31 июля 2014Общество
232

Наталья Зубаревич: «Трезветь мы будем долго. И слоями»

Директор региональной программы Независимого института социальной политики рассказала Ольге Кузьменковой, сколько стоит «крымнаш» и по кому ударят санкции

текст: Ольга Кузьменкова
Detailed_picture© Алексей Куликов / cr2.livejournal.com

Сегодня специально для COLTA.RU экономисты Константин Сонин и Наталья Зубаревич объясняют, как именно по каждому из нас ударят санкции.

— ЕС все-таки решился на третий пакет санкций, и они затронут банковский, оборонный сектора. Почувствуют ли регионы на себе эти санкции? Например, те регионы, где силен ВПК?

— Давайте смотреть, какие у нас продажи. Насколько я помню, длительное время основным доходным источником была продажа авиатехники. В какой-то год на второе место вышли продажи, связанные с морской техникой. И еще есть стрелковое, зенитное, ракетное оружие ближней дальности. Оно все локализовано по месту изготовления. Если мы говорим об авиапроме, то это коснется Комсомольска-на-Амуре, Иркутска, поволжских городов, где авиастроение наиболее развито. Если мы говорим о морском судостроении, то это будет и Санкт-Петербург, и Северодвинск, то есть Архангельская область, и Калининградская область. То есть, конечно, санкции коснутся. Сократятся заказы, сократится занятость. Она с таким трудом восстанавливалась в 90-х, не хватало высокой квалификации рабочих. Боюсь, что для этих производств теперь возникнут проблемы.

— Сколько всего было потрачено на Крым? Можно оценить порядок трат на него? Было много разных цифр и оценок, но совершенно непонятно, что считать основной цифрой.

— На текущее финансирование было несколько разных цифр, потому что кто-то объявляет только одну дотацию на сбалансированность — это один из видов трансферта. Она в этом году 50 млрд. Я видела две оценки общего объема трансфертов из федерального бюджета. Одна — 80—90, а вторая — 130, но тут надо смотреть, учтены ли пенсии. Грубо нужно брать 130—150 млрд — это финансирование всего объема инвестиций, которые будет съедать Крым. Это много. Это бюджет хорошего такого, довольно большого российского региона. Ну вот Красноярский край — у него бюджет примерно 170 млрд, Татарстан — 180 млрд. Это приличный бюджет.

Наталья ЗубаревичНаталья Зубаревич© Андрей Порубов

— Какой регион ближе всего к Крыму по размеру дотаций? Есть ли вообще хоть один регион с похожим порядком цифр?

— Нет. Это максимальный уровень. Самый высокий уровень дотаций в последние годы в Чечне достигал 55—56 млрд. В прошлом году около 47—48 млрд получила Якутия, около 50 млрд получил Дагестан — всех видов трансферта из федерального бюджета. Крым переплюнет всех. Если вынуть пенсии, там будет под 100 млрд в год текущих расходов, не инвестиционного характера. С пенсиями, я так понимаю, выходит на 130 млрд. Но опять же ни одной полной раскладки по финансированию не существует.

Я опираюсь только на заявления федеральных чиновников. Но понятно, что Крым России будет стоить немало. Это будет некий маневр ресурсами, потому что трансферты субъектам федерации сокращаются, а доходы от нефти и газа подросли, так как рубль подешевел. За первые пять месяцев дополнительные доходы (просто от того, что рубль упал в начале весны) приблизились к 800 млрд, поэтому я говорю, что федеральный бюджет выдержит.

Это мы с вами обсуждали цифры текущего годового финансирования Крыма. Если речь пойдет о развитии, то, стало быть, будут еще дополнительно финансироваться инвестиционные программы.

— Что стало с майскими указами, с которыми Владимир Путин заходил на свой новый президентский срок? Что-то не слышно о них в последнее время.

— Они продолжают финансироваться, регионы отчитываются. Другое дело, что ревизуются сами сроки, критерии, потому что выполнить эти указы регионы не могут. Из-за «майских указов» и стагнации экономики регионы попали в «вилку». Доходы бюджетов сократились, еще один источник сокращения доходов — это сокращение федеральных трансфертов, то есть доходы стали меньше, а расходов стало больше. Резко вырос дефицит бюджета, и очень резко выросли долги. У нас огромные долги у субъектов федерации. Бюджетные системы субъектов федерации дестабилизированы.

