17 ноября 2017Театр
150

Проблемы белых людей

«Кандидат» Ontroerend Goed и Федора Елютина

текст: Антон Хитров
Detailed_picture© Ontroerend Goed

Отпустив зеркальный грузовик — передвижную «сцену» документального проекта «Cargo Moscow» — обратно в Германию, независимый продюсер Федор «Импресарио» Елютин почти без паузы выпустил новую, третью за год, премьеру — интерактивный спектакль Александра Девриндта «Кандидат», удачно наложившийся на набирающую ход президентскую кампанию. Как и вся продукция импресарио начиная с «Remote Moscow», «Кандидат» — это ремейк западной постановки. Удачная продюсерская стратегия, которой мы обязаны появлением шедевров вроде «Твоей_игры» и того же «Remote», на сей раз себя не оправдала — не в последнюю очередь из-за политической темы проекта.

«Кандидат» — уже третий совместный проект Елютина с бельгийской театральной компанией Ontroerend Goed, которую в России до работы с импресарио почти никто не знал. Прошлым летом вышла «Твоя_игра» — тончайший иммерсивный спектакль о принятии себя, способный заменить сеанс психотерапии: игрок попадал в полутемный лабиринт, встречал актера-проводника и проходил под его руководством серию психологических упражнений. Через год Елютин открыл pop-up-площадку Experience Space, где помимо возобновленной «Твоей_игры» прокатывал новую работу бельгийцев — «Smile Off». Сам импресарио называет ее «спектаклем о доверии»: зрители проводили тридцать минут с обездвиженными руками и ногами и с повязкой на глазах.

Кандидаты взаимозаменяемы, а предмет их борьбы эфемерен.

«Шоу о выборе» — такой подзаголовок дал российский прокатчик очередному проекту команды. За голоса зрителей соревнуются пять молодых людей. Что конкретно будет их наградой — неизвестно: подразумеваются выборы лидера, но это не точно. В течение пяти раундов кандидаты агитируют публику, отвечают на вопросы ведущего и формируют коалиции. В каждом раунде один из участников гонки выбывает. Голосование анонимно; чтобы поддержать кандидата или выбрать из вариантов ответа на какой-нибудь вопрос, нужно нажать соответствующую кнопку на маленьком пульте, заблаговременно выданном у входа. В спектакле минимум импровизации: все возможные сценарии просчитаны и отрепетированы.

Конечная цель создателя и лидера Ontroerend Goed — режиссера Александра Девриндта состоит в том, чтобы разделить зал на большинство и меньшинство, а затем дать первому немного власти над вторым и продемонстрировать работу плохой демократии (как режиссер этого добивается, до просмотра лучше не знать). Главные герои проекта — не кандидаты, а избиратели, поэтому фактов о соседях вы получите чуть ли не больше, чем о персонажах. Статистика возраста, пола, дохода, религиозности, позиций и убеждений — все это выясняется по ходу спектакля и самым непосредственным образом определяет его финал.

«Кандидат» держит зал в напряжении и напоследок озадачивает его эффектной кульминацией, но вопросов к этому проекту остается немало. Пройдемся по главным.

Проблема № 1. Кого выбираем?

Персонажи спектакля — просто «кандидаты»; мы не знаем, на какой пост они претендуют. Почему режиссер решил сохранить это в тайне — неясно. Согласитесь, одно дело — выбирать Мисс мира и совсем другое — президента страны.

© Ontroerend Goed
Проблема № 2. Блеклые кандидаты

У героев нет четких убеждений: об оскорбительных терминах, расизме и собственной предвыборной тактике они рассуждают на уровне обывателей. Интересные программы появляются только у финалистов в последнем раунде. И потом, кандидаты мало чем отличаются друг от друга: это все люди одного возраста и социального слоя — даже любимую диснеевскую принцессу выбрать проще.

© Ontroerend Goed
Проблема № 3. Мой выбор неважен

В перформансе швейцарки Корин Майер «Questioning / Кто ты?» участники получают документ, имеющий к ним прямое отношение. Его можно прочитать либо уничтожить в шредере. В проекте Rimini Protokoll «В гостях. Европа» действия игрока влияют на размер его съедобного приза. И там, и там от решения зрителя зависит, какой опыт он получит. В новой постановке Ontroerend Goed выбирать приходится постоянно, но ни один выбор не влечет за собой особых последствий, потому что кандидаты взаимозаменяемы, а предмет их борьбы эфемерен. «Кандидат» — игра без ставок, и в этом его главная проблема.

© Ontroerend Goed
Проблема № 4. Нам рано говорить о недостатках демократии

Это замечание относится не к авторам, а к прокатчику. «Кандидат» — это проект о том, что демократия может обернуться диктатурой большинства. Возможно, жителям демократических стран и правда стоит об этом помнить — но в России совсем другая повестка: здесь у пресловутого большинства нет ни малейшего влияния, а режим делает все возможное, чтобы не допустить равной борьбы на выборах. Мораль проста: политический театр — не предмет импорта. Он либо свой, либо не политический.


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244948
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246499
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202413088
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419571
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423644
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428947
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429600