Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244859Екатерина Сергацкова составила путеводитель по украинским комбатам. Теперь пришла очередь и другой стороны конфликта.
В добровольческих батальонах на стороне сепаратистов воюют три типа бойцов. Это бывшие сотрудники украинских силовых структур, добровольцы или наемные бойцы преимущественно из России, а также местные жители, обладающие разным уровнем военной подготовки. Когда вооруженный конфликт только начался, формирования были разрозненными и не подчинялись единому центру. Со временем, уже после отставки «главы армии Новороссии» Игоря Стрелкова, постепенно сформировалась вертикаль. Правда, с тех пор многие батальоны и подразделения ушли из поля зрения: ничего не слышно про женский батальон «Русь», которым командовал «доброволец с Кавказа» Мансур, про «Русскую православную армию», подчинявшуюся Стрелкову, горловскую группировку Игоря Безлера, который осенью был отправлен в отставку, и т.д. Теперь большинство батальонов работают в единой связке и вместе участвуют в военных операциях. Но периодически их планы сбивают инициативы отдельных «полевых командиров» и бригад.
Ходаковский называет себя секретарем Совета безопасности Донецкой народной республики. Во времена президентства Януковича руководил спецподразделением «Альфа» управления Службы безопасности Донецкой области и по приказу властей участвовал в событиях на Майдане.
После бегства Януковича Ходаковский вернулся в Донецк, отказался присягать новым киевским властям и принялся за создание собственного боевого подразделения из бывших «альфовцев» и сотрудников «Беркута». Так появился батальон «Восток», который СМИ поначалу связали с одноименным чеченским подразделением.
В самом начале чеченцы в батальоне действительно служили, но вскоре были, по некоторым данным, ликвидированы. Когда 26 мая в аэропорту Донецка началась антитеррористическая операция, бойцы батальона «Восток» выдвинулись на помощь ополчению. Два «КамАЗа», на которых они передвигались, были уничтожены. Погибли 35 человек, а спустя несколько дней большинство из них были отправлены «грузом-200» в Россию.
Позже стало известно, что немалая часть батальона — осетины. Глава одного из отрядов «Востока» — осетин по прозвищу Мамай, который, по его словам, прибыл добровольцем для войны с Америкой. «Первый враг России — это Америка. Враг моей России — это мой враг. Мы православные и приехали воевать за тех, которых хотят убивать те, кто хочет забрать их землю», — говорил Мамай еще летом.
Одной из самых известных акций «Востока» стала зачистка в конце мая здания Донецкой областной администрации, захваченной местными сторонниками ДНР. Представители батальона разобрали старые баррикады вокруг ОГА и выгнали из ополчения тех, кто занимался мародерством и грабежами, — в частности, участвовал в разграблении гипермаркета «Метро». Тогда многие местные ополченцы обиделись на «Восток» и вышли из «Народного ополчения Донбасса», которым в тот момент руководил «народный губернатор» Павел Губарев.
Сам Ходаковский считает, что целью Майдана была война между Украиной и Россией в интересах Америки. Тем не менее во всех своих интервью он заявляет, что Донбасс должен остаться в составе Украины, но с возможностью самостоятельно решать свою судьбу. «Мы расцениваем Украину как наш народ, который является носителем ряда заболеваний, — сказал однажды Ходаковский во время выступления в Донецкой музыкальной академии имени Прокофьева (он регулярно проводит такие встречи). — Киев — мать городов русских, мы исходим из этого посыла. Но процессы, которые там преобладают сейчас и усиливаются пропагандой, подаются тенденциозно и однобоко, не дают нам возможности взаимодействовать. Если бы можно было слегка вылечить Киев…»
Александр Захарченко уже более полугода известен как премьер-министр ДНР, но при этом остается лидером батальона «Оплот» (по крайней мере, о появлении новых лидеров информации нет). О прошлом Захарченко известно совсем немного: по одним данным, раньше он работал в структурах МВД в Донецке, по другим — занимался торговлей и контрабандой, а сам он говорит, что начинал как техник-электромеханик шестого разряда на одной из донецких шахт.