Есть процесс сокращения численности бюджетников, вариант платить повышенную зарплату как можно меньшему количеству народа.

— И как регионы в этих условиях выполняют указы?

— Большинство регионов идет по норме, но они просят несколько изменить критерии. Например, от чего считать среднюю заработную плату? Тут много вопросов. Сейчас она считается только по крупным и средним предприятиям — такова наша статистика, а малый-то бизнес зарабатывает меньше. Считать ли ожидаемую зарплату текущего года или ориентироваться на итоговую, уже известную, среднюю заработную плату прошлого года?

Сейчас куча делается всяких поправочек, чтобы снизить нагрузку: либо планку снизить по средней заработной плате, либо считать ее по-другому, либо разделить по этапам. То, что по жилищным проектам, просто очень плохо выполняется, но зарплатные указы — за ними очень жесткий контроль.

Повышение зарплат бюджетникам — это одна из основных проблем для региональных бюджетов, потому что основная тяжесть выполнения этого указа лежит на субъектах федерации и их бюджетах.

— Как регионы выходят из этого положения?

— Сейчас идет большой торг: отменить указы — никто не отменит, потому что это политическая потеря лица. Есть варианты статистически-арифметического характера: просто понизить планку заработной платы, до которой надо подтягивать. Есть совершенно понятный сейчас процесс сокращения численности бюджетников, свертывания бюджетных учреждений, их укрупнения и прочие вещи — это вариант платить повышенную зарплату как можно меньшему количеству народа. В этих рамках и происходит то, что происходит.

А уже с накопленными долгами — пытаются перевести часть долга по коммерческим кредитам банкам в бюджетные кредиты, то есть как бы брать в долг не у банков, а у федерального бюджета. Но там стадия переговоров-согласования. Насколько я знаю, окончательное решение еще не принято и процесс еще не запущен, но он будет идти в этом направлении, вопрос только в том, сколько Минфин готов перевести, профинансировать.

Идет большой торг: регионы жалуются, вопят, но тихо, публично вы этого нигде не увидите, а федеральный центр пытается найти вариант, который уменьшил бы его дополнительные расходы.

Россия только в начале пути к пониманию того, что мы идем в тупик.

— Если почитать о положении регионов в России, складывается впечатление, что они как будто бы запущены и как будто бы никто не занимается долгосрочными проектами, если не считать масштабных «строек века»: саммит АТЭС, Олимпиада в Сочи, теперь вот мост через Керченский пролив. Насколько верно такое представление?

— Долгосрочными проектами вообще-то занимается бизнес. У каждого бизнеса есть своя стратегия. Сейчас инвестиции не растут, перспективы непонятные, а экономическая стагнация очевидна. В таких условиях бизнес снижает инвестиционную активность, но это рационально: когда очень высокая неопределенность, инвестировать опасно.

— Во время Олимпиады в Сочи у многих возникал закономерный вопрос: «А что потом будет со всеми этими стадионами, нужны ли они, отобьются ли вообще вложения в Олимпиаду?»

— Они убыточны. Это было понятно сразу. Гостиницы — еще как-то, и то в сезон, а хватит ли на нормальную среднегодовую наполняемость? Горнолыжные курорты — ну может быть, потому что богатых людей в России довольно много, а чиновникам и всем силовикам запретили выезжать за рубеж. Может, они теперь будут кататься в Красной Поляне… А что будет со спортсооружениями и общественными зданиями — абсолютно было понятно, что они будут убыточны.

— Вообще инвестиции в Олимпиаду отобьются когда-нибудь?

— Нет.

— А как это было в случае с другими грандиозными проектами? Это окупается вообще? Какой процент отбивается, есть какая-то статистика?

— Понятия не имею, спрашивайте у тех, кто вкладывался. Но понятно, что денег потрачено очень много на то, на что совершенно можно было не тратить. Совершенно не нужен был кампус на острове Русский — можно было сделать на материке — и соответственно мост туда. Остальные инфраструктурные проекты городу очень были нужны. И мост через залив Золотой Рог, и аэропорт — все это разумные, хорошие инвестиции. Другое дело, что не доделали нормально канализацию, как всегда. И электроподстанции новые тоже городу были нужны. Как бы тут сказать вежливо: половина средств пошла очень даже в дело. А половина — немножечко «понты».

