6 августа 2018Театр
210

«Сезон большой катастрофы, масштаб которой мы еще не вполне осознаем»

Театральный сезон-2017/2018 глазами критиков

4 из 11
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureСцена из «Situation Rooms»© Rimini Protokoll
    Олег Зинцов

    Ну какие в этом сезоне итоги: смерти и суды. На этом фоне все меркнет.

    Тяжелейшая потеря для нашего театра — да и не только нашего и не только театра — смерть Михаила Угарова и Елены Греминой. Позорнейшая история — бесконечное дело «Седьмой студии»: в этом ужасе есть только одно обстоятельство, не позволяющее окончательно восторжествовать отчаянию и безысходности, — это удивительное человеческое достоинство и стойкость Алексея Малобродского, Кирилла Серебренникова, Софьи Апфельбаум. Нет, два обстоятельства — еще солидарность нашего театрального кружка, совсем уже, может быть, небольшого, но я бесконечно уважаю всех, кто ходит на все эти унылые кафкианские суды, просто чтобы показать: мы с вами, друзья, мы вас не бросили.

    И даже писал я в этом сезоне, кажется, все больше некрологи и колонки про «театральное дело» — жанр рецензии на суд перестал казаться абсурдом. Один номер журнала «Театр.» мы сделали практически для адвокатов: все-все-все про «Платформу», что там было сделано и насколько дико после этого выглядят заявления, что там можно было что-то украсть. Другой номер мы сделали про Михаила Угарова — и сами поразились открывшемуся масштабу его тихой театральной революции. Пока делали, умерла Елена Гремина; да что ж такое, ну как так может быть.

    Вот такой сезон, и не скажешь даже пошлое «жизнь продолжается». Умерла великая и ужасно недопонятая, недооцененная Кира Муратова, умер всеми любимый Олег Табаков. Смерть продолжается, отчаяние продолжается, голодает уже невозможно долго политзаключенный Олег Сенцов. В середине лета фестиваль «Вдохновение» привез вдруг в Москву «Situation Rooms» великих Rimini Protokoll, но даже это ничего уже не меняет, не отменяет. Скорее, концептуализирует: там ведь тоже про круговорот оружия и насилия в мире.

    Российский спектакль сезона — «Маленькие трагедии» Кирилла Серебренникова, выпущенные вопреки всему этому аду, как и фильм «Лето». Может быть, лучший серебренниковский спектакль и точно лучший фильм.

    Ушедшим — любовь и вечная память. Любовь и свободу — живым: Олегу Сенцову, Кириллу Серебренникову, Алексею Малобродскому, Софье Апфельбаум, всем, кто сохраняет здесь и сейчас культуру, которую государство так хочет убить.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249392
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416037
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420350
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425586
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426930