9 апреля 2014Общество
437

После Донецка

Истинная цель Путина — создать новый Евразийский союз, то есть новый СССР, считает Александр Морозов

текст: Александр Морозов
Detailed_picture© Артем Никитин

Интересный вопрос для историка: когда в Кремле было принято решение присоединить Крым к РФ? Вплоть до крымского референдума большинство наблюдателей считало, что Кремль расширяет российское присутствие в Крыму, не собираясь разрушать целостность Украины. Считалось, что В. Путин просто формирует «сильную переговорную позицию» с Западом. Или — мстит украинскому обществу за Евромайдан, создавая тяжелые проблемы для временных властей в Киеве. Или, если смотреть с тем сочувствием к Путину, с каким смотрят такие европейские эксперты, как Александр Рар, то, например, цель действий в Крыму — включить в повестку дня тему «федерализации Украины» (с целью расширения прав так называемой Левобережной Украины). И так далее. Иначе говоря, действия в Крыму рассматривались в логике усиления политической угрозы. Но не аннексии. Очевидно, что даже политические круги Вашингтона, Берлина, Брюсселя были уверены, что речь идет об агрессивном торге. Но не более. А оказалось — не так. И вот теперь «крымский сценарий» развертывается и для нескольких территорий на Юго-Востоке. И раздаются голоса экспертов, которые аргументируют, почему Путин не будет захватывать Донецк, Луганск и Харьков.

И в то же время совершенно очевидно, что реакция российского общества на «взятие Крыма» в качестве своего смыслового ядра содержит вовсе не сам Крым как таковой и даже не Юго-Восток, а очень широкий и глубокий реваншистский восторг, направленный на ключевое слово «СССР», на переигрывание итогов 1991 года. Коротко говоря, в сознании большинства населения РФ 1991 год просто исчез, растворился. Это открывает для Путина колоссальные перспективы по созданию нового государства в Евразии. Не только население РФ, но и социологически значимые контингенты соседних государств легко и радостно поддержат новый курс Путина. А сводится он к тому, чтобы создать Евразийский союз не путем медленного и унылого торга, а с помощью быстрой и крайне агрессивной политики. Нас ожидает «силовое решение евразийского вопроса». Это и есть содержание «третьего срока» Путина. Мы видим, что и снизу (от инициативников), и сверху (от политических менеджеров Кремля) зазвучали все темы, которые ранее были табуированы: Северный Казахстан, Приднестровье, гагаузы и проч. В московских политических кулуарах сегодня можно услышать: цель Путина — быстро и ломая любое сопротивление загнать Казахстан, Белоруссию, Молдавию, часть Украины и, возможно, Киргизию в рублевую зону с центром эмиссии в Москве. После этого вопрос о политическом суверенитете этих государств совершенно изменится. Де-факто это будет новое государство. Если не получится загнать их целиком — достаточно будет присоединить к РФ любые территории, население которых проголосует за вступление в РФ. Причем речь идет не только о «русскоязычных» территориях. Стимул вступить в РФ может оказаться и у этнически совсем иных групп. Разве мы не знаем, насколько привлекательно российское гражданство для миллионов киргизов, молдаван и даже армян. Совершенно неочевидно, например: а какую позицию займут нынешний армянский истеблишмент и нынешнее армянское общество в отношении вступления в новый СССР вместе с Карабахом? С одной стороны, эта фантастическая идея добровольного отказа от суверенитета кажется нелепой и невозможной. А с другой стороны: если Кремль гарантирует максимально широкую и выгодную автономию вступившим, разве не видны для армян выгоды от вступления вместе с Карабахом в новое государственное образование?

Цель Путина — быстро и ломая любое сопротивление — загнать Казахстан, Белоруссию, Молдавию, часть Украины и, возможно, Киргизию в рублевую зону с центром эмиссии в Москве.

Путин рассчитывает — и не без оснований — сильно качнуть общества ряда государств бывшего СССР. Россия привлекательна сейчас. Тут высокий уровень жизнь по сравнению с соседями. И — заметим — многим соседям политический режим в РФ кажется гораздо более либеральным, чем их собственные режимы.