«Оплот» сформировался в 2010 году в Харькове под руководством Евгения Жилина как общественная организация, занимавшаяся поддержкой уволенных сотрудников милиции и содержанием собственного бойцовского клуба. Финансирование «Оплота» связывают с членом Партии регионов Александром Бобковым и другими «регионалами». По словам главы МВД Украины Арсена Авакова, представители «Оплота» участвовали в событиях на Майдане в качестве «титушек» — задерживали и избивали активистов, поджигали их машины и передавали милиции. Сам лидер «Оплота» Евгений Жилин неоднократно выступал с требованиями жесткого разгона Майдана.
На встрече со студентами Донецкого политехнического института Захарченко радостно сообщил, что они теперь могут научиться сбивать самолеты.
В апреле 2014 года «Оплот» появился в Донецке, где уже под руководством Захарченко взял под охрану городскую администрацию, а затем — резиденцию Рината Ахметова. В июле, когда «армия» Игоря Стрелкова переместилась из Славянска в Донецк, между ним и Захарченко произошел конфликт. По признанию самого Захарченко, Стрелков принял неприемлемую для него тактику — взорвать жилые многоэтажки, чтобы обороняться в руинах. Вспыльчивый лидер «Оплота» устроил Стрелкову скандал, а вскоре, 8 августа, премьер-министр ДНР Александр Бородай ушел в отставку, а вслед за ним ушел и Стрелков. Место главы самопровозглашенной республики занял Захарченко. По данным источников в Кремле, о его назначении просил сам Ахметов, поскольку его посчитали идеальной кандидатурой для ДНР: простой донецкий, который не будет вести самостоятельную игру, всецело подчиняясь указаниям из Кремля.
Перед ноябрьскими выборами в ДНР он простодушно рассказал журналистам, в каких объемах Россия помогла ополчению с поставками оружия и техники. А на встрече со студентами Донецкого политехнического института радостно сообщил, что у них теперь появилась возможность не только посещать военную кафедру, но и поехать на передовую и научиться сбивать самолеты.
Глава батальона «Спарта» Арсений Павлов, известный по позывному «Моторола», — 32-летний уроженец Ухты. Он — один из наиболее приближенных к Игорю Стрелкову боевиков. Участвовал в боях в Славянске, за что получил от тогдашнего министра обороны «георгиевский крест Новороссии», а затем — в Иловайске и в Донецком аэропорту. Известно, что Павлов — сирота, лишился родителей в 15 лет и воспитывался бабушкой. После школы пошел служить в 77-ю гвардейскую отдельную Московско-Черниговскую ордена Ленина Краснознаменную ордена Суворова бригаду морской пехоты как связист, где и получил свой позывной. Участвовал во второй чеченской войне, дослужился там до замкомандира взвода.
Но прославился Моторола, как ни странно, вовсе не своими боевыми заслугами, а тем, что устроил себе на Донбассе «двойную жизнь». В Славянске он познакомился с 21-летней местной жительницей Еленой Коленкиной (как он утверждает, спас ее во время обстрелов) и вскоре женился на ней, расписавшись в донецком ЗАГСе. При этом в России у Моторолы есть официальная жена и ребенок. Но на Донбассе он ожидает уже «новороссийское» потомство: Коленкина на сносях.
А осенью Моторола прославился уже по другому поводу: его соратники засняли, как он, не скрывая откровенной радости, стреляет из ручного гранатомета по позициям своих же бойцов. Говорят, такие забавы для него — обычное дело.
Алексей Мозговой стал известен весной прошлого года, когда его батальон «Призрак» попытался взять под свой контроль здание СБУ в захваченном Луганске, но в итоге ушел в Лисичанск Луганской области и установил в ближайшей округе собственную «вольницу». Штаб-квартира находилась на территории местного стеклозавода, а на вооружении у него были зенитно-ракетное и стрелковое оружие и ПТУРы. Когда Лисичанск заняли украинские военные, переместился в Алчевск.
Глава «Призрака» — уроженец Луганщины, называет себя потомственным казаком. Служил в Вооруженных силах Украины по контракту, а после этого некоторое время работал в военкомате города Сватово и руководил луганским отделением организации «Молодая гвардия».
