Разговор c оставшимся
Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244861COLTA.RU поговорила с Машей Скрипальщиковой, заместителем генерального директора по развитию Музея советских игровых автоматов, и выяснила, что случилось с ними в последнее время и чем здесь можно и нужно помочь.
1. Что произошло с вами с начала марта?
На карантин в Москве мы закрылись почти сразу. Первым из музеев на изоляцию ушел «Гараж», мы подумали, что, поскольку тоже негосударственные, не ждать же нам команды, безопасность значительно важнее, чем какие-то распоряжения.
Купили для сотрудников санитайзеры, несколько ящиков тушенки, фасоли, ящик водки на случай чрезвычайного положения. Вдруг кто-то решит изолироваться в музее? Повесили объявление на дверь, провели последнее в весеннем сезоне очное собрание и вот уже почти два с половиной месяца не работаем.
Музей в Петербурге закрылся синхронно с московским — в один день, ребята точно так же заранее купили все необходимое, моментально оптимизировали расходы: составили список подрядчиков и поставщиков услуг, которых надо поставить на паузу по оплатам, и так далее. Вообще было обидно, в музей еще неделю приходили люди и не понимали, почему мы закрыты. Прочитав объявление с объяснением причин, кто-то крутил пальцем у виска, кто-то фотографировал, другие, одобрительно кивая, махали дежурным сотрудникам рукой. Коллеги из Петербурга еще несколько раз собирались в музее, наводили порядок, разбирали домашние задания, чтобы чуть позже остаться безвылазно дома.
Сразу понимали, что не скоро вернемся в привычный режим, поэтому нужно переезжать в онлайн. Первую неделю казалось, что это блестящая идея, ведь все же так делают, и мы принялись снимать вообще все — от видеообращений до лекций. Как говорится, «все побежали, и я побежал» :). Но быстро стало очевидно, что не так-то все просто.
Во-первых, для создания качественного контента нужны хорошая техника и специалисты. Во-вторых, люди быстро устали от бесконечного потока призывов «посмотрите нашу лекцию», «примите участие в дискуссии» и начали жаловаться, что их это фрустрирует, потому что бесконечно потреблять все, что тебе предлагает буквально ВЕСЬ МИР — от австралийского зоопарка до какого-нибудь американского музея, — просто невозможно.
И мы поняли, что пытаться вписаться в этот стихийных поток — не самая правильная стратегия. Лекции, которые для нас могут прочитать наши прекрасные друзья — ученые и исследователи, лучше оставить для офлайна, обращения будет интересно собрать в некоторый общий ролик, чтобы проследить, как изменился мир за эти месяцы, и выпустить его к выходу с карантина. В результате мы сосредоточились на простых форматах, которые не требуют сильной концентрации и напряжения, ведь людям и без того тяжело. А наши друзья, умеющие создавать контент по-настоящему круто, помогли все это сделать. Девизом стало «лучше меньше, да лучше».
Первое, что мы организовали, — съемки видеоэкскурсии по двум площадкам, московской и петербургской; посмотреть эту легкую, увлекательную прогулку можно здесь.
Почти одновременно с этим мы запустили телеграм-бота, который представляет собой игровое путешествие по музею, где в формате диалога мы рассказываем о наших самых популярных экспонатах и типичных ситуациях с посетителями. Чтобы поиграть, ищите в Телеграме @museum15kopbot.
13 апреля музею исполнилось 13 лет, так что празднование дня рождения мы тоже перенесли в онлайн, а теперь регулярно проводим онлайн-турниры по тетрису совместно с проектом Stay the F∗ck Home Bar.
2. Вы занимаете в культуре особенную нишу? Почему важно, чтобы вы выжили?
Мы — культурно-просветительский проект, который был создан в 2007 году тремя студентами-инженерами. За 13 лет любительский проект вырос в успешный негосударственный музей. Сегодня в коллекции около 300 игровых автоматов, которые выпускались в СССР в течение всего 15 лет — с середины 1970-х до начала 1990-х. Наша аудитория — 130 000 посетителей в год. Конечно, мы понимаем, что мы не Эрмитаж и не ГМИИ, но мы занимаемся не только поиском и реставрацией автоматов: мы кроме этого еще изучаем разные интересные темы — историю повседневности, философию и социологию игр, промышленный дизайн и многое другое. У нас есть своя аудитория, люди, которые возвращаются к нам постоянно. К тому же нами много интересуются иностранцы. Мы очень легкая «точка входа», чтобы через игру заинтересовать человека, вдохновить его разобраться в инженерной составляющей автоматов. Одна из самых частых просьб от посетителей — «Покажите, что внутри, и объясните, как это работает». Поэтому мы много работаем с детьми и подростками.
