Феминизм против феминизма

Марина Давыдова об «Алой букве» Анхелики Лидделл

текст: Марина Давыдова
Detailed_picture© Bruno Simao

На будущей неделе из печати выйдет очередной номер журнала «Театр.», посвященный феминистскому дискурсу на современной сцене. COLTA.RU публикует предпосланную ему колонку главного редактора.

В тот момент, когда номер журнала уже был на верстке, я посмотрела в Амстердаме на Holland Festival «Алую букву» — новый опус одной из икон театрального феминизма Анхелики Лидделл. Если бы этого не случилось, мое вступительное слово, вероятно, было бы несколько иным. Но теперь его придется начать с описания «Алой буквы», потому что икона феминизма сделала, по сути, антифеминистский спектакль. Вдруг пошла наперекор и наперерез прогрессивному тренду, будучи его воплощением и даже его квинтэссенцией.

Лидделл — звезда европейских фестивалей, но в наших краях она не очень известна. Как бы описать в двух словах ее театральный стиль… Представьте себе, что в визуальную среду спектаклей Ромео Кастеллуччи вдруг поместили Марину Абрамович с самым неистовым ее перформансом, и вы поймете что-то про спектакли Лидделл. Сценический антураж разом минималистичен и предельно насыщен смыслами и символами. Мизансцены выстроены порой так, словно над ними работали мастера эпохи Кватроченто. (К слову, как и Кастеллуччи, постановщица «Алой буквы» является обладательницей «Льва» Венецианской биеннале — только не «Золотого», а «Серебряного».)

Лидделл сама пишет тексты своих спектаклей, сама их режиссирует и сама неизменно в них солирует. Вдохновляется она при этом самыми неожиданными вещами — от стихов Эмили Дикинсон до газетных репортажей об убийствах на норвежском острове Утёйя. В данном случае источник ее вдохновения — opus magnum Натаниэля Готорна «Алая буква». Испив из литературного источника глоток-другой живительный влаги, железная леди испанской сцены, по обыкновению, пускается в далекое от источника путешествие. Сюжет романа (главная героиня Эстер в отсутствие мужа зачала ребенка от местного священника) в спектакле лишь угадывается, зато тема обогащается неожиданными обертонами.

© Simon Gosselin

Готорн был уроженцем Сейлема, того самого, в котором в конце XVII века проходил процесс над «салемскими ведьмами», и его книга в деталях описывает пуританские быт и нравы. В известном смысле этот написанный в середине XIX века роман можно считать предвестием феминизма. В любовном треугольнике «Алой буквы» мужчины мучаются многочисленными комплексами и в конце концов гибнут морально сломленными, зато подвергнутая социальному остракизму героиня не теряет присутствия духа и до конца отстаивает свое право строить жизнь без оглядки на добропорядочные нормы. Но Лидделл парадоксальным образом обращается к роману не для того, чтобы в очередной раз доказать право женщины на самостийность (оно ею и так давно и безоговорочно доказано), а для того, чтобы срифмовать пуританизм XVII века с нынешней новой этикой. Сначала исподволь, а в финальном монологе от чистого сердца простыми словами Лидделл ставит под сомнение все принципы этой этики, регламентирующей жизнь человека почище пуританских правил.

Саму-то Лидделл поди ограничь. Эстер в ее исполнении напоминает ведьму, то ли собирающуюся на Вальпургиеву ночь, то ли только что с нее вернувшуюся. Дюжина обнаженных и хорошо сложенных мужчин водит вокруг своей повелительницы разнообразные хороводы, а повелительница ворожит, неистовствует, вожделеет, играет с каждым из этого нудистского кордебалета в прихотливые сексуальные игры, а в финале втыкает в мужские задницы букеты хризантем. Что наша жизнь? Игра! Садомазохистская игра, уточняет Лидделл. Недаром доминирование героини то и дело сменяется в «Алой букве» моментами ее упоительного унижения и подчинения мужскому началу.

Казус Лидделл ясно доказывает: главное противостояние разворачивается сейчас не между правыми (консерваторами) и левыми (прогрессистами), а внутри самого прогрессивного тренда.