Надо выживать в предложенных обстоятельствах. По возможности — не теряя лица.

— Каков сейчас среднестатистический российский регион? Можно какой-то усредненный профиль нарисовать? Чем живет этот регион, кто там живет?

— Профиль нарисовать очень сложно: есть регионы сырьевые и обрабатывающие, богатые и бедные. Если вы хотите что-то среднее, то это какой-нибудь Приволжский регион. По уровню доходов это никак не Самарская область, это хуже Нижегородской области (если иметь в виду валовой региональный продукт), со среднедушевым доходом, хорошо если в три раза превышающим прожиточный минимум. Невысокая безработица, достаточно крупный город-полумиллионник в центре. Тех, кто имеет среднее образование, и тех, кто имеет высшее, примерно равные доли; значительно меньше тех, кто имеет начальное профессиональное или не имеет профессионального образования вообще. Это достаточно старый регион: доля пожилого населения будет где-то под четверть от всего населения. Если брать экономику, то это в основном обрабатывающая промышленность, сервиса довольно много, сельское хозяйство — в зависимости от климатической зоны, как вы понимаете. Чем южнее, тем больше сельского хозяйства.

— С какими итогами мы закончим 2014 год? Можно ли уже сейчас сделать какие-то прогнозы?

— Стагнация в экономике, продолжающийся спад в инвестициях, остановка роста и скорее даже небольшое сокращение реальных денежных доходов населения, небольшой рост безработицы. И сохранение эйфории «Крым наш», потому что так быстро российское общество не приходит в себя. Нужно время.

— Сколько нужно времени?

—  А этого не знает никто, спросите у социологов. Люди имеют такое свойство: когда у них есть какая-то картина мира, они всю информацию, которая противоречит этой картине мира, не пропускают в свое сознание. Они продолжают считать, что «Крым наш, и это замечательно». И что никаких последствий от этого не будет. Более трезвой их голова становится только тогда, когда экономические проблемы они начинают ощущать на уровне своего конкретного кошелька и конкретной семьи. Когда это произойдет, я сказать не могу, но все двигается именно в эту сторону. Медленно, но устойчиво.

— Вы можете описать этот момент, когда россиянин вдруг просыпается и понимает, что…

— Что за все надо платить?

— Именно.

— Во-первых, очень большую часть проблем можно списать на санкции, а мы по-прежнему белые и пушистые. В связи с этим я думаю, что трезветь мы будем долго. И слоями. В общем-то Россия, на мой взгляд, только в начале пути к пониманию того, что мы идем в тупик.

— Есть ли выход из этого тупика? Какие вы видите сценарии развития ситуации в будущем?

— Сценариев три. Сценарий инерционного движения: небыстрого, ресурсы пока есть, еще протянем лет пять, восемь, десять при плохих институтах (то есть нормах и правилах игры), при отдаляющемся глобальном мире. Это может тянуться довольно долго. Это такая инерция хода в тупик.

Есть сценарий ужесточения всего и вся. Правда, на Совбезе нам сказали, что никаких репрессий не будет, но я в это не очень верю. Замыкание, капсулизация российского общества. Жесткий антарктический сценарий с подавлением инакомыслия в стране. Это тоже может быть достаточно долго, но тогда уже после этого все грохнется по полной программе.

И есть сценарий (но это практически нулевой вариант), что мы все-таки затормозим и начнем двигаться в другую сторону. Однако к этому не готовы категорически ни власть, ни большинство социума.

— Что делать здравомыслящему человеку в этой ситуации?

— Жить дальше, нормально жить дальше. Об этом, кажется, Людмила Улицкая удивительно сказала. Кормить детей, учить детей, лечиться, пытаться ездить, смотреть. Жить дальше. Понимать, что мы живем в плохой полосе, и делать что должно. История — такая штука… ей довольно сложно управлять. Значит, надо выживать в предложенных обстоятельствах. По возможности — не теряя лица. Вот такой совет.


Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме
Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241870
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249723
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416379
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420596
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425852
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427190