3. Чем вам грозит ситуация?
Потерей команды, банкротством, закрытием.
4. Объем ваших потерь: сможете ли вы назвать сумму?
Каждый месяц мы теряем примерно 5 млн (учитывая три площадки — две в Москве и одну в Санкт-Петербурге).
5. Что вы собирались сделать в 2020 году и что вы сделаете, несмотря ни на что?
У нас был огромный план! Прежде всего, наша основная московская площадка переехала с Кузнецкого Моста на Рождественку, поэтому в планах у нас было доделать основную экспозицию, в которой много новой информации, добавить в нее интерактивные объекты, разработать специальный проект для включения в «Урок в музее» этих самых объектов и наших автоматов для иллюстраций тем по физике, математике, программированию. Еще была очень большая лекционная программа, мы придумали целых два сезона! Также в разработке небольшая выставка — проект по сбору материалов, историй и воспоминаний про советские игровые автоматы. Мы хотели сделать интервью и внедрить их в экспозицию, там много очень крутого материала. В общем, нормальная, веселая и насыщенная музейная жизнь.
Коллеги из Петербурга активно готовили благотворительный аукцион «Соцсбыт», который музей проводит совместно с центром «Антон тут рядом». Аукцион был запланирован на конец марта, так что, когда мы ушли на карантин, подготовка к нему была практически завершена. Конечно, мы надеемся, что и аукцион, и большой лекционный курс Европейского университета в Санкт-Петербурге, и презентация книги «История Nintendo», на которую мы совместно с Французским институтом планировали привезти из Франции автора — писателя Флорана Горжа, обязательно состоятся.
Сейчас мы понимаем, что, несмотря ни на что, переделаем наш сайт. И прямо сейчас подтягиваем качество контента в соцсетях, получается неплохо.
При позитивном сценарии обязательно доделаем экспозицию, как и планировали; при каком-то среднем сценарии, если выживем, просто закончим ремонт в помещении. Постараемся частично сохранить лекционную программу, делать ее будем обязательно офлайн. Продолжим сотрудничество с мастерской фристайла, которая до карантина устраивала у нас по четвергам свои сессии.
Ну и работу по реставрации автоматов мы ведем постоянно. Сейчас идеальное время для нашего технического директора — никто не мешает чинить :).
6. Расскажите, как можно вам помочь прямо сейчас и как вы остаетесь на связи со своей аудиторией в кризисное время.
Как уже говорилось, мы сделали видеоэкскурсию по двум площадкам.
Можно поиграть — вот бот в Телеграме: @museum15kopbot.
Мы активны в соцсетях и проводим турниры по тетрису и другие игровые активности (сейчас обсуждаем квиз).
На нас можно подписаться и участвовать в турнирах здесь:
Фейсбук;
Инстаграм;
«ВКонтакте»;
Твиттер;
«Одноклассники».
Можно поддержать нас и оформить эту поддержку финансово здесь.
Взять интервью у одного из отцов-основателей музея Максима Пинигина :). Макс сейчас в уникальной ситуации: управляет не только музеем, но и сообществом «Сила ветра» и техноковоркингом Laba.Space. Работы очень много в Laba, потому что ребята присоединились к движению «Мейкеры против COVID», а вот музей и «Сила ветра» дрейфуют…
Запрещенный рождественский хит и другие праздничные песни в специальном тесте и плейлисте COLTA.RU
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новостиМария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен
28 ноября 20244861Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым
22 ноября 20246424Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах
14 октября 202413018Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается
20 августа 202419510Социолог Анна Лемиаль поговорила с поэтом Павлом Арсеньевым о поломках в коммуникации между «уехавшими» и «оставшимися», о кризисе речи и о том, зачем людям нужно слово «релокация»
9 августа 202420178Быть в России? Жить в эмиграции? Журналист Владимир Шведов нашел для себя третий путь
15 июля 202422830Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым
6 июля 202423587Философ, не покидавшая Россию с начала войны, поделилась с редакцией своим дневником за эти годы. На условиях анонимности
18 июня 202428758Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова
7 июня 202428894Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»
21 мая 202429548