Музей, которому нужна поддержка

Маша Скрипальщикова о реставрации советских игровых автоматов, карантинных турнирах по тетрису и будущих лекциях офлайн

 
Detailed_picture© Colta.ru

COLTA.RU поговорила с Машей Скрипальщиковой, заместителем генерального директора по развитию Музея советских игровых автоматов, и выяснила, что случилось с ними в последнее время и чем здесь можно и нужно помочь.

1. Что произошло с вами с начала марта?

На карантин в Москве мы закрылись почти сразу. Первым из музеев на изоляцию ушел «Гараж», мы подумали, что, поскольку тоже негосударственные, не ждать же нам команды, безопасность значительно важнее, чем какие-то распоряжения.

Купили для сотрудников санитайзеры, несколько ящиков тушенки, фасоли, ящик водки на случай чрезвычайного положения. Вдруг кто-то решит изолироваться в музее? Повесили объявление на дверь, провели последнее в весеннем сезоне очное собрание и вот уже почти два с половиной месяца не работаем.

Музей в Петербурге закрылся синхронно с московским — в один день, ребята точно так же заранее купили все необходимое, моментально оптимизировали расходы: составили список подрядчиков и поставщиков услуг, которых надо поставить на паузу по оплатам, и так далее. Вообще было обидно, в музей еще неделю приходили люди и не понимали, почему мы закрыты. Прочитав объявление с объяснением причин, кто-то крутил пальцем у виска, кто-то фотографировал, другие, одобрительно кивая, махали дежурным сотрудникам рукой. Коллеги из Петербурга еще несколько раз собирались в музее, наводили порядок, разбирали домашние задания, чтобы чуть позже остаться безвылазно дома.

Сразу понимали, что не скоро вернемся в привычный режим, поэтому нужно переезжать в онлайн. Первую неделю казалось, что это блестящая идея, ведь все же так делают, и мы принялись снимать вообще все — от видеообращений до лекций. Как говорится, «все побежали, и я побежал» :). Но быстро стало очевидно, что не так-то все просто.

Во-первых, для создания качественного контента нужны хорошая техника и специалисты. Во-вторых, люди быстро устали от бесконечного потока призывов «посмотрите нашу лекцию», «примите участие в дискуссии» и начали жаловаться, что их это фрустрирует, потому что бесконечно потреблять все, что тебе предлагает буквально ВЕСЬ МИР — от австралийского зоопарка до какого-нибудь американского музея, — просто невозможно.

И мы поняли, что пытаться вписаться в этот стихийных поток — не самая правильная стратегия. Лекции, которые для нас могут прочитать наши прекрасные друзья — ученые и исследователи, лучше оставить для офлайна, обращения будет интересно собрать в некоторый общий ролик, чтобы проследить, как изменился мир за эти месяцы, и выпустить его к выходу с карантина. В результате мы сосредоточились на простых форматах, которые не требуют сильной концентрации и напряжения, ведь людям и без того тяжело. А наши друзья, умеющие создавать контент по-настоящему круто, помогли все это сделать. Девизом стало «лучше меньше, да лучше».

Первое, что мы организовали, — съемки видеоэкскурсии по двум площадкам, московской и петербургской; посмотреть эту легкую, увлекательную прогулку можно здесь.

Почти одновременно с этим мы запустили телеграм-бота, который представляет собой игровое путешествие по музею, где в формате диалога мы рассказываем о наших самых популярных экспонатах и типичных ситуациях с посетителями. Чтобы поиграть, ищите в Телеграме @museum15kopbot.

13 апреля музею исполнилось 13 лет, так что празднование дня рождения мы тоже перенесли в онлайн, а теперь регулярно проводим онлайн-турниры по тетрису совместно с проектом Stay the F∗ck Home Bar.

2. Вы занимаете в культуре особенную нишу? Почему важно, чтобы вы выжили?

