — Крым.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244936
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246490
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413078
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419562
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423636
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428938
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429592