12 ноября 2014Общество
1573

Харун Сидоров: «“Исламское государство” — это гидра, которая пожрет сама себя»

Дмитрий Пашинский расспросил председателя Национальной организации русских мусульман о новой силе, объявленной мировой опасностью

текст: Дмитрий Пашинский
Detailed_pictureБойцы «Исламского государства» во главе с полевым командиром Абу Вахибом

«Исламское государство Ирака и Леванта» — самая мощная и, пожалуй, самая жестокая террористическая группировка в мире. Этим летом боевикам ИГИЛ удалось захватить приграничные районы на северо-востоке Сирии и северо-западе Ирака, при этом они убили больше десяти тысяч мирных жителей. Публичные казни своих пленных они нередко снимают на видео и выкладывают в интернет.

Сегодня, по данным спецслужб США, в рядах «Исламского государства» воюет от 20 до 30 тысяч человек, из которых около двухсот — граждане России. Эту цифру еще в июне обнародовал директор ФСБ Александр Бортников. В том же месяце лидер ИГИЛ Абу Бакр аль-Багдади объявил о создании халифата — единого исламского государства, основанного на власти шариата. В числе своих главных врагов он назвал США и Россию, а его сторонники пообещали в ближайшее время «освободить» Северный Кавказ. Дмитрий Пашинский поговорил с политическим аналитиком и председателем Национальной организации русских мусульман Харуном Сидоровым.

Харун СидоровХарун Сидоров© День ТВ

— Вначале определимся с терминами: ИГ, ИГИЛ или ИГИШ?

— ИГИШ означает «Исламское государство Ирака и Шама». Шам — это историческое название Леванта (Сирии), более распространенное среди мусульман. В остальном ИГИЛ и ИГИШ — одинаковые понятия. Провозгласив халифат, они стали называть себя просто «Исламское государство», или «Даулят аль-Исламия». Но многие не разделяют их претензии на халифат и называют группировку по той географической зоне, которую она контролирует. Сегодня это северо-восточная Сирия и северо-западный Ирак.

— Как возникло «Исламское государство» и чем обусловлен его успех?

— Есть масса конспирологических версий насчет его появления. В джихадистских кругах считают, что инициатором выступил сам Башар Асад (президент Сирии. — Ред.), поскольку врагами ИГИШ были те же группы, что и у сторонников Асада. Это «Армия Ислама», «Свободная сирийская армия» (ССА), «Джабхат ан-Нусра» — филиал «Аль-Каиды» в Сирии. Нередко возникали ситуации, когда по ним синхронно били и асадиты, и боевики ИГИШ. Но у конспирологии зыбкая почва, а такое серьезное явление лучше рассматривать, анализируя исторические закономерности и логику.

Объективных причин успеха ИГИШ две — местная и международная. Начнем с местной. В Ираке после смещения Саддама Хусейна (президент Ирака с 1979 по 2003 год. — Ред.) был установлен шиитский режим. Шииты если не устроили геноцид, то очень жестоко подавляли арабов-суннитов. Разумеется, с их стороны не могла не последовать ответная реакция. При Саддаме этнические сунниты из партии «Баас» фактически правили страной и вдруг оказались в рядах гонимого меньшинства. Теперь многие связывают первоначальный успех ИГИШ именно с вливанием в их ряды бывших баасистов ориентировочно в 2010 году. Эти люди некогда представляли военную элиту Ирака. Они хорошо знают свою территорию. И у них есть опыт беспощадного, но эффективного государственного управления.

Речь идет о чем-то иррациональном. Они строят культ с элементами садизма, притягивая к себе психически нездоровых людей.

Одновременно с этим в Сирии был снесен режим Асада, и началась война. «Свободная сирийская армия» отвоевала порядка 70% территории, но не смогла объединить в своих рядах добровольцев из числа суннитов. Те стали воевать автономно и не признали ССА, которая, как им казалось, хочет переустроить Сирию на манер западной демократии. А для моджахедов это неприемлемо. Они ведь сражаются за власть шариата.

Ситуацией воспользовались иракцы, которые пришли в Сирию на освобожденные ССА земли и, пока та шла дальше воевать с Асадом, собрали вокруг себя добровольцев и объявили о создании объединенного исламского государства Ирака и Шама, превратив его в культ. У них появился лозунг «Даулят аль-Исламия! Бакия!», то есть «Исламское государство — навсегда!».