Мозговой регулярно выступает против Луганской и Донецкой народных республик, называя их искусственными новообразованиями, критикует минские соглашения и отказывается сотрудничать с кем бы то ни было. При этом он считает, что по итогам войны в состав «Новороссии» должны войти восемь областей Юго-Востока Украины, в том числе Харьковская, Херсонская, Одесская, Запорожская, Днепропетровская и Николаевская области.
Именно Мозговой придумал и воплотил в жизнь идею проводить «народные суды». Плацдармом для первых таких судов стал Алчевск, где базируется его «Призрак». На одном из таких заседаний местного жителя осудили за изнасилование и приговорили к смертной казни. Присутствующие смертную казнь одобрили, а отец осужденного противостоять «народному правосудию» не смог. Правда, вскоре оказалось, что девушка, которую якобы изнасиловал парень, распивала с ним спиртное и вела себя вызывающе. Так что руководитель «Призрака» решил радикально решить проблему «женской нравственности» и запретил девушкам на подконтрольной ему территории ходить в кафе, поскольку «надо детей рожать и вышивать крестиком».
Многие говорят о том, что Мозговой и его подчиненные — неконтролируемая банда. К слову, именно бойцов «Призрака» связывают с расстрелом двух сотрудников ДПС в Солнечногорском районе Подмосковья, который произошел в ночь на 3 ноября.
Николай Козицын, уроженец Дзержинска Донецкой области и один из лидеров Союза казаков Области Войска Донского, не приемлет над собой контроля властей Луганской и Донецкой народных республик и регулярно вступает в конфликт с ними и с другими батальонами и военизированными формированиями сепаратистов.
Известно, что в 1978 году Козицын окончил Харьковское училище МВД, 6 лет служил надзирателем в исправительно-трудовой колонии УЧ-398/14 в Новочеркасске, откуда его уволили за должностные преступления, и участвовал в конфликте в Приднестровье. В 1994 году Козицын как атаман возрожденного Войска Донского подписал договор о дружбе и сотрудничестве войска с Чеченской республикой Ичкерия, поддерживал отношения с Джохаром Дудаевым во время первой чеченской войны и участвовал в освобождении российских пленных.
Весной 2014 года Козицын возглавил вооруженное формирование «Казачья национальная гвардия Всевеликого войска Донского имени Платова», в состав которого вошли нереестровые донские казаки. Долгое время казаки занимали Антрацит, Стаханов и Первомайск Луганской области, но осенью были вытеснены с позиций боевиками ЛНР.
«Сурков — наш серый кардинал. Молодой, перспективный человек. Прагматик. Все у ихней команды получается».
Козицын прославился на весь мир 25 июня, когда заявил, что взял в плен 15 наблюдателей ОБСЕ. Вскоре он был замечен и в переговорах, касавшихся сбитого 17 июля малайзийского «Боинга», прослушку которых опубликовала СБУ. Козицына и его подчиненных регулярно обвиняют в мародерстве и грабежах, но сам он все это отрицает и говорит, что в его «вотчине» мародерство карается расстрелом.
С руководством ЛНР у Козицына настоящая вражда, и периодически обе стороны устраивают друг другу спецоперации в духе «казаков-разбойников». Например, 28 февраля несколько подразделений ЛНР напали на город Красный Луч, который удерживали казаки Козицына, пытаясь захватить два блокпоста. Произошла перестрелка, несколько человек были убиты, сгорело два частных дома, в том числе и дом Краснолучского атамана Косогора, не раз открыто заявлявшего о нежелании подчиняться главе ЛНР Игорю Плотницкому. Луганские сепаратисты взяли в плен Косогора, разграбили его комендатуру и вернулись в Луганск. При этом в ЛНР заявили, что это была спецоперация прокуратуры «в рамках заведенного уголовного дела»: якобы казаки Козицына попытались похитить «народного мэра» Красного Луча. Кроме того, боевики ЛНР заявили, что освободили законного мэра этого города Марину Филиппову, которую местные казаки держали в плену по приказу Козицына.
Козицын считает подконтрольные ему земли «территорией Российской империи», а Владимира Путина — «императором». В кабинете у него висит два портрета — Путина и Суркова. «Сурков — наш серый кардинал, — сказал однажды казак в интервью «Новой газете». — Молодой, перспективный человек. Прагматик. Все у ихней команды получается».
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244859Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246422Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413016Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419506Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420176Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422828Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423585Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428754Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428891Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429546