10 марта 2015Colta Specials
262

К отставке Сергея Капкова

Редакция COLTA.RU комментирует сегодняшнюю новость

7 из 9
закрыть
  • Bigmat_detailed_picture
    Денис БояриновКак я слил протест

    Благодаря Сергею Александровичу Капкову я познакомился с Джеймсом Маккартни, сыном сэра Пола и Линды Маккартни. По странной игре случая, которая могла произойти только в искрящей возможностями Москве нулевых. Как мне кажется сейчас, это очень показательная история и о тогдашнем времени, и о месте, которое занимал в нем глава Департамента культуры Сергей Капков.

    Я давно одержим идеей фестиваля дебютантов, организованного по условному европейскому стандарту (Transmusicales в Ренне, by:Larm в Осло и т.д.), — это моя всегдашняя идея фикс, чтобы молодые музыканты выступали на большой сцене, с хорошим звуком и светом и при значительном собрании людей. В 2012-м, когда Москва готовилась к эпическому празднованию своего 865-летия и собиралась превращать бульвары в накрытые столы, я рискнул отправить в Департамент культуры предложение провести такой фестиваль. Хорошо понимая, что на одних молодых музыкантов никто не клюнет и нужен эффектный хедлайнер, я по наитию вписал в лайнап Джеймса Маккартни — самого известного неизвестного музыканта в мире, фамилия которого звучит гораздо громче его изящных песен. Именно в 2012-м, после нескольких лет студийной работы, Джеймс Маккартни, находящийся в незавидном статусе дебютанта, решился собрать свои песни в двойной альбом, спродюсированный отцом, и приступить к большим фестивальным выступлениям. 9 сентября 2012-го у него была намечена британская премьера — на знаменитом Bestival. Как было бы элегантно, подумал я, если бы сын знаменитого «битла», испытывающий типические трудности начинающих музыкантов, выступил на открытой площадке в Москве — вместе с десятком российских инди-групп. Не слишком веря в успех этой затеи, я по-трикстерски озаглавил концепцию «МММ+М» — «Москва. Молодость. Музыка + Маккартни» и отослал в Департамент культуры. К моему удивлению, скоро я получил ответ, что идея понравилась, концепция пущена в оборот и фестиваль пройдет 1 сентября 2012-го… на той самой Болотной площади, которая 6 мая стала отправной точкой трагедии.

    До самого последнего момента я не верил в то, что фестиваль состоится. Пока МММ (без редуцировавшейся четвертой М) не оказалась в расписании официальных мероприятий Дня города — а это было расписание на 700 событий, среди которых были и театрализованное представление «Москва — город любви. Эпоха в танце 1812—2012», 2000 танцоров на Красной площади, и соревнования по гиревому спорту «Русский богатырь». Пока в автобусе-гримерке, припаркованном у фонтана на Болотной, не появился Джеймс — старый юноша с фамильной улыбкой и мягким тембром, а у отбойников, отгораживающих зону сцены, — очаровательные девчонки с плакатом «We Love You, James». Пока последние русские в лайнапе, трио NRKTK, одно название которых могло бы отменить фестиваль, не отыграли финальную песню, едва успев закончить под расцветшие в небе огненные хризантемы фейерверка. Потому что на реальности, в которой мы тогда жили, уже по швам трещал цивильный костюмчик — за две недели до назначенной даты Пол Маккартни выступил с письмом в поддержку Pussy Riot, и я очень опасался за то, что громкая папина фамилия фестивалю только навредит. Функционеры Московского департамента массовых мероприятий, организовывавшего событие, не испытывали особенного пиетета к одному из самых известных музыкантов XX века. Для них примером важного мероприятия был юбилей Бородинской битвы с участием В.В. Путина — и только имя Сергея Александровича Капкова производило должное впечатление и работало безотказно.

    В день фестиваля Сергей Александрович Капков заехал на Болотную площадь на 10—15 минут — окинул взглядом собравшуюся толпу, послушал пару песен Джеймса Маккартни, поиграл своей «джокондовской» полуулыбкой и исчез так же внезапно, как и появился. Зачем ему нужен был этот фестиваль? Я много раз себе задавал этот вопрос и до сих пор не знаю точного ответа. Я склоняюсь к мысли, что точно не из-за российских инди-музыкантов и не из-за мирового дебюта Маккартни-младшего — скорее всего, из-за Болотной площади. Ему нужно было организовать там что-то такое модное, рифмующееся с катками и капкейками, что могло бы увлечь молодежь и так называемый креативный класс. У него была задача по фэншую: устроить праздник на месте завихрения опасных энергетических потоков. Ведь он тогда был назначенным системой «человеком-праздником», превращавшим болото так называемой культурной жизни Москвы в модный парк развлечений и тем самым аккуратно спускавшим пар общественного напряжения. А я, предложивший провести инди-фестиваль вместо лужковских концертов с Викой Цыгановой и Олегом Газмановым, — представителем интеллигенции, пошедшим на коллаборацию, человеком, который слил протест. «Разочарование года — это я», как пела на Болотной площади группа NRKTK.

    С другой стороны, даже если безоговорочно верить в магическую силу ритуалов, то действия Сергея Александровича Капкова не подлежат однозначной трактовке. Провести 1 сентября 2012-го на Болотной площади финал «Русского богатыря» было бы гораздо более мощным аккордом победы над оппозицией, практически священным актом очищения от скверны и фронды — и у главы Департамента культуры была такая возможность, которой он не воспользовался.

    Возможно, дело в том, что, как и всякий двойной агент — а Сергей Александрович явно принадлежит двум мирам — и тому, где главный — В.В. Путин, и тому, где главный — Пол Маккартни (Роберт Уилсон, Марина Абрамович и т.д.), — загадочный культуртрикстер Сергей Капков может вдохновенно вести игру, которая до конца непонятна даже ему самому.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20242166
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249933
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416544
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420751
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202426044
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202427364