На подконтрольных территориях они быстро установили жесткие порядки. Искоренили все, что нелояльно к ним. Создали военные, административные, хозяйственные органы, в чем им помог опыт баасистов. К тому же местные жители давно устали от хаоса и неразберихи. Сирийская оппозиция не решала их проблем. А боевики ИГИШ навели пусть беспощадный, но порядок.

Если говорить о международных причинах, то, прежде всего, они заставили весь мир воспринимать себя как глобальный феномен, когда провозгласили халифат. Тем самым «Исламское государство» стало заметным для миллионов мусульман. В 1922 году, после падения Османской империи, мусульмане оказались в геополитической пропасти, и для многих идея халифата остается очень ценной.

— Поэтому в их ряды и вступает все больше новых сторонников? Из-за идеи халифата?

— Не только. Многих привлекают исключительно сила, сплоченность рядов, четкость идеологии. Но их основная фишка именно в строительстве своего «Тысячелетнего рейха». Даже в полемике с «Аль-Каидой», которая выбрала модель сетевой всемирной структуры, они говорят: «Вы ничего не добились и ведете джихад ради джихада, а мы тут реально строим государство с опорой на землю и контролем за ресурсами». Это их культ.

Плюс сейчас выросло поколение беспамятных. Оно не помнит, что «Талибан» владел огромной территорией. Но «Талибан» для них — такая же далекая история, как и Османская империя. Поэтому им в новинку люди, рисующие карты «Исламского государства», чья площадь в пять раз превосходит вместе взятые Катар, Ливан, Иорданию…

Они могут рисовать какие угодно карты, закрашивая Испанию, Хорватию, хоть Нарнию и Атлантиду.

— Тогда почему ни «Талибан», ни «Аль-Каида» не пытались объявить халифат, раз это принесло свои плоды?

— Никто не хотел брать на себя такую ответственность. В понимании мусульман халифат — слишком серьезное явление. По сути, это попытка создать точку сбора всех мусульман — легитимный полюс исламского мира, а это без необходимых геополитических ресурсов сделать невозможно. Последний раз эти ресурсы были в руках Османской империи.

«Объявления халифата» были фейком. В Германии была группировка «Исламский халифат» с известным Метином Капланом во главе, были попытки в Афганистане и других странах, но все они быстро исчезали. Реальными возможностями для этого обладал лишь «Исламский эмират Афганистан» (движение «Талибан») еще до разгрома американцами. Талибы превосходили ИГИШ по территории и вооружению. У них были свои ВВС и ПВО. Но их лидер Мухаммед Омар не посмел объявить халифат, хотя ему предлагали и называли его «амир аль-муминин» — «повелитель правоверных». Мулла Омар контролировал значительные ресурсы и по отношению к джихадистам делал не меньше, чем ИГИШ. Он принимал переселенцев со всего мира. На территории «Эмирата Афганистан» многие джамааты нашли себе приют — «Исламское движение Узбекистана», таджикские группы, российский джамаат «Булгар».

Но ИГИШ оказалось единственным, кто пошел на этот шаг. Хотя исламские ученые почти всех направлений, включая близких к «Аль-Каиде», отвергли провозглашенный им халифат, поскольку авторитетные богословы из уммы не выбирали халифа.

Лидеры ИГИШ просто воспользовались запросом на эту идею в определенной среде и создали сектантский халифат. Я вижу, какого типа людей они к себе притягивают: это похоже на «красных кхмеров» в Камбодже. Это, бесспорно, крайне нездоровое явление в масштабах всего исламского мира, и то, что они делают, отталкивает от ислама очень многих. Речь идет даже не о политически оправданной жестокости, а о чем-то иррациональном. Они активно строят культ с элементами садизма, притягивая к себе психически нездоровых людей со всего мира.

— Есть вероятность, что они окажутся проектом исламофобов, заинтересованных в дискредитации религии?

— Думаю, это вполне рациональная версия. Но скорее ИГИШ — это следствие того кризисного состояния, в котором находится исламский мир. В последние годы сильные мира сего делали все, чтобы исключить появление исламской субъектности. Поэтому, с одной стороны, удивительно, что мимо них проскочила такая отмороженная и амбициозная группировка, а с другой — это вполне логично, ведь для них приемлемо только такое исламское государство — с отрезанием голов и публичными казнями.