Человек — раб своей плоти. Но и чужой плоти тоже. Природу не укротишь. Да и надо ли? Если совсем ее выхолостить, останется ли в человеке что-то человеческое? Не правильно ли даровать ему хотя бы отчасти право на страсть, которая не ведает границ «личного пространства», право на любовь, в которой почти никогда не бывает равенства, наконец, святое и неотъемлемое право на грех? Ведь именно с грехопадения началась история человека: в первые же минуты спектакля на сцену выходят обнаженные мужчина и женщина и недвусмысленно застывают у торчащего посреди сцены древа познания добра и зла.

Багровые тона, окрашивающие спектакль Лидделл, отсылают нас разом и к алой букве А (первой букве в слове «адюльтер»), которой заклеймили падшую Эстер, и к бархатному убранству старинных театров. В своем неистовом порыве Лидделл разрушает разом и все театральные конвенции классической, укутанной бархатом культуры, и все заветы нового времени. Она словно бы показывает язык яростным блюстителям новой этики: не стесняясь, объективирует женщин вообще и саму себя в частности, вдруг выдает все клише эйджизма, сексизма и лукизма, то ли издеваясь над ними, то ли с ними соглашаясь. «Ах, как прекрасны юные девы и как ужасны стареющие стервы!» — в таком вот примерно духе.

© Simon Gosselin

Но главное, за что страстно сражается Лидделл, — это само искусство, которому новоявленные радетели этических норм готовы в любой момент указать пределы. В свои союзники Жанна д'Арк европейской сцены берет Сократа (его бюст лежит на сцене), Мишеля Фуко (на него тут ссылаются), Антонена Арто (его портрет украшает сцену) и вообще всю культуру прежних времен. «Вы хотите оставить нам Набокова без Набокова, Достоевского без Достоевского, Боккаччо без Боккаччо? — кричит она в финале. — Зачем мне мир без Боккаччо!» По политкорректному европейскому залу на «Алой букве» то и дело пробегает нервный смешок.

Казус Лидделл ясно доказывает: главное противостояние разворачивается сейчас не между правыми (консерваторами) и левыми (прогрессистами), а внутри самого прогрессивного тренда. Консерваторы давно уже не могут предложить миру ничего нового, они твердят то же, что твердили во времена Готорна и даже во времена «салемских ведьм», зато внутри левого дискурса обнаружилось интересное противостояние: за последние десятилетия тут было радикально пересмотрено несколько базовых понятий — в первую очередь, само отношение к человеческому телу и к проблеме сексуальности. В силу разных обстоятельств мне пришлось недавно собирать материалы, связанные с феноменом контркультуры, и как-то раз попался на глаза устав одной из коммун хиппи, базировавшейся в самом начале 1970-х в Германии. «Если кто-то подошел к кому-то с предложением секса, член коммуны не имеет права отказывать ему, ибо идея, что наши тела принадлежат нам, есть буржуазный предрассудок» — приблизительно так звучал один из его пунктов. Поразительно, какую фантастическую эволюцию проделала с тех пор прогрессивная мысль. Какой, я бы сказала, кульбит. Буржуазным предрассудком является нынче сама идея покушения на чье-то тело без санкции со стороны обладателя этого тела. Идея свободы и разрушения всех и всяческих границ вошла в клинч с идеей личной безопасности и необходимостью защитить эти границы. Не случайно едва ли не все главные фигуранты #MeToo-скандалов принадлежат к поколению контркультуры.

Борьба со статусом творца есть последний порыв и последняя судорога европейского эгалитаризма.

