22 сентября 2021Общество
166

В театре (выборов) тепло и мягкий плюш

Анастасия Семенович о том, почему выборы — это бесполезная игрушка и что нет никакого «мы» — ни с одной из сторон

текст: Анастасия Семенович
Detailed_pictureИмператорская ложа Большого театра в Москве. Иллюстрация Михаила Зичи из Коронационного альбома императора Александра II. 1856

На прошлых выборах моего друга ударил по лицу крепкий молодой человек в спортивном костюме. Друг — человек негромкий, про таких раньше писали — интеллигентный, сейчас скажут — экологичный. Он политолог по образованию, работает в маркетинге, но фантом политики его не отпускает — Р. снова и снова вписывается в избирательную комиссию, работает до утра, очень устает. Мы расходимся во взглядах и можем долго спорить, но не зло — может, даже слишком спокойно. А может, споры такими и должны быть.

Раньше я тоже работала на выборах — журналистом, теперь в этот день («эти дни») захожу только в школу у СДЮШОР «Динамо» — где УИК № 177. Там во дворе стоят парни в камуфляже и с дубинками, на входе полицейский ворошит шапку и зарядник в моем рюкзаке, извиняется за неудобство, после чего я беру бюллетени (бумага с синими прожилками похожа на полис ОМС или акциз на бутылках вина — даже на ощупь такая же). Синяя шторка с красным гербом под баскетбольным кольцом — кабинка похожа на пляжную для переодевания, только хлипче, эта не выдержит морского ветра. Хочется хулиганить — скомкать похожие на полис бумажки и отправить в сетку, подпрыгнув и махнув ладонью, выйти из-за шторки танцующей походкой, пошутить.

На стене СДЮШОР — сине-белые граффити с шайбой, на спортплощадке упражняются, задирая на бегу коленки, подростки в синих футболках. Уже холодно, и все ходят в пальто, но им жарко, ими пахнет даже у школы, где стоит, подставив солнцу лицо, охранник, — пахнет их свежим потом и подошвами кроссовок. Они перекрикиваются, смеются и не смотрят на камуфляжных с дубинками, охранника и меня. У них тренировка на воздухе солнечным осенним днем.

На этих выборах молодые люди в спортивных костюмах оттеснили Р. от стола, где комиссия считала голоса. «Я не вижу, как идет подсчет». Председательница комиссии из-за спин в спортивных костюмах говорит Р., чтобы перестал снимать. Я смотрю видео и думаю: не лезь, только не лезь, не надо. Пришла полиция — следила, чтобы никто никого не ударил. Р. вернулся домой в семь утра — с ним все хорошо, он не полез. Я завалила его сообщениями в мессенджере: как ты? Все норм?

Вечером в гости пришла подруга В., мы не виделись три недели, пока разговаривали, она читала районный чат — там обсуждали выборы. В. даже отказалась от моей запеканки с изюмом и сметаной.

Не понимаю зачем. Зачем они обсуждают выборы и зачем их проводят, зачем В. отказалась от запеканки.

Большинство всегда глупее меньшинства. Демократия — театр манипуляций, эта система хорошо продается — но она дорогая и сложная, мало кто может себе ее позволить и еще меньше — кто умеет в нее играть. Мы — не можем и не умеем. Внутри нашей страны люди не верят государству — это и хорошо, и плохо: значит, люди умные, а государство не может повлиять даже на большинство (иначе зачем ночные махинации, зачем бить интеллигентного Р.?). И это плохо: государство должно уметь влиять на свое большинство — чтобы внутри не пучило, пока оно снаружи зализывает раны.

Тогда «демократия» работает: власть спокойна за будущее, люди — большинство — думают, что они участвуют. Чем мощнее государство, тем лучше оно внушает гражданам: да, вы участвуете! Вы — это мы! Патриотический экстаз. Это обаятельно и заразительно — как французы любят Францию, итальянцы — Италию, британцы — Британию, американцы — США. Сразу хочется вместе с ними любить их страну, да? Слиться с их большинством.

Ради этого — чтобы внутри не пучило, чтобы граждане сами обслуживали, начищая до блеска, систему, вкладывались в нее — и нужны дорогие постановки. Когда отдаешься, срастаешься и веришь — то уже любишь. Я — это мы, мы — это они.

А нам повезло не только с умными людьми, но и с ложей в театре — у нас царские места с кровавым плюшем, золотой бахромой и кисточками с детскую голову. Мы понимаем, что это спектакль, только у них он лучше поставлен, бывает, бюджет хороший и с режиссерами повезло. И они — счастливые — верят. Радостно ищут, к кому примкнуть, кому помочь стать большинством.

Но плюш и кисточки царских мест обходятся дорого, мы не можем себе такого позволить. Нам надо безусловнее верить, без триггеров. Отмените выборы — никто не заметит. Фейсбук покипит неделю — и все. Мы придумали «власть народа», которой нет нигде ни у кого, но оторваны от фактуры — на бочку безразличия у нас не ложка, а гомеопатический атом, несчастный, кричащий, не замечаемый.

Не мучайте совестливого Р., который пойдет на следующие выборы тоже. Полицейских, которые приезжают — и мнутся, не зная, чем заняться. Директрису детской библиотеки, которая запирается в кабинете с непогашенными бюллетенями, охраняемая «спортсменами». Меня, переживающую за друзей, и В., утратившую аппетит.

Пусть там делают что хотят — тратят деньги на любые аттракционы, но дайте нам бегать на солнце, задирая коленки, быть собой (есть запеканку) — не сгоняйте нас в большинство. Я — не мы, а мы — не они.

Я знаю, что Р. не понравится этот текст, а В. его не прочитает. Давайте поспорим — как мы это умеем, глаза в глаза, не соглашаясь, — но, если слушать нас, не зная русского языка, покажется, что мы обсуждаем книги или ужин.

Возможно (даже скорее всего, все-таки я лежу с температурой), это просто монолог усталого человека — не уставшего, именно усталого, уставший — это Р. на своем участке, я-то что. И я, конечно, не знаю, как «надо», — хотя те, кто грызет, рвет, шевелится, как будто знают. Они готовы поверить или уже верят, что большинство, мы — это хорошо, мы сможем. Мне бы очень хотелось поверить — но я не вижу никаких мы. Р. — мой друг, но мы почти ни на чем не сходимся, мы — не мы, у нас просто соседние места в ложе. И мне не очень нравится спектакль, но на улице плохая погода, а в театре тепло и мягкий плюш.

Телеграм-канал Анастасии Семенович


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244868
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246431
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413024
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419513
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423591
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428898
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429551