29 декабря 2020Colta Specials
135

Найди десять отличий

Мы подвели итоги 2020 года еще десять лет назад

6 из 9
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Татьяна Жигунова
    Музыка-2020: триумф национальной поп-музыки

    Денис Бояринов

    Земной шар наконец-то узнал мощь и почувствовал обаяние русской песни

    2020-й, несомненно, войдет в российскую историю как год мирового триумфа национальной поп-музыки. Впервые весь мир пел под нашу дуду, не скрывая собственного удовольствия

    Возможно, вы помните, что все началось с чудовищного провала – после позорного вылета футбольной сборной России из собственного ЧМ-2018 лучшие головы страны возобновили поиски национальной идеи и, после консультации с крупнейшими шаманами Алтая, остановились на поп-культуре. По амбициозному замыслу кремлевских идеологов, земной шар должен был наконец-то – впервые примерно с 1945 года – узнать мощь и почувствовать обаяние русской песни, подняв тем самым самооценку нации и подчистив внешнеполитический имидж державы.

    Для решения нестандартной задачи был разработан подробный план нестандартных действий. Начали, впрочем, с когда-то уже покоренных высот, а именно «Евровидения-2019». Популярный телевизионный конкурс, некогда зажигавший звезды, к этому моменту окончательно превратился в мировое шоу фриков и ютьюб-мемов, в котором победу России с легкостью принес легендарный Иосиф Кобзон. Находящийся в великолепной форме певец и член Госдумы исполнил знаменитое русское «Тро-ло-ло» – номер из золотого фонда мем-классики – так же честно и проникновенно, как «Не думай о секундах свысока» на концерте по случаю Дня милиции. Этим он не мог не покорить мирового зрителя, привыкшего к фальши и клоунаде фонограммных лжеартистов «Евровидения». Некоторых очков выступлению Кобзона добавил приветственный спич «Лет ми спик фром май харт», по бумажке исполненный экс-министром спорта Виталием Мутко.

    Честная победа Кобзона и Мутко перенесла «Евровидение-2020» в культурную столицу России Пермь, где конкурс успешно состоялся. Несмотря на то что власти Перми провели его с истинно русским размахом, гостеприимством и даже пользой для города (в Перми наконец-то появилась полноценная набережная), переплюнуть московский рекордный бюджет одиннадцатилетней давности им не удалось.

    Этот год был богат на партнерские проекты русских и зарубежных музыкантов, и не все из них были инициированы государством.

    Другой удачной инициативой властей России стала президентская программа по поддержке российских стадионных англоязычных рок-групп, получившая статус нацпроекта. В ее задачи входило убить сразу нескольких зайцев: поднять уровень развития рок-культуры в массах, вызвать у народа интерес к изучению английского и заодно приспособить к делу простаивающие без дела многотысячные стадионы, оставшиеся от ЧМ-2018. Пользуясь государственной поддержкой, многие наши англоязычные рок-группы получили возможность (наконец-то) проехаться по стране из конца в конец и выступить вместе со своими зарубежными коллегами. Особенно успешным стал совместный концерт подзабытых ирландцев U2 и московских мастодонтов «19.84» на 45-тысячнике в Саранске – пара тысяч поклонников обаятельного фронтмена «19.84» Василия Зоркого дождались-таки выхода кумира на сцену, несмотря на долгий и утомительный разогрев.

    Вообще этот год был богат на партнерские проекты русских и зарубежных музыкантов, и не все из них были инициированы государством. Например, известный певец Григорий Лепс, он же владелец сети караоке-клубов «Лепс», превзошедшей недавно размерами российскую сеть McDonalds, за свои деньги исполнил давнюю мечту. Лепс, известный пылкой страстью к песням британской рок-группы Coldplay, записал с ней совместный трек для своего нового альбома. Это ремейк главного хита его караоке-сети «Рюмка водки на столе». Говорят, что во время записи лидеру Coldplay Крису Мартину долго не удавалось выговорить фразу из песни: «Слов и чисел простота / У небесного моста / Раскидала перья птиц»; это и понятно – русский для него неродной. Что касается смысла этих проникновенных строчек, то его не смог объяснить Мартину даже известный русофил Брайан Ино, выступивший продюсером этой записи.

    Переведем свой взгляд с Запада на Восток. На этом фронте тоже шло массированное наступление нашей поп-культуры. Первый альбом на китайском одного из наиболее популярных русских рэперов Гуфа сразу стал мультиплатиновым благодаря его совместному треку с давно любимым в Китае голосистым Витасом. Гораздо большую загадку представляет неожиданный успех «китайской» пластинки рэпера-хулигано Ноггано, в которой он использует всего три слова – «пуяо», «сесе» и «нихао», заменяя остальные недостающие русским матом. Впрочем, некоторые культурологи полагают, что именно в этом неожиданном сочетании и состоит ноу-хау артиста.

    Настоящим потрясением для Китая, Японии, Европы и США стал беспрецедентный гастрольный тур первой голографической группы из России под названием «Цой жив!». Мир впечатлила нестандартная «восточная» внешность главной рок-звезды России, воскрешенной в 3D-технологии; запоминающаяся легенда, предварительно прокачанная на весь мир в фильме KINO Тимура Бекмамбетова, и заводная, но пафосная музыка. 3D-гастроль «Цой жив!» опередила по сборам аналогичные по масштабу резуррекшн-шоу Элвиса и Майкла Джексона.

    Но самым известным в мире российским артистом в 2020-м оставался лидер нации Владимир Путин, записавший при участии знаменитых джазменов мира скромный альбом кавер-версий советских песен «С него начинается Родина».


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241756
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249662
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416315
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420548
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425795
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427144