7 октября 2013Общество
93

«Наш сын уверен, что папа в темноте борется с собаками»

Наталия Зотова расспросила жену арестованного фотографа Дениса Синякова — Алину Жиганову

текст: Наталия Зотова
Detailed_picture© Евгений Фельдман

Фотограф Денис Синяков уже две недели находится в СИЗО Мурманска. Он снимал историю об активистах «Гринпис» на судне Arctic Sunrise, а после попытки вывесить баннер с буровой платформы «Приразломная» всех, кто был на корабле, арестовал российский суд, и Синякова не защитил статус журналиста — наравне со всеми он обвиняется в пиратстве. Во вторник, 8 октября, у Дениса апелляция — адвокат будет добиваться меры пресечения, не связанной с арестом.

— Денис — фрилансер, он не является штатным фотографом ни одного издания. Тем не менее он фотожурналист. Как так получилось?

— Его творческий путь начался с того, что он работал в одной из московских новостных газет. Потом работал стрингером в Agence France-Presse: то есть снимал для них, но не был в штате. Потом работал там же фоторедактором, позже — фотокорреспондентом. Через некоторое время он получил предложение работать в Reuters и работал там около пяти или шести лет. Это было, пожалуй, семейное решение, что хватит, надо уходить оттуда и заниматься проектами, которые тебе интересны. Ведь в агентстве как: ты просыпаешься утром, и тебе сообщают, что сегодня будешь снимать, например, Лаврова. И ты сидишь и снимаешь. А Денис чувствовал потребность снимать свои истории, которые ему нравятся. Но на них не хватало времени.

— Получается, у него широчайший круг интересов: он снимает и войну, и быт трудовых мигрантов, и жизнь ненцев на Ямале...

— Фотографы оказываются в тех местах, где обычный человек не побывает. Кто иначе узнает, что в пяти тысячах километров от Москвы живут люди в чумах по своим устоям и традициям, едят сырую рыбу, передвигаются на лыжах? То же самое — про войну... Или вот есть такое место в России — километрах в трехстах от Москвы — его каждый год затапливает в половодье. Жители там передвигаются на лодках... Денис знал об этом месте, но, пока он работал в агентстве, у него не хватало времени туда приехать и это снять. А когда уволился, наконец снял про это красивую историю.

— Ты была свидетелем его профессионального роста от самого начала? Сколько времени вы знакомы?

— Мне кажется, всю жизнь... На самом деле около семи лет. Мы познакомились, когда он только перешел в Reuters.

— Денис в основном работает в командировках, часто уезжает?

— Да. Но снимает и события, происходящие в Москве, — в основном для российских изданий.

— Были ли раньше случаи, когда Денису во время работы грозила опасность?

— Для меня «опасность» — это когда могут ранить, например. Если иметь это в виду, то да. Он был в Южной Осетии, в Турции, в Афганистане несколько раз... По-настоящему страшно было, когда он снимал в Южной Осетии. Там совершенно не было связи — только фото он мог передавать по спутнику, это стоит огромных денег. И знать о том, что с ним происходит, я могла только по фотографиям Дениса. Мы договаривались так: я каждый вечер прихожу домой, подгружаю фотографии. Если свежие фото Дениса Синякова на лентах есть — значит, он жив и все хорошо.

Картинки Pussy Riot у него нет, и он сильно меня за это винит: это я его тогда не пустила.

— А проблемы с законом были?

— Его несколько раз задерживали на акциях в Москве, но каждый раз — минут на 20—30. Как только он говорил, что он журналист, его, естественно, сразу отпускали. Сейчас этого не произошло.

— Ты следила или следишь сейчас за политическими процессами — «Болотным делом», делом Pussy Riot?

— Не могу сказать, что живу какой-то общественной жизнью и очень интересуюсь: да, я тоже ходила одно время с белой ленточкой, но активно свою позицию не выражала. И все-таки, поскольку Денис часто с этими событиями сталкивался, мы их обсуждали. Случилось так, что история с Pussy Riot оказалась мне близкой. Денис знал, что девчонки должны устроить акцию в храме Христа Спасителя: он делал историю про Pussy Riot. Но этой картинки у него нет, и он сильно меня за это винит: это я его тогда не пустила. У меня были срочные дела, я попросила его остаться с ребенком. Мы спорили, я говорила: «Они каждую неделю это делают, а мне сейчас надо уехать!» Для World Press Photo и других журналистских премий как раз этой картинки ему и не хватает. Ну кто же знал заранее!

— Денис давно дружит с «Гринпис». Он разделяет их взгляды?

— Да. Он доносит до меня всякие основы зеленого мира: пытается заставить меня выключать воду, пока я чищу зубы, раздельно собирать мусор... Мы ходили на некоторые события «Гринпис»: несколько лет назад, когда было много лесных пожаров, они собирали каштаны и желуди в парке, чтобы посадить новые деревья. Один из этих желудей мы посадили в горшок, он зиму у нас рос, а весной мы высадили росток в Коломенском. Это было в тот же год, когда у нас родился сын. Мы назвали дерево, каштан, «Вася» — в честь сына — и до сих пор ездим его поливать. А на участке у нас растут кедры: окрепнут немного, и мы их высадим в лесу.