Этим они одинаково отталкивают от себя и мусульман, и немусульман. Кроме того, боевики ИГИШ заведомо безопасны, поскольку собраны в закрытой резервации. Там они могут рисовать какие угодно карты, закрашивая Испанию, Хорватию, хоть Нарнию и Атлантиду. В целом понятно, что их либо разгромят, либо будут держать в качестве дестабилизатора исламского мира. Насколько это искусственный проект — сказать трудно. Но с точки зрения геополитической провокации они, безусловно, выгодны.

Абу Банат первым начал резать головы пленным на камеру. Потом выяснилось, что он бывший сотрудник дагестанского центра «Э».

— При этом антиисламская риторика играет им на руку. Иначе чем объяснить появление среди их сторонников неэтнических мусульман из Европы, США, России, для которых радикальный ислам — это способ протеста.

— Безусловно. Это вообще характерно для любой одиозной группировки. Миф о «русском фашизме» в 90-е годы был выгоден ельцинскому режиму, потому что позволял представить любую оппозицию как фашистскую. Но находились и те, кто по-настоящему шел в фашизм из чувства протеста или юношеского максимализма. Все, чему создают антиимидж, может найти своих верных последователей.

— Боевики «Исламского государства» после взятия периферийных районов Сирии и Ирака уже несколько месяцев не захватывают новых территорий. С чем связана эта пауза и каковы их дальнейшие перспективы?

— На мой взгляд, этот идеологически-психопатский сброд никаких перспектив не имеет. Очевидно, что «Исламское государство» в его нынешнем виде — это гидра, которая пожрет сама себя. Важно понимать, что в Ираке у руля группировки де-факто стоят баасисты. Речь идет не об идейных баасистах, а скорее о некоем клане вроде чекистов в России, которые могут надевать на себя разные политические маски. Деваться им некуда, и они станут использовать фанатиков-психопатов как удобное орудие для решения своих политических задач или же как разменную карту, которую легко сдадут на определенном этапе. Единственный вопрос — сохранится ли в таком случае бренд ИГИШ? Дело в том, что в Ираке действуют и другие независимые структуры — «Исламская армия», «Совет революционного командования». Некоторые аналитики убеждены, что баасисты, маскируясь под ИГИШ, ведут вместе с ними согласованную игру против шиитов и американцев.

Знаете, недавно произошла громкая история с покушением на Губарева. Таинственные вещи стали происходить и с другими полевыми командирами, которые не вписываются в формат ДНР и ЛНР, выгодный Кремлю. Нечто схожее мы скоро увидим в Ираке. Рано или поздно баасисты в руководстве ИГИШ начнут избавляться от отработанного материала. В противном случае группировка вовсе исчезнет.

— А чем, по-вашему, закончится операция против «Исламского государства», возглавляемая США?

— Думаю, без наземной операции их вряд ли разгромят подчистую. Вероятно, их ожидает судьба «Талибана». Американцы не сумели полностью разгромить «Талибан», и он продолжает контролировать значительную часть Афганистана. Не исключено, что операция начнется в самом ближайшем будущем, если авиаудары по позициям ИГИШ не достигнут цели. В итоге военный потенциал группировки будет сильно подорван. Но напомню, что того же Саддама Хусейна уничтожали больше 10 лет…

Талибы, к слову, учли многие ошибки по отношению к местному населению и сделали выводы. Однако их уже не воспринимают как договороспособную силу. Хотя если США решатся на переговоры с ними, то, по-моему, они к этому готовы. В своем последнем обращении мулла Омар заявил, что «Талибан» не претендует на земли за пределами Афганистана. Возможно, ИГИШ возьмет с них пример. Менее вероятно, что бренд ИГИШ сольют и основная часть арабов-суннитов объединится под другим знаменем. Это напрямую зависит от готовности США и остальных держав на переговоры с ними как с самостоятельной стороной.

— В чем заключается стратегия «Исламского государства»? Оно будет действовать локально или, на манер «Аль-Каиды», с ячейками по всему миру, включая Северный Кавказ, который они, кстати, грозились освободить?

— Стратегия ИГИШ заключается не в создании отдельных ячеек, а в вербовке новых людей. Их эмиссары действуют по всему миру, стараясь переманить на свою сторону уже существующие группы. Боевики в Европе или России им не нужны. Они заинтересованы, чтобы те переезжали воевать к ним. Ячейки могут быть интересны лишь идейным фанатикам, но те не имеют большого политического влияния, в отличие от иракцев. Именно они контролируют ресурсы и вербуют через фанатиков пушечное мясо.

