10 марта 2015Colta Specials
262

К отставке Сергея Капкова

Редакция COLTA.RU комментирует сегодняшнюю новость

5 из 9
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture© Анна Шмитько / ГОГОЛЬ-ЦЕНТР
    Дмитрий РенанскийЦепная реакция

    Годы, проведенные Сергеем Капковым на посту руководителя столичного Департамента культуры, уже успели войти в историю — если и не в историю государственной культурной политики, то в новейшую историю российского театра наверняка. Значение всего того, что в период с сентября 2011-го удалось (и особенно того, что не удалось) сделать Капкову и его подопечным для будущего отечественной сцены, еще, как говорится в подобных случаях, только предстоит оценить — и, ей-богу, со временем акции «человека, работавшего хорошим парнем» явно будут лишь расти в цене.

    Ориентация на последовательное обновление кадрового состава и ставка на молодых; настойчивое желание проанализировать и осмыслить сегодняшнее существование всего гигантского театрального хозяйства — заросшего бурьяном и задыхающегося от непроартикулированности; опора на экспертное мнение, диалог с профессиональным сообществом и, как следствие, стремление к публичности и прозрачности принятия решений: с подобным к себе отношением со стороны власти российский театр столкнулся впервые.

    Тут, видимо, сразу же стоит оговориться: частенько встречающееся в массовом обиходе и затертое от неуместного использования понятие «театральная реформа Капкова» не вполне корректно, и употреблять его стоит с известной осторожностью. Последовательную реформу Капкову осуществить не удалось, да и навряд ли он на нее замахивался — правильнее было бы говорить скорее о подготавливающей театральную реформу культурной политике, но и тут, впрочем, снова не избежать оговорок: эта самая политика в годы работы в департаменте Евгении Шерменевой и после ее ухода — две большие разницы.

    Среди гневных филиппик в адрес экс-руководителя Департамента культуры чаще других звучали обвинения в дискретности действий, в точечности предпринимаемых шагов, в отсутствии желанной системности — по гамбургскому счету вполне, кстати, справедливые. Мало кто, однако, задумывался о том, что осуществить реформу в одном отдельно взятом регионе страны невозможно — и не столько потому, что масштабные преобразования в театральной сфере требуют мощной перестройки законодательной базы. Просто театры с их сегодняшними проблемами — лишь верхушка айсберга, в основании которого лежат мучительно-неразрешимые проблемы постсоветского общества. На них-то Капков и напоролся — «в парках деревья, а в театрах люди, и это *** (крах, конец, кошмар. — Ред.)», как точно сформулировала одна московская остроумица.

    Очевидно, что, начиная осенью 2011 года свое движение в сторону театральной весны, Капков не вполне ясно осознавал, во что именно ввязывается. Взявшись за свой второй после ЦПКиО Grand Projet — переформатирование бывш. Театра им. Гоголя в «Гоголь-центр» — он впервые вплотную столкнулся с черной дырой клаустрофобичной, патриархальной, архаической театральной системы, доставшейся современной России в наследство от саднящего фантомными болями советского прошлого.

    Предугадать реакцию не только прагматичного политика, понесшего серьезные репутационные потери, но и рассудительного человека, уткнувшегося в непреодолимую глухую стену, не составляло особого труда. Поняв, что повторить успех садово-паркового блицкрига на столичных подмостках не получится даже при всем желании, Капков, как и следовало ожидать, в ужасе отшатнулся — сначала демонстративно дистанцировавшись от реализации еще одной потенциально взрывоопасной инициативы своих подопечных, таганской «Группы юбилейного года», а потом и вовсе потеряв интерес к театру как к сфере приложения профессиональных усилий.

    Сделанного, впрочем, оказалось вполне достаточно для того, чтобы радикально изменилась если не сама модель бытования института театра, то, по крайней мере, привычное к ней отношение театрального сообщества и его ощущение себя в ней: Капков запустил цепную реакцию, дальнейшее — дело времени.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242166
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249933
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416544
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420751
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426044
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427364