Пикет «Гринпис» 5-го октября в поддержку арестованных в Мурманске активистовПикет «Гринпис» 5-го октября в поддержку арестованных в Мурманске активистов© Евгений Фельдман

— Дружить с героями своих снимков — это нормально?

— Я на примере расскажу. После того как Денис закончил историю с мигрантами, он подумывал о том, чтобы снять историю про наркоманов. Ему очень хотелось познакомиться с такими людьми, чтобы они пустили его в свою жизнь. Добиться этого, покупая им наркотики, можно, но профессиональные журналисты так не поступают.

Я его спрашивала: «Вот родители-наркоманы, у них маленький ребенок. И они лежат в несознанке, а малыш ползает по ним и хочет есть. Ты что будешь делать?». Если ребенок будет умирать с голоду, то Денис его, конечно, покормит. Но если он просто ползает в мокрых штанах, Денис ничего не сделает, его задача — документировать. То же самое — на войне. Когда привозят раненых, Денис, естественно, не снимает, а бросается помогать. Они ведь мучаются, а если перевезти их в госпиталь быстро, можно спасти им жизнь.

— Ты говоришь о грани невмешательства, которую Денис не переступал.

— Никогда. Это его позиция, я очень горжусь этим.

— На суде Денис подтверждал, что был на Arctic Sunrise журналистом?

— Да, конечно. Я смотрела видео с суда: Денис держался уверенно, он был убежден, что его отпустят, потому что он журналист. Для него арест был полной неожиданностью и шоком. Он пытался сохранять спокойствие, но я видела в его глазах полное непонимание, что происходит.

— Насчет документов, удостоверяющих его журналистский статус: были ли они у Дениса с собой?

— Я точно не знаю, была ли у Дениса с собой пресс-карта «Ленты.ру». Но дома ее нет, из чего я делаю вывод, что она там, но могла исчезнуть, когда без присмотра обыскивали корабль. По поводу редакционного задания: работа фрилансера отличается от работы штатника. Когда где-то горит дом или происходит стихийная акция, он просто звонит в редакцию: «Привет, там дом горит, я снимаю?» «Конечно, снимай», — отвечают ему: это и есть редакционное задание. Такое задание было у Дениса, они созванивались с главным редактором «Ленты.ру», его фото (с акции на «Приразломной». — Ред.) они опубликовали. Сейчас у нашего адвоката уже есть оформленное надлежащим образом редакционное задание. Да, на судне его не было, потому что так не принято делать. Да и по закону эта бумага не обязательна.

Мы назвали дерево, каштан, «Вася» — в честь сына.

— Про твое душевное состояние скажи пару слов.

— Я никогда не думала, что в такой ситуации окажусь. Мне хочется верить, что я держусь достойно и делаю все, что в моих силах. Несколько дней назад мы обсуждали это с друзьями и пришли к выводу, что такие ситуации дают тебе понять, что на самом деле важно в жизни. По сути, важны только человеческие отношения: любовь близких, поддержка друзей.

Мы с Денисом сейчас строим дом. И до его отъезда много спорили о том, какую сделать в нем лестницу. Один раз мы так ругались на эту тему, что он остановил машину, хлопнул дверью и ушел. А сейчас — да хоть вообще будет дом без лестницы, какое это имеет значение!

— А сын знает что-нибудь?

— Он еще маленький (три года. — Ред.). Когда все случилось, я пыталась ему объяснить: «Твой папа в тюрьме где-то далеко, ему плохо...» Он переспросил:

— Где папа, в темноте?
— Ну да, — говорю, — в темноте.
— Ему плохо... Его бабаки обижают?
— Да, его обижают собаки.

Так что Вася уверен, что папа в темноте борется с собаками. Самое важное, о чем сын меня спрашивает по нескольку раз в день: «Но папа же сильный, смелый, он всех собак распугает?» Мне немного тяжело с ним об этом говорить, но, в общем, сын тоже уверен, что все разрешится хорошо.

— Что сейчас предпринимается, чтобы Денису помочь?

— После моей поездки в Мурманск и после большой работы команды «Гринпис» у него есть теплые вещи и все, что ему нужно. Осталось только передать книги. Он на корабле не дочитал «Шоколад» Джоан Харрис, очень хочет дочитать. А я пытаюсь над всей этой ситуацией немножко посмеяться, поэтому купила ему «Пиратов Карибского моря», «Остров сокровищ»... Только напрямую передать их Денису не удастся: книги можно только отдать в библиотеку СИЗО, и заключенные оттуда смогут их брать.

Во вторник будет апелляция на арест Дениса, на ней мы будем предлагать судьям любые варианты: домашний арест, залог, подписку о невыезде из Мурманска — только чтобы он не находился в тюрьме.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241484
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249501
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416199
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420443
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425695
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427042