29 декабря 2020Colta Specials
135

Найди десять отличий

Мы подвели итоги 2020 года еще десять лет назад

9 из 9
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Евгений Тонконогий
    Театр-2020: время командных зачетов

    Марина Давыдова

    В кулуарах «Золотой маски» стала муссироваться идея командных зачетов. Теперь она обрела законченную организационную форму

    Оборачиваясь на ушедший 2020 год, невольно вспоминаешь год 2010-й. Именно тогда впервые наметилась удивительная метаморфоза нашего сценического ландшафта, которая теперь де юре зафиксирована в программе «Золотой маски», главном камертоне российской театральной жизни.

    Афиша премии в разделе «Драматический театр», как все помнят, делилась прежде на две категории — «Лучшие спектакли большой формы» и «Лучшие спектакли малой формы». Теперь это, признаться, довольно искусственное деление сменилось другим: «Лучшие спектакли больших мастеров» и «Лучшие спектакли их младших современников». К большим мастерам относятся режиссеры старше сорока пяти лет. Среди них уже совсем пожилые, но по-прежнему остающиеся главными театральными ньюсмейкерами патриархи отечественного театра и режиссеры среднего поколения — Сергей Женовач, Миндаугас Карбаускис, Кирилл Серебренников, Дмитрий Крымов, Андрей Могучий... Все они соревнуются индивидуально — каждый сам за себя. Для режиссеров же моложе 45 лет предложена командная форма соревнования.

    Впервые эта идея была опробована как раз в 2010 году, когда в афишу «Золотой маски» рядом со спектаклями Петра Фоменко, Валерия Фокина, Адольфа Шапиро, Льва Эренбурга включили проект РАМТа «Молодые режиссеры — детям», выдвинув в рамках проекта сразу четыре спектакля четырех выпускников курса Сергея Женовача. Спектакли были перечислены в афише через запятую, а фамилии поставивших их режиссеров не упоминались вовсе. Несмотря на все усилия, эксперты в тот год так и не смогли вычленить из четверки симпатичных молодых ребят какую-то одну яркую индивидуальность и обнаружить среди четырех милых работ ту единственную, что смогла бы соревноваться с работами представителей старшего поколения на равных. Так и выдвинули — всех скопом!

    В 2010 году еще казалось, что случай с рамтовским проектом — любопытное исключение из правила. Вот-вот нагрянут дерзновенные, пролагающие новые пути в искусстве молодые режиссеры, которые заставят о себе говорить. Но шли годы, а театр продолжал прирастать милым, симпатичным, овладевшим некоторыми секретами мастерства молодняком, эдакими «отличниками» и «отличницами» факультета режиссуры, фамилии которых никто уже даже и не пытался запомнить. Надеялись, что из лона курсов Кирилла Серебренникова выйдет какой-нибудь enfant terrible и заткнет за пояс «отличников». Тоже не случилось. Режиссеров становилось все больше, ярких индивидуальностей не стало вовсе. Их если и запоминали, то исключительно по имени мастера. В связи с этим последние пять лет в кулуарах «Золотой маски» стала муссироваться идея командных зачетов. Теперь она обрела законченную организационную форму. В этом году за «Золотую маску» борются:

    Ученики Сергея Женовача (пять фамилий)
    Ученики Олега Кудряшова (четыре фамилии)
    Ученики Кирилла Серебренникова (четыре фамилии)
    Ученики Евгения Каменьковича (три фамилии)

    ну и, наконец,
    Молодые режиссеры «Театра.doc» (двадцать фамилий)

    В последнюю подгруппу входит внушительная армия постановщиков, воплощающих новые пьесы в камерном пространстве. Не обязательно непосредственно в самом «Театре.doc» — понятие в данном случае трактуется расширительно. Кстати, сам «Театр.doc» в этом году наконец-то выехал из своего закутка на 30 мест в Трехпрудном переулке и въехал в новый, несколько более просторный подвал, в котором — спасибо московскому Комитету по культуре — помещается сразу 55 зрителей.

    Предсказать исход командных забегов мы не беремся. Что же до режиссеров, соревнующихся индивидуально, то тут большие шансы на победу у Сергея Женовача со спектаклем «Учение Христа, изложенное для детей» по одноименному произведению Л.Н. Толстого, у Кирилла Серебренникова со спектаклем по новому роману Натана Дубовицкого «Околодвухнолей» и у Дмитрия Крымова со спектаклем «Композиция № 16».

    Спектакли были перечислены в афише через запятую, а фамилии поставивших их режиссеров не упоминались вовсе.

    Самые же большие шансы на победу у Дмитрия Чернякова, который выступит в жанре, им самим изобретенном, — «рассказ о непоставленном спектакле». На сей раз всемирно известный режиссер вдохновенно рассказал московским зрителям о том, как в рамках юбилейного года Ф.М. Достоевского он не поставил его роман «Подросток».

    Ну и, наконец, главное достижение «Золотой маски» и всей театральной культуры — решение вручать премию не только артистам, режиссерам, сценографам, но и зрителям. В связи с небывалым расслоением театральной аудитории номинацию пришлось разделить на две части — «Лучший фестивальный зритель» и «Лучший зритель московских премьер». Так же как в номинации «За честь и достоинство» лауреаты премии в этих номинациях известны заранее.

    Лучшим фестивальным зрителем — 2020 признан студент Высшей школы экономики Аскольд Собакин, умудрившийся посмотреть в 2020 году 203 спектакля 47 московских международных театральных форумов. Он представил администрации «Маски» корешки от купленных на спектакли билетов.

    Победитель в номинации «Лучший зритель московских премьер» определился путем анкетирования. В этом году победа досталась московской пенсионерке Алевтине Юпуртышкиной. Ей единственной удалось ответить сразу на три из пяти вопросов масочной анкеты:

    1. Действительно ли герой бессмертной комедии Гоголя Хлестаков оказался ревизором?

    2. Кто кого отравил в маленькой трагедии Пушкина — Моцарт Сальери или Сальери Моцарта?

    3. Кто явился Гамлету, принцу датскому, — тень отца или тень матери?

    4. О какой Кате идет речь в цитате: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»?

    5. Сколько сестер было в пьесе Чехова «Три сестры»?

    По традиции известны заранее и имена победителей в номинации «За поддержку театрального искусства». Высшую театральную награду получат в этом году мэры Омска и Новосибирска Иван Бывалый и Леня Питерский. «Маски» присвоены им за то, что на территории вверенных им городов ни один театр в течение 2020 года не был превращен в боулинг или ночной клуб.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20241752
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249662
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416315
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420548
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425795
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427144