Но Армагеддон, случившийся внутри прогрессивного тренда, этим не ограничивается. Соглашаетесь вы с Лидделл или нет, трудно не признать, что в клинч с новой этикой то и дело вступает сам статус творца. Не оттого ли современное искусство все чаще и чаще — почти как во времена романтизма — помещает в центр своих художественных рефлексий фигуру художника как такового. Только если во времена Гофмана он вступал в сражение, в первую очередь, с миром филистеров и рутинеров, то теперь он атакуется сразу с двух сторон: его противником оказывается не только косное общество, но и в не меньшей степени «прогрессивные силы», ставящие под сомнение его претензию на особые права. В толерантном мире, где нет места насилию, объективации, нарушению личных границ и оскорблению чьих-либо чувств, художник, претендующий на свободу от любых правил, — личность заведомо сомнительная. Некогда противостоявший репрессивному миру политической и социальной жизни, он теперь сам воспринимается как носитель этой репрессивности. Мало того что с высоты таланта и авторитета он диктует свою волю тем, кто вовлечен в сферу его художественного поля; он пытается распоряжаться эмоциями и, следовательно, мыслями самих реципиентов, то есть тех, кто воспринимает искусство. Прогрессивный мир словно бы говорит художнику: ты когда-то отстаивал свое право быть выше царя, выше полководца или папы римского, а теперь ты сам превратился в монарха и патриарха. Ты, дорогой мой борец за свои привилегии, и есть нынче главный оплот прежней иерархии. Ты мнишь себя аристократом духа, но век аристократов давно миновал. Мы свергнем тебя с твоего престола. Уравняем в правах с простыми смертными. Новая этика — она для всех. Она едина и для обывателя, и для гения. Изволь упихнуть в ее прокрустово ложе свое поведение, свои декларации, а заодно и свои фантазии.

© Simon Gosselin

В известном смысле эта борьба со статусом творца есть последний порыв и последняя судорога европейского эгалитаризма.

Лидделл выламывается из всех прокрустовых лож. И из старых, и из новых. У художников любого пола, утверждает она, нет налогообложения в виде этикета, потому что границы искусства, в отличие от прочих границ, всегда открыты: хочешь — заходишь, хочешь — выходишь, хочешь — проходишь мимо. В ее эгалитаризме много элитистского пафоса, а в ее феминизме много антифеминистского. Но и наоборот — сам ее антифеминизм становится столпом и утверждением феминизма. Того, который позволяет женщине быть и политиком любого ранга, и домохозяйкой, и вампиршей, и благонравной матроной, и повелительницей, и рабой чужих желаний. За право женщин не оглядываться ни на какие нормы и право искусства их бесконечно ломать Лидделл, судя по всему, готова биться до конца — какой бы алой буквой ее за это ни заклеймили.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ COLTA.RU В ЯНДЕКС.ДЗЕН, ЧТОБЫ НИЧЕГО НЕ ПРОПУСТИТЬ


Понравился материал? Помоги сайту!

Сегодня на сайте
Разговор c оставшимсяВ разлуке
Разговор c оставшимся 

Мария Карпенко поговорила с человеком, который принципиально остается в России: о том, что это ему дает и каких жертв требует взамен

28 ноября 20244794
Столицы новой диаспоры: ТбилисиВ разлуке
Столицы новой диаспоры: Тбилиси 

Проект «В разлуке» начинает серию портретов больших городов, которые стали хабами для новой эмиграции. Первый разговор — о русском Тбилиси с историком и продюсером Дмитрием Споровым

22 ноября 20246346
Space is the place, space is the placeВ разлуке
Space is the place, space is the place 

Три дневника почти за три военных года. Все три автора несколько раз пересекали за это время границу РФ, погружаясь и снова выныривая в принципиально разных внутренних и внешних пространствах

14 октября 202412951
Разговор с невозвращенцем В разлуке
Разговор с невозвращенцем  

Мария Карпенко поговорила с экономическим журналистом Денисом Касянчуком, человеком, для которого возвращение в Россию из эмиграции больше не обсуждается

20 августа 202419433
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”»В разлуке
Алексей Титков: «Не скатываться в партийный “критмыш”» 

Как возник конфликт между «уехавшими» и «оставшимися», на какой основе он стоит и как работают «бурлящие ритуалы» соцсетей. Разговор Дмитрия Безуглова с социологом, приглашенным исследователем Манчестерского университета Алексеем Титковым

6 июля 202423531
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границыВ разлуке
Антон Долин — Александр Родионов: разговор поверх границы 

Проект Кольты «В разлуке» проводит эксперимент и предлагает публично поговорить друг с другом «уехавшим» и «оставшимся». Первый диалог — кинокритика Антона Долина и сценариста, руководителя «Театра.doc» Александра Родионова

7 июня 202428822
Письмо человеку ИксВ разлуке
Письмо человеку Икс 

Иван Давыдов пишет письмо другу в эмиграции, с которым ждет встречи, хотя на нее не надеется. Начало нового проекта Кольты «В разлуке»

21 мая 202429500