В первую очередь, 2017/2018 вспоминается как сезон тяжелых потерь. Олег Табаков, Елена Гремина, Михаил Угаров — их уход, к сожалению, сложно не воспринимать символически, как возможный конец прекрасной, очень продуктивной эпохи театра.
Принципиальным представляется то, что весь минувший сезон в Москве продолжал работать «Гоголь-центр», выпустивший ряд значимых премьер («Маяковский» Филиппа Григорьяна, «Шекспир», «Две комнаты» Евгения Кулагина), — причем «Маленькие трагедии» были показаны театром уже тогда, когда Кирилл Серебренников был под домашним арестом. Каждый показ «Маленьких трагедий» завершается показом слайд-портрета режиссера, а на аплодисментах зрительный зал поднимается и скандирует «Свободу Кириллу Серебренникову!»
Ключевые премьеры (Санкт-Петербург)
«Три толстяка» Андрея Могучего в БДТ
Мистериальный зрелищный спектакль-синтез, вписанный в объем классической сцены-коробки, но сделанный в ностальгической традиции раннего Формального театра.
«Медея» Евгении Сафоновой в Театре имени Ленсовета
Спектакль-микст из текстов Еврипида и Хайнера Мюллера, сделанный в традиции театра, не имеющего в России ни истории, ни аналогов (хэштеги «Ежи Гротовский», «польский театр»). В условиях тотального визуального минимализма, ноль-приема Сафонова сосредоточена на артисте и работает на раскрытие его голосовых/звуковых возможностей: «Медею» можно определить как театр тотального воздействия звуком, звуковой трансгрессии.
«Художник извне и изнутри» Дмитрия Волкострелова и Дмитрия Ренанского в «театре post»
Спектакль-инсталляция и спектакль-лекция, обыгрывающий форму музейного театра и тему пустоты, зияния объекта. Предметом художественного осмысления становятся восприятие и коммуникация, опосредованная вторичными источниками: документом (дневник художника Якопо Понтормо) и искусствоведческими трудами — книгой Джорджо Вазари и комментариями к ним Аркадия Ипполитова.
«Разговоры» в пространстве «Квартира»
Борис Павлович объединил технологии иммерсивного и инклюзивного театров, разместив гостей, актеров и студентов центра «Антон тут рядом» в сугубо ленинградской локации, где, по легенде, располагалось жилье одного из поэтов ОБЭРИУ. У происходящего есть сценарий, есть пространственное решение, однако, что важно, каждый из гостей самостоятельно определяет не только свои локации, но и позицию, степень вовлеченности в действие и набор функций.
Проект «Poe tri» театра «На вынос»
Цикл прогулок с «понаехавшими», но ставшими петербургскими поэтами, которые читают стихи и знакомят зрителя со своими (авто)биографическими локациями. Уникальность проекта режиссера-организатора Максима Карнаухова в том, что он невоспроизводим и целиком завязан на личность героя/проводника. Спектакль-приключение, спектакль — совместный опыт, в ходе которого можно потеряться, найтись, уехать на электричке в Фарфоровскую, узнать, как готовят коктейль «Гриша», и даже подраться с купчинскими гопниками.