9 октября 2018Театр
173

Король танцует

«Приказ короля» в Урал Опере: гид по ключевой балетной премьере сезона

текст: Софья Дымова
3 из 4
закрыть
  • Bigmat_detailed_pictureЭскиз Алексея Кондратьева к балету «Приказ короля»© Урал Опера Балет
    Новая музыка: Анатолий Королев

    Для премьеры театром была заказана новая партитура — и на ее автора определенно стоит обратить внимание. Петербуржец Анатолий Королев до сих пор остается неузнанным персонажем российской сцены — как почти все его ровесники и однокашники по Ленинградской консерватории, в первую очередь, Юрий Красавин, чья «Пахита» с прошлого сезона идет в той же Урал Опере (и вот-вот будет показана в Петербурге на фестивале «Дягилев P.S.»).

    Премьеры сочинений Королева время от времени проходят в Петербурге, но, кажется, первым исполнением дело всякий раз и ограничивается. Каждое из этих исполнений существует в единственной записи: все они собраны на собственном канале композитора на YouTube, и тем, кто хоть немного интересуется современной академической музыкой, необходимо туда заглянуть. Мало кто из ныне живущих композиторов столь мастерски обращается с большим симфоническим оркестром, мало кто умеет столь же естественно переключаться между диаметрально противоположными стилями и языками и обладает специфическим, чисто музыкальным чувством юмора.

    Королев прежде балетов не писал и почти не соприкасался с театральной сферой (если не считать мини-оперы на текст хармсовских «Четырех иллюстраций…»), но сам тип мышления композитора во многом театрален — кому, например, еще придет в голову устраивать фортепианный концерт в виде лекции о марсианских народных танцах? Королеву, кажется, одинаково легко даются миниатюра и крупная форма, он равно убедительно предстает ироничным и патетичным, склонен к парадоксальным жанровым столкновениям и отнюдь не чужд гротеска и эксцентрики — полный набор качеств, необходимых для большой музыкальной сцены. Хореографы особо должны оценить свойство, которое академик Асафьев некогда назвал мускульностью ритма, — даже странно, что балетный театр до сих пор не забрал Королева в рабство: феерический Скрипичный концерт, блистательный концерт для оркестра «Фигура речи», да хоть бы и электронный «Мастер модуляций в клубе имени Мёбиуса» (69-летний Королев с электроникой работает много) просятся быть станцованными.


    Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 20249404
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202416049
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202420362
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202425598
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202426941