Мы — культурно-просветительский проект, который был создан в 2007 году тремя студентами-инженерами. За 13 лет любительский проект вырос в успешный негосударственный музей. Сегодня в коллекции около 300 игровых автоматов, которые выпускались в СССР в течение всего 15 лет — с середины 1970-х до начала 1990-х. Наша аудитория — 130 000 посетителей в год. Конечно, мы понимаем, что мы не Эрмитаж и не ГМИИ, но мы занимаемся не только поиском и реставрацией автоматов: мы кроме этого еще изучаем разные интересные темы — историю повседневности, философию и социологию игр, промышленный дизайн и многое другое. У нас есть своя аудитория, люди, которые возвращаются к нам постоянно. К тому же нами много интересуются иностранцы. Мы очень легкая «точка входа», чтобы через игру заинтересовать человека, вдохновить его разобраться в инженерной составляющей автоматов. Одна из самых частых просьб от посетителей — «Покажите, что внутри, и объясните, как это работает». Поэтому мы много работаем с детьми и подростками.

3. Чем вам грозит ситуация?

Потерей команды, банкротством, закрытием.

4. Объем ваших потерь: сможете ли вы назвать сумму?

Каждый месяц мы теряем примерно 5 млн (учитывая три площадки — две в Москве и одну в Санкт-Петербурге).

5. Что вы собирались сделать в 2020 году и что вы сделаете, несмотря ни на что?

У нас был огромный план! Прежде всего, наша основная московская площадка переехала с Кузнецкого Моста на Рождественку, поэтому в планах у нас было доделать основную экспозицию, в которой много новой информации, добавить в нее интерактивные объекты, разработать специальный проект для включения в «Урок в музее» этих самых объектов и наших автоматов для иллюстраций тем по физике, математике, программированию. Еще была очень большая лекционная программа, мы придумали целых два сезона! Также в разработке небольшая выставка — проект по сбору материалов, историй и воспоминаний про советские игровые автоматы. Мы хотели сделать интервью и внедрить их в экспозицию, там много очень крутого материала. В общем, нормальная, веселая и насыщенная музейная жизнь.

Коллеги из Петербурга активно готовили благотворительный аукцион «Соцсбыт», который музей проводит совместно с центром «Антон тут рядом». Аукцион был запланирован на конец марта, так что, когда мы ушли на карантин, подготовка к нему была практически завершена. Конечно, мы надеемся, что и аукцион, и большой лекционный курс Европейского университета в Санкт-Петербурге, и презентация книги «История Nintendo», на которую мы совместно с Французским институтом планировали привезти из Франции автора — писателя Флорана Горжа, обязательно состоятся.

Сейчас мы понимаем, что, несмотря ни на что, переделаем наш сайт. И прямо сейчас подтягиваем качество контента в соцсетях, получается неплохо.

При позитивном сценарии обязательно доделаем экспозицию, как и планировали; при каком-то среднем сценарии, если выживем, просто закончим ремонт в помещении. Постараемся частично сохранить лекционную программу, делать ее будем обязательно офлайн. Продолжим сотрудничество с мастерской фристайла, которая до карантина устраивала у нас по четвергам свои сессии.

Ну и работу по реставрации автоматов мы ведем постоянно. Сейчас идеальное время для нашего технического директора — никто не мешает чинить :).

6. Расскажите, как можно вам помочь прямо сейчас и как вы остаетесь на связи со своей аудиторией в кризисное время.

Как уже говорилось, мы сделали видеоэкскурсию по двум площадкам.

Можно поиграть — вот бот в Телеграме: @museum15kopbot.

Мы активны в соцсетях и проводим турниры по тетрису и другие игровые активности (сейчас обсуждаем квиз).

На нас можно подписаться и участвовать в турнирах здесь:

Фейсбук;
Инстаграм;
«ВКонтакте»;
Твиттер;
«Одноклассники».

Можно поддержать нас и оформить эту поддержку финансово здесь.

Взять интервью у одного из отцов-основателей музея Максима Пинигина :). Макс сейчас в уникальной ситуации: управляет не только музеем, но и сообществом «Сила ветра» и техноковоркингом Laba.Space. Работы очень много в Laba, потому что ребята присоединились к движению «Мейкеры против COVID», а вот музей и «Сила ветра» дрейфуют…


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244861
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246424
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413018
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419510
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423587
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428894
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429548