Иначе говоря, Крым для Кремля важен не сам по себе. Это просто жест распаковывания колоссального исторического процесса: Путин в очень резкой форме предлагает соседним народам самоопределиться в отношении проекта воссоздания СССР. Разумеется, это будет «новый СССР». В новом составе. Какой уж получится. Делать он это собирается, используя весь инструментарий, продемонстрированный уже на Украине: военное давление, покупка местной олигархии и военного руководства, угрозы создания «управляемого хаоса», использование пророссийских активистов внутри стран, экспорт «революции» с помощью специальных российских «общественных» организаций, массированные пропагандистские атаки с помощью телеканалов, работающих на всем пространстве Евразии. Заблуждаются те, кто, как Татьяна Становая, пишет, что — в отличие от Крыма — Кремль не будет присоединять Донецк и Луганск. Якобы потому, что это окончательно углубит конфликт с Западом. Ничего подобного! Кремль собирается присоединить не только Донецк и Луганск — а вообще все, что может быть присоединено. Путин хочет создать новое государство на территории Евразии. У него будет новая конституция. С 16 марта 2014 года для всех народов, живущих по эту сторону «римского вала» — то есть по эту сторону границы с НАТО, — больше нет старой географической карты. Открыт всеобщий тендер на присоединение. И отдельно взятым русинам — да, придется самоопределяться. Хотят ли они перейти в Венгрию? Под Кремль? Или остаться в неизвестном пока по своим пределам украинском государстве? Думаю, что белорусскому и казахстанскому политическим сообществам надо основательно подумать над своими перспективами.

В новой версии конституции в преамбуле — по предложению Милонова и Мизулиной, конечно, — будет слово «Бог».

Это может показаться слишком фантасмагорической картиной. Возможно, старым «партнерам» В. Путина в разных влиятельных странах мира кажется невозможным, чтобы Кремль — игнорируя любые международные договоры и возможные санкции, не робея перед изоляцией (и самоизоляцией) — повел такую игру. Эта новая стратегия Кремля кажется опасной, дестабилизирующей и нереалистичной. Но тем не менее контуры этого неожиданного поворота 2014 года видны уже довольно отчетливо. Они видны и в том, как ведет себя российский МИД, и в том, какую роль начинает играть новое «силовое лобби» в Кремле, блестяще справившееся с «взятием Крыма», и в том, как работает пропаганда. Да и видно после Крыма, насколько российское общество готово далеко пойти по пути мобилизации ради этого «нового СССР» и новой конституции. Мы видим, как быстро формируется и риторика готовности к жертвам («лучше жить в нищете, но с великой мечтой»), и риторика реваншистского триумфа (которую так воодушевленно воспроизводят молодые литераторы Прилепин, Ольшанский и Просвирнин), и военный ажиотаж вокруг «национал-предателей». Сам я не очень понимаю, зачем нам этот «новый СССР» в формате «Евразии». Я слышу голоса добрых знакомых, которые считают, что в горниле этой «войны за СССР» наконец-то сформируется русская гражданская нация… По-моему, они заблуждаются. По-моему, военно-политическая группировка «третьего срока», которая все это затевает, доведет нынешнюю «нацию РФ» до неизбежной и жадно ею ожидаемой жертвенности, создаст в мозгах миллионов мощную, но искаженную оптику восприятия мира, а потом… Трудно сказать, что именно будет потом. Рискованная игра! Меня многие окружающие убеждают: Рим настолько ослаб, что «мы» — русские — можем легко установить новые порядки по эту сторону «римского вала» и заново учредить новый союз племен Евразии. Переубедить таких людей невозможно. Ведь это политический миф о «нас» и о «Риме». Вот, например, государство даков, как писали у нас вчера в Barbarische Beobachter, находится в состоянии дефолта, оно не состоялось. Оно 25 лет висит между Римом и нами. Хватит мучиться, дорогие даки! Вступайте в наш новый Галльский союз. Ведь римляне жадны, коварны и беспощадны. А у нас вы будете пировать, петь и вместе с нами ритуально несколько раз в год ходить и плевать на «римский вал». И вы — племена Карпатских гор, и вы — трудолюбивые степные народы. И даже вы — мирные старцы горы Афон… И помните: Кремль уже подтвердил, что будет платить половину стоимости авиабилетов за полет Москва—Крым.

Будут и другие бонусы. А в Риме нет никаких бонусов — там царят уныние, разврат и тяжкий труд для вам подобных.

Но если без шуток, то, конечно, новая путинская конституция будет довольно сложным испытанием для нас — стариков. Ведь одно дело не соглашаться с конкретным политическим решением. Например, с аннексией отдельного взятого Крыма. Да, я против. Но я не один. Против и всемирно известный режиссер Сокуров. Да и самый переводимый русский писатель Пелевин не одобрил. И еще много достойных людей.

А вот с конституцией сложнее будет. Нелепо не голосовать за конституцию государства, в котором живешь. Тем более если 99,9% граждан восторженно за нее проголосовали. Тем более в новой версии конституции в преамбуле — по предложению Милонова и Мизулиной, конечно, — будет слово «Бог». Как это и у многих других народов. «Мы — народ Евразии — перед Богом и совестью…» и т.д. Перед лицом Бога нелепо же не голосовать вместе со всем народом. К тому времени, когда эта конституционная реформа завершится (а это будет через два года), Крым и Донецк — как сегодняшние события — будут уже исторически так далеко, как примерно сегодня нами воспринимается вхождение Тувы в СССР.

Глядя сквозь толстые стекла старческих очков, я могу только сказать: в добрый путь, варвары!


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241587
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249586
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416233
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420475
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425726
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427071