Возможно, после разгрома группировки в ее нынешнем виде она распадется на две части — баасистов (иракцев), которые отмежуются от ИГИШ или реформируют его и вступят в диалог с внешними силами, и фанатиков, которые начнут возвращаться на родину или расползаться по всему миру. Вероятно, разгром ИГИШ только ожесточит их и повлечет за собой череду терактов. Замечу, что среди русскоязычных мусульман немало их сторонников. В Дагестане уже несложно найти граффити, посвященные «Исламскому государству».

Всегда найдется процент неподконтрольных идеалистов, а в условиях войны самый эффективный способ от них избавиться — послать на мясо.

— Получается, в своем нынешнем состоянии «Исламское государство» не представляет серьезных угроз для России?

Да, потому что реально оно существует только в Ираке и в Сирии. За пределами этих стран ИГИШ — это бренд халифата и удобная страшилка для спекуляции. К примеру, в Узбекистане активно обсуждалось, будто бы местное исламское движение вошло в состав ИГИШ. Хотя они всего лишь выступили с призывом к перемирию между «Исламским государством» и «Джабхат ан-Нусрой». Но узбекские силовики преподнесли все иначе — мол, у нас засело ИГИШ, гоните нам бюджет.

Конечно, не исключено, что какие-то мелкие банды для придачи себе веса станут действовать от имени ИГИШ. По моей информации, сейчас ведется вербовочная работа в «Имарате Кавказ». Некоторые эмиры заявили о готовности присягнуть «Исламскому государству». Это может означать лишь раскол в их рядах, потому что нынешнее руководство «Имарата Кавказ» не признает за ними халифата.

— Каков национальный состав группировки и много ли в ней граждан России?

— В Ираке ядро группировки, конечно, составляют местные. Из них приблизительно 10—20% приходится на добровольцев, из которых довольно много русскоговорящих. Но иностранцев, как правило, не пускают в Ирак, а стараются гнать в Сирию, на самые опасные участки фронта.

Кавказский сектор ИГИШ возглавляет небезызвестный боевик Умар Тархан Батирашвили, или Умар Шишани, как его называют. «Шишани» значит «чеченец». Он сыграл ключевую роль в переходе русскоязычных добровольцев на сторону ИГИШ и обеспечил им немалую часть военных приобретений. Противники прозвали его «чеченским Жуковым» за манеру ведения боевых действий. Не считаясь с потерями, он кидает людей в наступательные операции, где их просто перемалывают. Успех достигается, но очень большими потерями. Вообще это очень загадочная личность. Он ислам-то принял относительно недавно, а до этого был военнослужащим грузинской армии и участвовал в «Пятидневной войне» между Грузией и Россией. Кроме него в рядах ИГИШ были и другие одиозные персонажи вроде Абу Баната. Он первым начал резать головы пленным на камеру. Потом выяснилось, что он бывший сотрудник дагестанского центра «Э» (Главное управление по противодействию экстремизму МВД России. — Ред.). Хорошую школу прошел (смеется). Абу Банат — это такой классический тип боевика ИГИШ.

А Умар Шишани до сих пор продолжает курировать всех русскоязычных бойцов, которых кидают на самые опасные и тяжелые участки фронта. Здесь уместно провести параллели с другими милитаристскими кампаниями. В той же ДНР уже давно не скрывают, что нелояльные Москве группировки кидают в пекло — на Донецкий аэропорт, чтобы их там переламывали. Всегда найдется процент неподконтрольных идеалистов, а в условиях войны самый эффективный способ от них избавиться — послать на мясо.

— Вам доводилось общаться с кем-то из бойцов «Исламского государства»?

— Исключительно в интернете я вступал в полемику с ними. Среди них лишь единицы, с которыми можно вести внятный диалог. Как правило, все дискуссии заканчиваются угрозами изнасилования и десятиэтажным матом. Попадаются такие, кто всерьез воспринял идею халифата как представительства угнетенных мусульман. Они закрыли глаза на все вопросы, объясняя это тем, что «других советских писателей у меня для вас нет».


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244811
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246371
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412973
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419462
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423544
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428854
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429513